Внеклассная работа может проводиться в разных формах.
- Выставки.
- Экскурсии.
- Беседы.
- Лекции.
- Конференции.
- Юннатские операции.
- Экологические вечера.
- Классные часы.
Многообразие форма экологической работы делает ее интересной и разнообразной. Выставки привлекают и объединяют большое количество ребят. Темы выставок: “Береги свою планету”, “Природа – наш дом”, “Красная книга растений”, “Красная книга животных”, “Творчество Н. Рериха”, “Творчество Г. Гуркина”.
Можно рекомендовать разнообразные экскурсии: в библиотеки, музеи, природу.
Очень важна практическая направленность экологических знаний, поэтому рекомендуются экологические субботники по уборке улиц, берегов рек, памятников, парков, лесонасаждений и т.д.
Большое значение в пропаганде экологических знаний имеет использование национально-регионального компонента, который способствует привитию любви к малой Родине.
Если суммировать все полученные экологические знания на внеклассных мероприятиях (с 5-8 классы) со знаниями, полученными детьми на уроках и из СМИ получится весомый объем знаний, которые будут способствовать формированию экологического мировоззрения и убеждения, что “Природа – наш дом”.
Цели проекта:
- Сформировать экологическое мировоззрение у учащихся, как возможность реально оценить экологическую ситуацию в природе.
- Научить учащихся принимать активное участие в природоохранительных мероприятиях.
- Выработать у учащихся навыки поведения в природе и убеждения, что “Природа - наш дом”.
Задачи проекта:
- Проанализировать создавшиеся экологические проблемы в школе, селе, Республике.
- Изменить собственный образ жизни по отношению к природе.
- Создать индивидуальные проекты “Природа - наш дом”.
Методы проекта:
Анализ научной литературы, наблюдение, исследование, практические работы, создание проектов.
Актуальность темы:
Ежедневно из средств массовой информации мы узнаём об экологических бедствиях. Глобальной экологической проблемой является сокращение видов растений и животных. Приток туристов в Республику Алтай неизбежно приводит к экологическим изменениям. Как быть? Как сохранить природу?
Противоречия:
В последние время экология стала сферой повышенного интереса. Информация о состоянии окружающей среды становится доступной и обещающей улучшения. И всё же не смотря, на всеобщее понимание проблемы экологический кризис продолжается.
Гипотеза:
Система экологических знаний (полученных с 5 по 8 класс), практическая направленность мероприятий, способствующих формированию экологического мировоззрения и убеждения, что “Природа – наш дом”.
Ресурсы проекта:
Участники проекта:
- Педколлектив.
- Сельская администрация.
- Комитет по охране природы.
- Санэпидстанция.
Сроки реализации:
Долгосрочный (4 года)
Механизм реализации:
Этапы:
1-й этап – подготовительный.
Анализ литературы, получение первичных понятий: заповедник, заказник, памятник природы, национальные парики, ботанические сады, красная книга растений и животных, красная книга Республики Алтай.
2-й этап – основной.
Работа по созданию проектов, презентаций, сообщений по темам: “Красная книга растений Онгудайского района”, “Красная книга животных Онгудайского района”, “Лесная аптека”, “Охрана леса”, “Юнацкие операции”, “Ядовитые и наркотические растения”………………….
Проведение экскурсий, классных часов, конференций, бесед, экологических вечеров, экологических рейдов, субботников. Посещение выставок.
3-й этап – заключительный.
Защита индивидуальных проектов “Природа - наш дом”. Создание программы “За чистоту родного села” (коллективная работа). Конкурс “Экологический знак”, конкурс презентаций “Я и природа”. Диагностирование.
Риски:
Проанализировать ситуацию в классе, школе, селе по отношению к экологическим проблемам и возможности оценить их.
Финансово-экономическое сопровождение:
Проект финансируется сельской администрацией и спонсорами.
Критерии оценки:
Критериями оценки результатов проекта являются:
- Количество обучающихся вовлечённых в природоохранительные мероприятия, создание презентаций, проектов.
- Уровень морального и психического состояния учащихся при выполнении природоохранительных мероприятий.
Прогнозируемые результаты проекта:
- Формирование навыков экологического воспитания.
- Формирование навыков поведения в природе.
- Выработка умений оказывать практическую помощь природе, анализировать своё поведение и поведение одноклассников.
Система отслеживания результатов:
- Диагностика.
- Наблюдение.
- Тестирование.
Заключение:
Работа проекта будет ориентирована на следующие направления.
- На выработку правил поведения в природе.
- На пропаганду эколого-просветительских знаний.
- На создание проектов “Природа – наш дом”.
Содержание программы
5 класс | Памятники природы (понятие). Памятники природы Онгудайского района. |
Национальные парки (понятие). Ботанические сады (понятие). Примеры. |
|
Заказники (понятие). Заказники Онгудайского района: Шавлинский, Сумультинский, их местоположение, цель создания. | |
Заповедники (понятие). Заповедники Республики Алтай: Алтайский, Катунский, цель создания, местоположение. | |
Красная книга (понятие), цель создания. Красная книга растений РСФСР и РА. Красная книга животных РСФСР и РА. |
|
Правила поведения в природе. | |
6 класс | Экскурсия в школьную библиотеку. Цель: знакомство с литературой о растениях и об охране растений. |
Красная книга растений Онгудайского района | |
“Лесная аптека” - охрана лекарственных растений | |
Охрана леса | |
Юннатские операции (понятие). История создания. “Елочка”, “Подснежник”. Цель их проведения. | |
“Кто, если не ты”. Дискуссия. | |
7 класс | Экскурсия в школьную библиотеку. Цель: знакомство с литературой о животных и об охране животных. |
Красная книга животных Онгудайского района | |
Причины оскудения животного мира Онгудайского района | |
Юннатские операции “Кормушка”, “Живое серебро”, “Муравей”. | |
8 класс | Здоровье и окружающая среда. |
Ядовитые и наркотические растения и их вред для человека. | |
“Формула здоровья”. Дискуссия. | |
Организм человека – удивительное изобретение природы. |
Познавательная компетенция.
5 класс.
Знать: понятие памятник природы, национальный парк, ботанический сад, заказник, заповедник. Понятие и цель создания Красной книги растений и животных России и Республики Алтай.
Уметь: соблюдать правила поведения в природе.
6 класс.
Знать: растения Онгудайского района занесённые в Красную книгу России и Республики Алтай. Знать лекарственные растения Онгудайского района.
Уметь: принимать участие в юннатских операциях по очистке и охране леса (“Ёлочка”) и сохранении растений (“Подснежник”).
7 класс.
Знать: животных Онгудайского района занесённых в Красную книгу России и Республики Алтай.
Уметь: принимать участие в юннатских операциях (“Кормушка”, “Муравей”, “Живое серебро”).
8 класс.
Знать: о влиянии окружающей среды на здоровье, знать ядовитые и наркотические растения Онгудайского района.
Уметь: узнавать ядовитые и наркотические растения, оказывать первую медицинскую помощь при отравлении.
Литература:
- “Зелёная аптека Горного Алтая” Ю.В.Никифоров. Алтайское книжное издательство 1990г.
- Один год из жизни “Марша парков” - Барнаул 2007
- Млекопитающие Республики Алтай и Алтайского края – Горно-Алтайск, 1995
- Пособие по выращиванию лекарственно-технических растений на территории Республики Алтай – Горно-Алтайск, 2008
- Красная книга Республики Алтай. Растения – Горно-Алтайск, 2002
- Красная книга Республики Алтай. Животные – Горно-Алтайск, 2002