Проблема тревожности и страхов у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной ее коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной. Эта работа необходима для сохранения психического здоровья ребенка.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты.

Исследования мира детских эмоций могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология [5; 79].

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому как “беспокойство”, “тревога” [1; 34].

Чаще всего термин “тревога” используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственном образе “Я”; неадекватным уровнем притязаний; недостаточным обоснованием цели; предчувствием объективных трудностей; необходимостью выбора между различными образами действия.

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности.

Отмечают следующие причины тревожности у детей дошкольного возраста, вызванные характером внутрисемейных отношений.

1. Излишний протекционизм родителей, опека.

2. Условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка.

3. Плохая приспособленность ребенка-тревожность возникает из-за неумения одеваться, самостоятельно есть, укладываться спать и т.д.

Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. Известно, что при этом среда играет предопределяющую роль, способствуя образованию системы отношений, центром которых является самооценка, ценностные ориентации и направленность интересов и предпочтений. В дошкольном возрасте происходит зарождение начал самооценки. Многие авторы, описывая самооценку детей, раскрывают ее неадекватность, связь с неадекватными эмоциональными реакциями и в то же время отмечают, в каком возрасте происходит осознание возможностей своих действий и появляется потребность в самооценке. При исследовании связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, “в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения [2; 66].

В дошкольном возрасте происходит также интенсивное развитие психических процессов, значительно более содержательным становится мышление, появляется склонность к анализу и поиску причинно-следственных связей. Известно, что личностные качества человека находят свое специфическое выражение в его психических процессах.

Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд страхов. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребенком; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно.

Гораздо более распространены внушенные детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.

В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности [5;77]. Страх – эффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.

В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребенок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.

Рассмотрим методы арт-терапии как средство коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста.

Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию. Методы арт-терапии являются ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений. Используемые формы и методы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. Разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические, развивающие эффекты. Инновационные подходы к образованию должны опираться на проявления творческого потенциала детей. Для этой цели используются формы взаимодействия, которые основаны на игровой деятельности и приемах изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и художественной экспрессии.

В. Ловенфельд, Е. Кейн рассматривали изобразительную деятельность ребенка в неразрывной связи с развитием его эмоциональной сферы и видят в ней богатый потенциал для гармонизации его психики [4; 13].

Программы арт-терапевтической коррекции эмоциональных расстройств у детей могут быть основаны на использовании разных форм творческого самовыражения в первую очередь, изобразительную деятельность (рисование), которая дополняется музыкальной деятельностью, элементами литературного творчества.

В целях наилучшей организации и осуществления коррекционных программ целесообразно их деление на следующие основные этапы:

1. Этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики.

На этом этапе проводится исходная диагностика и определение показаний для применения конкретных техник, игр и упражнений, основанных на творческой активности и самовыражении.

2. Коррекционный этап, оценка промежуточных результатов.

На данном этапе происходит раскрытие индивидуальных чувств и проблем участников процесса в изобразительной деятельности и обсуждениях: происходит преодоление тревоги, препятствующей самораскрытию. Это приводит к постепенной коррекции имеющихся эмоциональных расстройств.

3. Этап завершения работы, оценка конечных результатов.

Основными результатами программы являются психологические изменения детей (гармонизация эмоциональной сферы, коррекция поведенческих нарушений и т.д.). Оценка таких изменений производится с использованием методов наблюдения, психологической диагностики, интервьюирования участников, а также социального и педагогического мониторинга.

Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.

Несколько советов по профилактике тревожности у детей:

1. Общаясь с ребенком, не следует подрывать авторитет других значимых для него людей.

2. Необходимо быть последовательным в своих действиях, не запрещать ребенку без всяких причин то, что разрешалось раньше.

3. Учитывать возможности детей, не требовать от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо обучающий процесс, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забыть похвалить его.

4. Доверять ребенку, быть с ним честным и принимать его таким, какой он есть.

Решиться помочь детям полностью избавиться от страха – это, значит, принять активное участие в их жизни. Для лучшего воздействия на страхи, нужно, прежде всего, установить контакт с детьми, подразумевающий доверительное отношение как условие развития творческих возможностей и веры в себя.

Литература.

  1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. Психологический журнал – 1997. – № 2. – Стр. 34–38.
  2. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1998. – 180 с.
  3. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997. – 158 с.
  4. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: Когито-центр, 2007. – 197 с.
  5. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М., 2001. – 98 с.
Тема Задачи Объем часов
1. Знакомство.
Рисование в паре.
Развитие взаимного доверия, инициативы.
Создание доброжелательной атмосферы.
25–30 мин.
2. Рисование “Нарисуй то, чего ты боишься”. Отреагирование внутренних страхов, снятие эмоционального и психомышечного напряжения. 25–30 мин.
3. Рисование “Нарисуй, как ты справишься с тем, что (кого) боишься”. Уменьшение тревожности, отреагирование внутренних страхов. 25–30 мин.
4. Рисование животных Коррекция, развитие эмоциональной сферы. Нейтрализация страха животных. 25–30 мин.
5. “В гостях у сказки”. Рисование сюжета из сказки. Снижение боязни сказочных персонажей (Бабы-Яги, Кощея и т.д.). Развитие воображения. 25–30 мин.
6. Игра-рисование “Чудесный лес”.
Этюд “Потерялся”.
Снятие страхов неосознанной тревоги, связанных с пространственными характеристиками. 25–30 мин.
7. Игра-рисование “Чудесное море”. Снятие психического напряжения, страхов, связанных с пространственными характеристиками и стихийными бедствиями. Развитие воображения. 25–30 мин.
8. Рисование “Тили-бом”, загорелся Кошкин дом!” Нейтрализация страха огня, снижение тревожности с помощью игры-драматизации и рисования. 25–30 мин.
9. Рисование под музыку. Ослабление эмоциональной напряженности; Реализация собственного потенциала. 25–30 мин.
10. Рисование каракулей. Активизация воображения, снятие напряженности. 25–30 мин.
11. Рисование “Чего на свете не бывает”. Снятие тревожности страхов, связанных со сном.
Развитие творческого воображения.
25–30 мин.
12. Рисование
“Наш детский сад”.
Закрепление положительного состояния. 25–30 мин.
13. Рисование на влажной бумаге. Активизация воображения, формирование сплоченности. 25–30 мин.
14. Игровое занятие.
Свободное рисование.
Развитие творческих способностей, снятие эмоционального напряжения. 25–30 мин.