На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной ее коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной. Эта работа необходима для сохранения психического здоровья ребенка.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты.
Исследования мира детских эмоций могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология [5; 79].
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому как “беспокойство”, “тревога” [1; 34].
Чаще всего термин “тревога” используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственном образе “Я”; неадекватным уровнем притязаний; недостаточным обоснованием цели; предчувствием объективных трудностей; необходимостью выбора между различными образами действия.
Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности.
Отмечают следующие причины тревожности у детей дошкольного возраста, вызванные характером внутрисемейных отношений.
1. Излишний протекционизм родителей, опека.
2. Условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка.
3. Плохая приспособленность ребенка-тревожность возникает из-за неумения одеваться, самостоятельно есть, укладываться спать и т.д.
Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. Известно, что при этом среда играет предопределяющую роль, способствуя образованию системы отношений, центром которых является самооценка, ценностные ориентации и направленность интересов и предпочтений. В дошкольном возрасте происходит зарождение начал самооценки. Многие авторы, описывая самооценку детей, раскрывают ее неадекватность, связь с неадекватными эмоциональными реакциями и в то же время отмечают, в каком возрасте происходит осознание возможностей своих действий и появляется потребность в самооценке. При исследовании связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, “в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения [2; 66].
В дошкольном возрасте происходит также интенсивное развитие психических процессов, значительно более содержательным становится мышление, появляется склонность к анализу и поиску причинно-следственных связей. Известно, что личностные качества человека находят свое специфическое выражение в его психических процессах.
Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд страхов. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребенком; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно.
Гораздо более распространены внушенные детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.
В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности [5;77]. Страх – эффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.
В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребенок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.
Рассмотрим методы арт-терапии как средство коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста.
Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию. Методы арт-терапии являются ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений. Используемые формы и методы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. Разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические, развивающие эффекты. Инновационные подходы к образованию должны опираться на проявления творческого потенциала детей. Для этой цели используются формы взаимодействия, которые основаны на игровой деятельности и приемах изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и художественной экспрессии.
В. Ловенфельд, Е. Кейн рассматривали изобразительную деятельность ребенка в неразрывной связи с развитием его эмоциональной сферы и видят в ней богатый потенциал для гармонизации его психики [4; 13].
Программы арт-терапевтической коррекции эмоциональных расстройств у детей могут быть основаны на использовании разных форм творческого самовыражения в первую очередь, изобразительную деятельность (рисование), которая дополняется музыкальной деятельностью, элементами литературного творчества.
В целях наилучшей организации и осуществления коррекционных программ целесообразно их деление на следующие основные этапы:
1. Этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики.
На этом этапе проводится исходная диагностика и определение показаний для применения конкретных техник, игр и упражнений, основанных на творческой активности и самовыражении.
2. Коррекционный этап, оценка промежуточных результатов.
На данном этапе происходит раскрытие индивидуальных чувств и проблем участников процесса в изобразительной деятельности и обсуждениях: происходит преодоление тревоги, препятствующей самораскрытию. Это приводит к постепенной коррекции имеющихся эмоциональных расстройств.
3. Этап завершения работы, оценка конечных результатов.
Основными результатами программы являются психологические изменения детей (гармонизация эмоциональной сферы, коррекция поведенческих нарушений и т.д.). Оценка таких изменений производится с использованием методов наблюдения, психологической диагностики, интервьюирования участников, а также социального и педагогического мониторинга.
Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.
Несколько советов по профилактике тревожности у детей:
1. Общаясь с ребенком, не следует подрывать авторитет других значимых для него людей.
2. Необходимо быть последовательным в своих действиях, не запрещать ребенку без всяких причин то, что разрешалось раньше.
3. Учитывать возможности детей, не требовать от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо обучающий процесс, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забыть похвалить его.
4. Доверять ребенку, быть с ним честным и принимать его таким, какой он есть.
Решиться помочь детям полностью избавиться от страха – это, значит, принять активное участие в их жизни. Для лучшего воздействия на страхи, нужно, прежде всего, установить контакт с детьми, подразумевающий доверительное отношение как условие развития творческих возможностей и веры в себя.
Литература.
- Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. Психологический журнал – 1997. – № 2. – Стр. 34–38.
- Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1998. – 180 с.
- Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997. – 158 с.
- Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: Когито-центр, 2007. – 197 с.
- Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М., 2001. – 98 с.
№ | Тема | Задачи | Объем часов |
1. | Знакомство. Рисование в паре. |
Развитие взаимного доверия, инициативы. Создание доброжелательной атмосферы. |
25–30 мин. |
2. | Рисование “Нарисуй то, чего ты боишься”. | Отреагирование внутренних страхов, снятие эмоционального и психомышечного напряжения. | 25–30 мин. |
3. | Рисование “Нарисуй, как ты справишься с тем, что (кого) боишься”. | Уменьшение тревожности, отреагирование внутренних страхов. | 25–30 мин. |
4. | Рисование животных | Коррекция, развитие эмоциональной сферы. Нейтрализация страха животных. | 25–30 мин. |
5. | “В гостях у сказки”. Рисование сюжета из сказки. | Снижение боязни сказочных персонажей (Бабы-Яги, Кощея и т.д.). Развитие воображения. | 25–30 мин. |
6. | Игра-рисование “Чудесный лес”. Этюд “Потерялся”. |
Снятие страхов неосознанной тревоги, связанных с пространственными характеристиками. | 25–30 мин. |
7. | Игра-рисование “Чудесное море”. | Снятие психического напряжения, страхов, связанных с пространственными характеристиками и стихийными бедствиями. Развитие воображения. | 25–30 мин. |
8. | Рисование “Тили-бом”, загорелся Кошкин дом!” | Нейтрализация страха огня, снижение тревожности с помощью игры-драматизации и рисования. | 25–30 мин. |
9. | Рисование под музыку. | Ослабление эмоциональной напряженности; Реализация собственного потенциала. | 25–30 мин. |
10. | Рисование каракулей. | Активизация воображения, снятие напряженности. | 25–30 мин. |
11. | Рисование “Чего на свете не бывает”. | Снятие тревожности страхов, связанных со сном. Развитие творческого воображения. |
25–30 мин. |
12. | Рисование “Наш детский сад”. |
Закрепление положительного состояния. | 25–30 мин. |
13. | Рисование на влажной бумаге. | Активизация воображения, формирование сплоченности. | 25–30 мин. |
14. | Игровое занятие. Свободное рисование. |
Развитие творческих способностей, снятие эмоционального напряжения. | 25–30 мин. |