Программа "Культура здоровья"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В последние годы в нашем обществе все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья детей. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.

 Проблема сохранения  здоровья  в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта “Образование”, президентской инициативы “Наша новая школа”, Федеральных государственных образовательных стандартов.

В современных условиях модернизации образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных ориентиров в отношении своего здоровья.  Чтобы сформировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, следует не только говорить о его значении для человека, но и вносить в жизнь элементы здравотворчества, саморегуляции, культуросообразного отношения к здоровью,  оснащая школьника привычками и навыками, которые избавляют человека от тяжелых напряжений, т.е. формировать культуру здоровья.

Культура здоровья – личностное качество каждого человека,  которое может сформироваться только благодаря активной здравотворческой деятельности самого человека.

Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой внутренней мотивации на здоровье.

Предлагаемая авторская программа “Культура здоровья” - это попытка создать единый “человекоцентрический” учебный предмет, который служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Только знания своих собственных сильных и слабых сторон заставляют признать сильные и слабые стороны другого. Предмет “Культура здоровья” является профилактической программой Эта программа дает школьнику возможность поэтапного “открытия” в себе главных психических и физических составляющих здоровья.

Главная цель программы — научить школьников вести здоровый образ жизни с учетом индивидуальности каждого.

Исходя из главной цели, были сформированы и задачи программы:

  1. Научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира.
  2. Дать знания о собственном здоровье и факторах, влияющих на состояние здоровья.
  3. Научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье.
  4. Формировать важнейшие социальные навыки, способствующие социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек.
  5. Побуждать учащихся к сознательному выбору форм поведения, способствующих наиболее эффективному самосовершенствованию.

Содержание программы отвечает требованиям федеральной программы “Здоровье”, но некоторые разделы рассмотрены более глубоко. Выбор тем, изучаемых наиболее подробно, достаточно обоснован. Целый ряд заболеваний школьников обусловлен влиянием факторов внутришкольной среды, способствующих росту таких патологий как нарушение осанки, болезни органов зрения, сколиоз, психические расстройства и др. Методология воспитания культуры здоровья школьников основана на следующих педагогических принципах:

  • принцип системности – предусматривает выделение структурных компонентов системы воспитания, а также взаимосвязей между ними и ориентирует субъектов данного процесса на систематическое присвоение и использование культуры здоровья в процессе жизнедеятельности;
  • принцип научности – выражается в опоре на научные представления, теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания культуры здоровья школьников;
  • принцип социокультурный – предусматривает связь процесса воспитания культуры здоровья школьников с жизнью, социокультурной средой, помощь личности во всестороннем развитии;
  • принцип непрерывности - заключается в постоянной корректировке в работе по воспитанию культуры здоровья школьников, так как в самой воспитательной системе изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность, через систему целей, содержания, средств обучения и сторон воспитательного процесса;
  • принцип гуманизма – выражается в уважении к личности ребенка, в сочетании с требовательностью к нему, в создании благоприятного психологического климата, положительного эмоционального фона в группе;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников – выражается в подборе средств, методов, форм работы с учетом возрастных и индивидуальных различий в работе с конкретными воспитанниками;
  • принцип единства – предусматривает обеспечение единых и согласованных действий школы, семьи и общественности в процессе воспитания культуры здоровья обучающихся.

Программа включает в себя четыре раздела, которые основаны на определении здоровья, данного Всемирной Организацией здравоохранения, как “состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней”. (Приложение1)

1 раздел программы. “Я смотрю на себя, я слушаю себя”.

В этой части программы необходимо обратить внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитать систему ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе. Тематика уроков в этом разделе направлена на то, что учащиеся должны получить следующие знания, умения и навыки:

  1. Познакомиться с частями своего тела и их функциями;
  2. Уметь выразить словами свои чувства, испытываемые при общении с другими людьми, природой;
  3. Уметь выразить словами свое настроение, доброжелательно относиться к людям, к членам семьи;
  4. Соблюдать социальные нормы поведения;
  5. Уметь позитивно относиться к самому себе и создавать свой положительный образ.

II раздел программы. “Я учусь творить свое здоровье”.

В этом разделе рассматриваются вопросы физического здоровья, т.е. изучение состояния органов и систем органов, а также их рост и развитие. Тематика данных уроков предусматривает у учащихся следующие знания, умения и навыки:

  1. Знать элементарное строение органов и систем, их значение в жизни человека;
  2. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;
  3. Знать и уметь выполнять комплекс упражнений гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, гимнастики для улучшения кровообращения.

Учитывая экологическую обстановку, III раздел программы “Экология и здоровье”. На фоне негативных изменений экологической обстановки в программу включен блок “Экология и здоровье”, который побуждает учащихся к решению продуктивных преобразовательных задач по отношению к природной реальности. На этих уроках учащиеся узнают о том, что человек - часть природы и, охраняя природу, он охраняет свое здоровье.

IV раздел программы “Экология и здоровье”. Дети должны не только знать о вреде курения, алкоголя и наркотиков, но и уметь сопротивляться давлению, уметь сказать “нет”, осознать пагубность этих наркотических веществ. Одним из главных требований к изучению этого раздела программы выступает: максимальное исключение возможности обратного эффекта - “повышенного интереса”, т.е. сообщаемая информация не должна вызывать “поисковой активности” ребенка, желания на собственном опыте проверить достоверность фактов.

Тематическое планирование уроков здоровья рассчитано на учащихся младших классов и среднего звена 5-7 классы. Всего на изучение программы отводится 170 часов, по 32 часа в каждом классе (Приложение2). Структура программы имеет “горизонтальный” принцип, т.е. обучение предлагается проводить по идентичным направлениям (блокам), каждое из которых, основываясь на знаниях и умениях, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков.

На каждом уроке необходимо использовать деятельный подход в обучении, который побуждает обучаемых принимать на себя ответственность за знания. Среди многообразия методов обучения данному предмету можно выделить девять основных: дискуссионный метод, рассказ, наглядность, эксперимент, экскурсия, услуги, ролевая игра и драма, сочинение стихов и песен, игры. При реализации данной программы необходимо отказаться от запугивания: “Не делай этого, а то заболеешь или умрешь”. Такой подход, по данным психологов, низкоэффективен, информация быстро забывается.

Формы организации деятельности учащихся на уроках:

  • работа в группах (как статическая, так и подвижная);
  • работа в парах;
  • фронтальный опрос с использованием мяча.
  • интерактивный опрос.

Элементы игры можно использовать также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:

  • хлопанье в ладоши;
  • поднятие руки;
  • сигнальные карточки различного цвета.

На каждом уроке как средство обучение используются ИКТ – технологии для повышения интереса к предмету. Методика работы с детьми основана на личностно ориентированном обучении.

Система работы учителя, безусловно, меняется в условиях использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), здесь необходимо говорить об интеграции ИКТ с современными педагогическими технологиями:

  • коммуникативными (общение; обучение в сотрудничестве, взаимообучение, учебный диалог);
  • исследовательскими (проблемное обучение, метод проектов; организационнная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций);
  • игровыми (игра; организационные формы - деловые, ролевые, игры-путешествия).

Учитывая невозможность интеграции всех тем программы “Культура здоровья” в учебные планы школьных предметов, а также возникающую необходимость дополнительного и более глубокого рассмотрения некоторых тем, классные руководители могут планировать их включение в воспитательные мероприятия, которые выносятся на классные часы или во внеклассную работу.

К некоторым аспектам обучения здоровью лучше обращаться в рамках других областей учебной программы.

Система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни (с этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы). Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе “Окружающий мир”это разделы: “Здоровье и безопасность”, “Мы и наше здоровье”, “Наша безопасность”, “Как устроен мир”, “Путешествия” (и учебный проект “Путешествуем без опасности”), “Чему учит экономика” и др. и темы: “Что вокруг нас может быть опасным?”, “Зачем мы спим ночью?”, “Почему нужно есть много овощей и фруктов?”, “Почему нужно чистить зубы и мыть руки?”, “Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?”, “Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?”.

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе “Технология” при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе “Человек и информация” показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе “Английский язык” в учебниках “ English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе ( Have you ever been on a picnic ? , подвижным играм ( We like playing games ), участию в спортивных соревнованиях. Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием “Олимпийские игры”, с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр.

В курсе “Физическая культура” весь материал способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

В рамках общественных наук учащиеся могут исследовать проблемы, касающиеся прав человека, включая Конвенцию Организации Объединенных Наций по правам ребенка, проводить дискуссии по вопросам дискриминации.

В качестве приема здоровьесбережения применяется дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе.

Рекомендации по “Организации здоровьесберегающей деятельности в школе”:

  1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
  2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
  3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к каждому уроку.

Объем домашнего задания и его сложность надо соизмерять с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и оставлять за ними право выбора в соответствии с собственными силами.

Ожидаемые конечные результаты программы “Культура здоровья”:

  1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
  2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
  3. Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ
  4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
  5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
  6. Создание уровня психологической комфортности в системе "ученик – учитель";
  7. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;
  8. Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка.