Проект "Формирование эколого-просветительских знаний в воспитательной работе с учащимися 5–8-х классов"

Разделы: Экология


Внеклассная работа может проводиться в разных формах.

  • Выставки.
  • Экскурсии.
  • Беседы.
  • Лекции.
  • Конференции.
  • Юннатские операции.
  • Экологические вечера.
  • Классные часы.

Многообразие форма экологической работы делает ее интересной и разнообразной. Выставки привлекают и объединяют большое количество ребят. Темы выставок: “Береги свою планету”, “Природа – наш дом”, “Красная книга растений”, “Красная книга животных”, “Творчество Н. Рериха”, “Творчество Г. Гуркина”.

Можно рекомендовать разнообразные экскурсии: в библиотеки, музеи, природу.

Очень важна практическая направленность экологических знаний, поэтому рекомендуются экологические субботники по уборке улиц, берегов рек, памятников, парков, лесонасаждений и т.д.

Большое значение в пропаганде экологических знаний имеет использование национально-регионального компонента, который способствует привитию любви к малой Родине.

Если суммировать все полученные экологические знания на внеклассных мероприятиях (с 5-8 классы) со знаниями, полученными детьми на уроках и из СМИ получится весомый объем знаний, которые будут способствовать формированию экологического мировоззрения и убеждения, что “Природа – наш дом”.

Цели проекта:

  1. Сформировать экологическое мировоззрение у учащихся, как возможность реально оценить экологическую ситуацию в природе.
  2. Научить учащихся принимать активное участие в природоохранительных мероприятиях.
  3. Выработать у учащихся навыки поведения в природе и убеждения, что “Природа - наш дом”.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать создавшиеся экологические проблемы в школе, селе, Республике.
  2. Изменить собственный образ жизни по отношению к природе.
  3. Создать индивидуальные проекты “Природа - наш дом”.

Методы проекта:

Анализ научной литературы, наблюдение, исследование, практические работы, создание проектов.

Актуальность темы:

Ежедневно из средств массовой информации мы узнаём об экологических бедствиях. Глобальной экологической проблемой является сокращение видов растений и животных. Приток туристов в Республику Алтай неизбежно приводит к экологическим изменениям. Как быть? Как сохранить природу?

Противоречия:

В последние время экология стала сферой повышенного интереса. Информация о состоянии окружающей среды становится доступной и обещающей улучшения. И всё же не смотря, на всеобщее понимание проблемы экологический кризис продолжается.

Гипотеза:

Система экологических знаний (полученных с 5 по 8 класс), практическая направленность мероприятий, способствующих формированию экологического мировоззрения и убеждения, что “Природа – наш дом”.

Ресурсы проекта:

Участники проекта:

  • Педколлектив.
  • Сельская администрация.
  • Комитет по охране природы.
  • Санэпидстанция.

Сроки реализации:

Долгосрочный (4 года)

Механизм реализации:

Этапы:

1-й этап – подготовительный.

Анализ литературы, получение первичных понятий: заповедник, заказник, памятник природы, национальные парики, ботанические сады, красная книга растений и животных, красная книга Республики Алтай.

2-й этап – основной.

Работа по созданию проектов, презентаций, сообщений по темам: “Красная книга растений Онгудайского района”, “Красная книга животных Онгудайского района”, “Лесная аптека”, “Охрана леса”, “Юнацкие операции”, “Ядовитые и наркотические растения”………………….

Проведение экскурсий, классных часов, конференций, бесед, экологических вечеров, экологических рейдов, субботников. Посещение выставок.

3-й этап – заключительный.

Защита индивидуальных проектов “Природа - наш дом”. Создание программы “За чистоту родного села” (коллективная работа). Конкурс “Экологический знак”, конкурс презентаций “Я и природа”. Диагностирование.

Риски:

Проанализировать ситуацию в классе, школе, селе по отношению к экологическим проблемам и возможности оценить их.

Финансово-экономическое сопровождение:

Проект финансируется сельской администрацией и спонсорами.

Критерии оценки:

Критериями оценки результатов проекта являются:

  1. Количество обучающихся вовлечённых в природоохранительные мероприятия, создание презентаций, проектов.
  2. Уровень морального и психического состояния учащихся при выполнении природоохранительных мероприятий.

Прогнозируемые результаты проекта:

  1. Формирование навыков экологического воспитания.
  2. Формирование навыков поведения в природе.
  3. Выработка умений оказывать практическую помощь природе, анализировать своё поведение и поведение одноклассников.

Система отслеживания результатов:

  • Диагностика.
  • Наблюдение.
  • Тестирование.

Заключение:

Работа проекта будет ориентирована на следующие направления.

  1. На выработку правил поведения в природе.
  2. На пропаганду эколого-просветительских знаний.
  3. На создание проектов “Природа – наш дом”.

Содержание программы

5 класс Памятники природы (понятие).
Памятники природы Онгудайского района.
Национальные парки (понятие).
Ботанические сады (понятие). Примеры.
Заказники (понятие). Заказники Онгудайского района: Шавлинский, Сумультинский, их местоположение, цель создания.
Заповедники (понятие). Заповедники Республики Алтай: Алтайский, Катунский, цель создания, местоположение.
Красная книга (понятие), цель создания.
Красная книга растений РСФСР и РА.
Красная книга животных РСФСР и РА.
Правила поведения в природе.
6 класс Экскурсия в школьную библиотеку. Цель: знакомство с литературой о растениях и об охране растений.
Красная книга растений Онгудайского района
“Лесная аптека” - охрана лекарственных растений
Охрана леса
Юннатские операции (понятие). История создания. “Елочка”, “Подснежник”. Цель их проведения.
“Кто, если не ты”. Дискуссия.
7 класс Экскурсия в школьную библиотеку. Цель: знакомство с литературой о животных и об охране животных.
Красная книга животных Онгудайского района
Причины оскудения животного мира Онгудайского района
Юннатские операции “Кормушка”, “Живое серебро”, “Муравей”.
8 класс Здоровье и окружающая среда.
Ядовитые и наркотические растения и их вред для человека.
“Формула здоровья”. Дискуссия.
Организм человека – удивительное изобретение природы.

Познавательная компетенция.

5 класс.

Знать: понятие памятник природы, национальный парк, ботанический сад, заказник, заповедник. Понятие и цель создания Красной книги растений и животных России и Республики Алтай.

Уметь: соблюдать правила поведения в природе.

6 класс.

Знать: растения Онгудайского района занесённые в Красную книгу России и Республики Алтай. Знать лекарственные растения Онгудайского района.

Уметь: принимать участие в юннатских операциях по очистке и охране леса (“Ёлочка”) и сохранении растений (“Подснежник”).

7 класс.

Знать: животных Онгудайского района занесённых в Красную книгу России и Республики Алтай.

Уметь: принимать участие в юннатских операциях (“Кормушка”, “Муравей”, “Живое серебро”).

8 класс.

Знать: о влиянии окружающей среды на здоровье, знать ядовитые и наркотические растения Онгудайского района.

Уметь: узнавать ядовитые и наркотические растения, оказывать первую медицинскую помощь при отравлении.

Литература:

  1. “Зелёная аптека Горного Алтая” Ю.В.Никифоров. Алтайское книжное издательство 1990г.
  2. Один год из жизни “Марша парков” - Барнаул 2007
  3. Млекопитающие Республики Алтай и Алтайского края – Горно-Алтайск, 1995
  4. Пособие по выращиванию лекарственно-технических растений на территории Республики Алтай – Горно-Алтайск, 2008
  5. Красная книга Республики Алтай. Растения – Горно-Алтайск, 2002
  6. Красная книга Республики Алтай. Животные – Горно-Алтайск, 2002