Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Родина, что это значит?"

Разделы: Начальная школа


Цель: раскрыть понятие “Родина”.

Задачи:

  1. Показывать выражение патриотизма в работах поэтов, композиторов, художников;
  2. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, народ;
  3. Развивать речь детей, творческое воображение; работать над формированием устойчивого внимания.

Оборудование: глобус, печатные таблицы, пословицы (напечатаны), карточки с заданиями, оценочные листы, творческие работы учащихся школы-интерната на тему “Мой Ямал”, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Садитесь. Сегодня мы работаем в группах. Успех работы будет зависеть от сплоченности ребят отдельной группы и всех групп вместе. На партах лежит оценочный лист. Хороший результат вы будете отмечать в каждой графе таблицы знаком плюс.

II. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы закончили изучение большого раздела. Как он называется? (“Кто живёт рядом с тобой”) Что мы изучали, о чём говорили? (о семье, близких людях, о правилах поведения, о дружбе, об общении) К какому выводу мы пришли, изучая этот раздел учебника? (Нужно стремиться к тому, чтобы людям, с которыми мы общаемся, было хорошо и интересно) Что, кроме слов, может нам подсказать о чувствах собеседника? (мимика и жесты) Что такое мимика? (движение мышц лица) Что такое жесты? (движения рук, ног, тела) Дома вы должны были поработать над мимикой и жестами, приятными для собеседника.

- Изобразите:

  • “приятно удивлён”
  • “очень рад”
  • “приглашаю”
  • “очень хорошо!”

- Сейчас я произнесу небольшую речь. Один из вас изобразит её мимикой и жестами. Кто желает?
- Дорогие гости, мы приятно удивлены. Очень хорошо, что вы пришли! Мы вам рады. Приглашаем на урок!

III. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы начинаем изучение следующего раздела. Внимательно послушайте и скажите, о чем пойдёт речь.

(В руках учителя глобус)

На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну - наш общий дом.

- Правильно, речь пойдёт о нашей стране. Как она называется? (Россия)

- Ребята, в этот момент на глобус могут смотреть тысячи людей – жителей разных стран: Франции, Америки, Китая, Японии и многих других. Что для них может означать на карте слово Россия? (далёкая, большая страна) А что это слово значит для нас? Спросим об этом учебник или попытаетесь ответить сами?

- Откройте учебники на странице 89. Прочитайте название раздела. “Россия – твоя Родина”. Прочитайте, о чём узнаем, на какие вопросы ответим.

- Этому разделу мы посвятим тринадцать уроков. Тема первого урока “Родина – что это значит?”. Учебник и другие источники нам очень многое расскажут о России: о её прошлом и настоящем. А пока мы узнаем, о чём же рассказал папа из рассказа на странице 90. Откройте следующую страницу.

IV. Работа над новым материалом.

1. Чтение по ролям текста “О чём рассказал папа” подготовленными учащимися.

2. Обсуждение текста:

- Назовите героев этого рассказа. (Папа, Егор, Даша)
- Кто ещё есть в семье? (Мама, Бабушка)
- Какое событие произошло в этой семье? (Вернулся папа)
- Где был папа? (в командировке в Америке)
- Какое чувство он испытывал, находясь в другой стране? (тоску)
- Что ему не понравилось там? (всё понравилось: и страна, и интересная работа)
- Почему он всё-таки тосковал? (Скучал по родным местам, семье, друзьям)
- Какой можно сделать вывод? (Человеку плохо вдали от Родины)

3. Работа с текстом К. Д. Ушинского “Родина”.

- У России есть другие имена. Ребята подготовились и прочитают сейчас, как по-другому называет нашу страну – Россию К. Д. Ушинский.

1-й учащийся: Наше Отечество, наша Родинаматушка Россия.
2-й учащийся: Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. (табличка “Отечество”)
3-й учащийся: Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное… (табличка “Родина”)
4-й учащийся: … а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. (“мать”)

- Прочитайте хором на доске: “Отечество”, “Родина”, “Мать”. Очень красиво и понятно рассказал о других названиях России К. Д. Ушинский.

- Сейчас прочитаем о них в учебнике на странице 91 в рубрике “Вспомни. Ты это уже знаешь”. Какие слова добавим на доске? (“родная сторона”, “родная страна”, “Отчизна”, “Россия”, “Российская Федерация”, “россияне”)

4. Работа в тетради.

- Откройте тетрадь на странице 50. Прочитайте задание к упражнению № 1.
- Запишите самостоятельно слова близкие по значению слову Родина.
- Прочитайте записанные слова.

5. Физминутка “Если нравится тебе”.

6. Работа в тетради.

- Задание № 2. Обсудите в группе, какие слова можно вставить в текст, запишите их и прочитайте. (Проверка по группам)

7. Словарная работа.

- Ребята, кто из вас знает, как называют человека, который любит свою Родину?
- Прочитайте хором слово “патриот”. Сложите это слово из карточек-букв. Запомните его. (Помещаем табличку на доске)

8. Народная мудрость. Составление и чтение пословиц о Родине.

- О любви к Родине гласит и народная мудрость. У каждой группы на партах части пословиц. Соедините их и прочитайте.

  • Где родился, там и пригодился.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Родной куст и зайцу дорог.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.

9. Работа с репродукцией И. И. Левитана “Вечерний звон”.

- Сейчас нас приглашают в картинную галерею. Рассмотрите репродукцию картины И. И. Левитана “Вечерний звон” с. 92.

- Поэт передаёт свою любовь к Родине словами, композитор – мелодией, а художник – красками. Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. После трудового дня отдыхают лодки, засыпают не потревоженные ветром деревья и травы, мирно несёт свои воды река-красавица. Это наша Родина. Нам хорошо и привольно здесь.

- Можем ли мы понять художника: почему ему захотелось изобразить именно этот пейзаж?

- Можно ли прибавить к названию картины слова “родина”, “родная сторона”, “любимый край”?

10. Работа с текстом песни “Красно солнышко” И. Шаферана.

- Почитайте текст песни.

- Можно ли сказать, что автор любит Родину?
- Найди слова, которые это подтверждают. (“Я не знаю земли лучше той, что меня растила…”)
- С кем сравнивает поэт Россию? (Сравнивает с девушкой Алёнушкой)
- Он называет её ласковым именем. Она “предстаёт во всей красе”. Так называют только тех, кого любят.
- Какие красоты особенно волнуют автора? (“синих рек рукава”, “поляны земляничные”, “светла от берёз Россия”)

11. Что мы знаем о России?

- Ребята, представьте себе, что вы беседуете с человеком, который никогда не бывал в нашей стране, что бы вы ему могли рассказать, какая она Россия? Вам помогут подготовиться вопросы.

Карточка 1

Наша страна называется ____________________.
Столица России – город-герой ______________________.

Карточка 2

Во главе нашего государства стоит президент __________________________________.
Главная площадь России – ______________________ площадь.
9 Мая на Красной площади проходит парад ____________________.

Карточка 3

Наша страна впервые в мире осуществила полет человека в космическое пространство.
Первый в мире космонавт – ____________________________.

Карточка № 4

Я живу в _____________________________ автономном округе.
Салехард – город на _____________________ круге.

12. Видео презентация “Дом мой - Ямал”.

- Люди каждого уголка России воспевают свой край, свою малую родину.
- Как называется наша малая родина? (Ямал)
- Посмотрите на карту и увидите Ямал, частицу России.
- Пусть это суровый северный край, но мы любим его за красоту, за то, что это наш дом. Посмотрите творческие работы учащихся школы. Как много в них любви и гордости за наш край. <Приложение 1>

13. Гимнастика для глаз.

- Над нами родное небо, справа – река, слева – тундра, под ногами – родная земля. Это наша малая родина. Посмотрите ещё раз вокруг. Как красиво!

14. Итог урока.

- Ответьте на главный вопрос урока. Родина – что это значит? (ответы детей)

15. Рефлексия.

- Какой результат показывает оценочный лист?
- Он подтверждает тот факт, что работали вы дружно, плодотворно.
- Поставьте оценку ребятам своей группы.

16. Домашнее задание.

1, 2 группы: Рабочая тетрадь с. 50 № 3; 3,4 группы: мини-сочинение “Мой Ямал”.