Цель: создание условий для формирования у младших школьников представления о водоёмах Ростовской области.
Задачи:
а) образовательные: создать условия для накопления конкретных фактов и усвоения обучающимися знаний о разнообразии и видах водоёмов Ростовской области, о значении водоёмов Ростовской области в природе и в жизни человека, об экологических проблемах водоёмов и способах их решения;
б) развивающие: создать условия для развития познавательной активности детей, связной речи, умению анализировать, сравнивать, делать выводы на основании рассуждения;
в) воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к природе, умения работать в коллективе, формирования активной жизненной позиции, настойчивости в достижении цели, познавательной активности, чувства долга и ответственности перед природными богатствами, воспитания потребности в создании и использовании презентаций в обучении, интереса к предмету «Окружающий мир» через применение на уроке ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, экран, презентация Microsoft Power Point «Водоёмы нашего края. Дон», географическая карта Ростовской области, учебник А. Плешаков «Окружающий мир», часть 1, 4 класс, рабочая тетрадь А. Плешаков «Окружающий мир», часть 1, 4 класс, «Проверим себя» А. Плешаков «Окружающий мир», часть 1, 4 класс, КИМы «Окружающий мир» к учебнику А.Плешакова, 4 класс, И.Ф. Яценко
Авторский комментарий: данный урок составлен по УМК «Школа России», но может быть использован полностью или частично по другим УМК и во внеурочной деятельности.
Ход урока
I. Мобилизующее начало урока.
1. «Гора настроения». Определите свое место на горе, и я пойму, какое у вас настроение.
– что нужно сделать, чтобы настроение улучшилось?
2. «Плечо друга». Все знают, как важно вовремя опереться на плечо друга. Давайте почувствуем плечо друга, который поможет и поддержит в трудную минуту. Дети идут по классу, положив руку на плечо впереди стоящего ученика. [2]
3. «Я расту». Ученики стоят по кругу и выполняют задания по команде учителя:
Упрись в землю ногами,
Потянись к небу руками,
Воздуха чистого вдохни
И мысленно болезни отгони. [2]
II. Проверка домашнего задания.
Тест №21.
III. Актуализация знаний. Целеполагание.
Загадка: Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик в родничке, а широкий – в море. (Река) [6]
– какие ещё водные объекты названы в загадке? (Родник, море)
– сформулируйте тему урока (Водоемы нашего края)
– какой цели должны мы достичь к концу урока? (Познакомиться с водоемами Ростовской области)
– Ребята, готовы ли вы наблюдать?
Выводы делать и рассуждать?
Быстрей за работу, 4 класс!
Водоемы области приглашают нас.
– что вы уже знаете по этой теме?
На доске:
- Какие бывают водоемы
- Виды водоемов
- Значение водоемов для человека
- Растительный и животный мир для человека
- Охрана водоемов
– что хотели бы узнать по нашей теме?
- Какие бывают водоемы в Ростовской области
- Виды водоемов Ростовской области
- Значение водоемов для человека Ростовской области
- Растительный и животный мир для человека Ростовской области
- Охрана водоемов Ростовской области
IV. Работа по теме урока.
1. Самостоятельная работа. Записать в рабочую тетрадь стр. 49 естественные и искусственные водоемы.
– взаимопроверка
– как вы думаете, какие водоемы существуют в нашем крае? Отметьте в тетради.
2. Знакомство с водоемами Ростовской области.
Учитель: В нашей области много различных водоемов. Со всеми познакомиться, конечно, не сможем, о некоторых поговорим; слушайте и запоминайте.
Начнем с искусственных водоемов.
В долинах малых рек, балок находится около 2 тысяч прудов, площадь которых превышает 25 тыс. га (больше всего их вдали от крупных рек).
ПРУД, искусственный водоем, созданный как источник воды для орошения, разве- дения рыбы и водоплавающей птицы, хранения воды, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий и других целей. Площадь обычно не более 1 км2 [3]
– назовите пруды х. Сетраки.
Ученик: ЦИМЛЯНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ. Не так давно между рекой Калачом-Доном и городом Цимлянском просторно было лишь степным ветрам. В 1952 году Дон, перехваченный большой гигантской плотиной, затопил огромное пространство, образовав степное Цимлянское море. Этот водоём вполне оправдывает название «море». Ведь простирается оно в длину на 360 км, а ширина его около 18 км. Если стоять на плотине, то берега моря едва видны в голубеющей дали. В штормовую погоду на Цимлянском водохранилище поднимаются поистине морские волны, достигающие 3-метровой высоты. Волны водохранилища меньше, чем морские, но круче их, поэтому и более коварные. По берегам, в заливах, устроены специальные убежища, где суда укрываются в непогоду. Водохранилище построено для орошения засушливых донских степей, для судоходства крупных судов по Дону. [1]
Учитель: Емкость 24 млрд. м3 Цимлянского водохранилища можно представить таким образом: если вырыть канал шириной 200м вокруг Земного шара по экватору, то воды Цимлянского моря хватило бы, чтобы заполнить этот канал на глубину 3м.
Ученик: ВЕСЁЛОВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ. Водохранилище располагается в Сальском, Пролетарском и Багаевском районах нашей области. Его площадь составляет 309 квадратных километров. Водохранилище является местом гнездования многих видов птиц. Значительная часть прилегающей территории земли является местом, где человек охраняет и воспроизводит такие виды животных и птиц, как кабан, олень пятнистый, косуля, фазан, серый гусь, кряква, дрофа, каравайка, колпица, ходулочник, огарь и др. [1]
Ученик: ПРОЛЕТАРСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ, на р. Зап. Маныч, в Ростовской обл., Калмыкии и Ставропольском крае. Заполнено в 1939-41, с подпором оз. Маныч-Гудило. Площадь 798 км2, объем 2,03 км3, длина 190 км, наибольшая ширина 13 км. Используется в целях судоходства, энергетики и рыбного хозяйства. [3]
Учитель: Естественные водоемы.
Болот на территории ростовской области немало, общая их площадь составляет свыше 40 тыс. га. Наиболее крупные встречаются в низовьях Дона и поймах других рек, в лиманах, на юго-западе области. Все болота донского края – низинные, с грунтовым питанием.
Ученик: На территории нашего края насчитывается больше сотни больших и малых озёр. Самое большое озеро в Ростовской области — озеро Маныч-Гудило. [1]
МАНЫЧ-ГУДИЛО (Большой Маныч, Гудило) — соленое озеро в Калмыкии, в центральной части Кумо-Манычской впадины, частично расположено по границе Ростовской области и Ставропольского края; на высоте 10 м. Площадь изменчива (средняя 344 км2), средняя глубина 0,6 м. Озеро вытянуто с юго-востока на северо-запад. Берега болотистые, зарастающие; питание снеговое. Высшие уровни в марте-мае, низшие в октябре-декабре. Весной озеро распресняется до солоноватого. Оно замерзает не каждый год, период ледостава продолжается в среднем 2,5 месяца. На юго-востоке на высоте 11 м к Маныч-Гудило примыкают соленое озеро Маныч (Малый Маныч) площадью 78,8 км2 и горько-соленое озеро Маныч площадью 10,7 км2. В 2 км от Маныч-Гудило на берегу озера Грузского находится климатокумы- солечебный курорт Маныч. [3]
Озеро овеяно множеством интересных легенд. В одной из них говорится о проис- хождении его названия .Ещё древние люди заметили, что в штормовую погоду над озером слышатся какие-то звуки, и создаётся впечатление, что оно таинственно гудит. В легенде говорится, что якобы на дне озера есть огромные пещеры, связывающие его с Каспийским морем. Через них часть озёрной воды быстро уходит в море, производя подводный гул. На самом деле, гул, который слышится, вовсе и не таинственен. Образуется он оттого, что в штормовую погоду шум довольно больших волн сливается с воем ветра и усиливается, резонируя в оврагах и пещерах обрывистого северного берега. И подземного коридора, конечно же, нет. Озеро представляет особую ценность как место массового гнездования птиц (гнездится около 40 тыс. особей) Во время осеннего пролёта бывает до 3.5 млн. птиц.
В районе озера Маныч-Гуцило обитает 29 видов животных, которые занесены в Красную книгу России. Часть его территории входит в государственные природные заповедники — «Чёрные земли» в республике Калмыкия и «Ростовский» в Ростовской области. [1]
Ученик: АЗОВСКОЕ МОРЕ (др.-рус. — Сурожское море), на юге Восточно-Европейской равнины. Керченским проливом соединено с Черным м. Площадь 39 т. км2. Глубина до 15 м. Крупные заливы: Таганрогский, Сиваш. Впадают крупные реки Дон и Кубань. Замерзает на 2-3 мес. Рыболовство (хамса, тюлька, лещ, судак). Основные порты: Мариуполь, Таганрог, Ейск, Бердянск. Курорты. В результате антропогенных воздействий ухудшилась экологическая обстановка; ведется поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Азовского моря. [3]
Учитель: В Ростовской области около 5 тыс. мелких рек и водостоков общей протяженностью 16700км. Из них 410 малых, длина которых более 10км, в том числе 150 рек до 200км. Большая часть рек приходится на временные стоки (балки), имеющие сток только весной и иногда во время выпадения обильных дождей.
В Ростовской области есть река Горькая – впадает в Азовское море, река Гнилая – правый приток реки Быстрой, река Меловая – правый приток Калитвы, река Сухая – приток реки Быстрой. Озеро Пеленкино – близ г. Азова, озеро Золотое – В Усть-Донецком районе, озеро Монастырское – близ г. Аксая.
А сейчас о главной реке Ростовской области посмотрим презентацию. В учебнике на стр. 154, где есть план описания реки.
Презентация «Водоемы нашего края. Дон»
Учитель: У Дона есть 5 тезок! Дон во Франции, Индии, Шотландии, Англии, Канаде.
Тезками Дона являются два города – В Мексике, во Вьетнаме. На Азовском море есть полуостров Дон.
V. Первичное закрепление.
– Что нового узнали? ( по плану урока по шагам)
VI. Физминутка.
VII. Вторичное закрепление.
1. Приклеить информацию в рабочую тетрадь на стр. 50.
Донская земля! Почти на 500км протянулась она с севера на юг и с запада на восток. На территории Ростовской области протекает 150 рек. Самая крупная река – Дон. Слово «Дон» обозначает «река», или «вода». Оно сохранилось с тех времен, когда здесь жили древние народы. Дон, четыре раза меняя направление, протекает по территории Тульской, Воронежской, Волгоградской и Ростовской областей .Исток реки Дон находится в Детском парке города Новомосковска Тульской области. Небольшой ручеёк вытекает из-под большого серого валуна на улице Комсомольской. Уже через несколько километров Дон протекает малой речкой по березнякам, ельникам и дубравам. Постепенно Дон покидает леса и течёт по степям. Уклон реки небольшой – всего 100м на 2км. Скорость течения невелика – 0,5 м/сек. За медленное, спокойное течение народ и назвал Дон тихим. В народных песнях и сказаниях Дон часто называют «Ивановичем». На всём протяжении в Дон сбегают ручьи, малые и большие реки, которые называют притоками. Все притоки назвать невозможно, ведь Дон питают 5255 притоков. Крупнейшими правыми притоками являются: Непрядва, Красивая Меча, Быстрая Сосна, Тихая Сосна, Чёрная Калитва, Чир, Кагальник, Северский Донец. Левые притоки: Воронеж, Осеред, Битюг, Хопёр, Медведица, Иловля, Сал, Западный Маныч.
Особое значение Дон имеет для водоплавающих и околоводных птиц (скопа речная, чайка, журавль-красавка, лебедь, белый журавль, вальдшнеп, утка-кряква, большая белая цапля. Издавна донской край славится рыбой. Здесь водится более 70 видов рыб ( карась, сельдь, окунь, лещ, карп, щука.) [1]
Как люди влияют на реку Дон
Люди издавна селятся и ведут хозяйственную деятельность на берегах реки. Часто это приводит к нежелательным последствиям. Так при распашке земель близко к урезу воды во время паводков и сильных дождей потоки несут с собой множества песка и ила, что приводит к обмелению водоёмов, а значит, изменяется естественная среда обитания многих речных обитателей, порой это приводит даже к вымиранию отдельных видов.
В верхнем течении Дона берега песчаные, поэтому высокоскоростные речные суда, поднимая при прохождении с высокой скоростью большую волну, разбивают берега, изменяя русло и глубину реки.
Что люди делают для охраны реки
В целях сохранения реки и приумножения её богатств люди занимаются охраной водных ресурсов. На отдельных участках Дона созданы специальные природные зоны и заповедники для разведения редких животных и птиц, таких как выхухоль, орлан-белохвост, скопа речная и других. В ряде районов области действуют рыбоводческие хозяйства, которые занимаются разведением ценных видов рыбы и выпускают малька в естественные водоёмы. В верхнем течении запрещено судоходство для тех видов водного транспорта, которые сильно разрушают берега.
– Просмотреть текст. Выделить непонятные слова, интересные данные.
2. Разбиться на группы по 3 ученика. Учебник стр. 155-156 читать текст по цепочке в группах. Составить по содержанию текста по 2 вопроса для других групп.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто… Что… Когда… Может… Как звали… Верно ли что… Мог ли… Было ли… |
Объясните, почему… Дайте объяснение, почему... Почему вы считаете, что… Предположите, что будет, если… Почему вы думаете… |
[5]
– Что нового узнали?
VIII. Первичный контроль.
– Самостоятельная работа в тетради «Проверь себя» стр. 39-40.
– Взаимопроверка.
– Какие задания вызвали затруднения? Почему?
– Что нужно сделать, чтобы затруднений не было?
IX. Рефлексия.
– Сегодня мы узнали о водоемах Ростовской области, об искусственных и естественных водоемах Ростовской области, подробно о реке Дон.
– Какую цель ставили мы в начале урока? Достигли ли мы цели?
– Где полученные знания можно применить в жизни?
– Кто доволен своими успехами на уроке?
– «Гора настроения»
X. Домашнее задание.
Учебник стр. 154-158, в рабочей тетради с. 50 пересказ, в рабочей тетради с. 51 задание 6.
Использованные ресурсы:
- М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская. Природа и история родного края: Книга для чтения в начальной школе, 2-е изд.доп., – Ростов н/Д.: «Издательство БАРОПРЕСС», 2006. – 320 с.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 класы, – М.:ВАКО, 2007. -125с. – (Мастерская учителя)
- Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011»
- Презентация «Водоемы нашего края. Дон», авт. учитель Сетракова И.М.
- Уроки окружающего мира с применением технологий, 1-3 классы. Методическое пособие с электронным приложением /С.А. Арженовская, Т.В. Белых [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.:»Планета»; 2010. – 192 с. – (Современная школа) стр. 55