Урок математики "Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Усвоение и закрепление практических умений сложения, вычитания и умножения десятичных дробей;
  • Контроль над уровнем усвоения материала и умением оценивать свои знания;
  • Развитие устойчивого интереса к математике через изучение истории родного края;
  • Воспитания чувства коллективизма, привитие умения выслушивать других.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, карты с таблицей вычислений, индивидуальное домашнее задание, купоны, верительные грамоты.

Ход урока

I . Организационный момент.

Учитель: (1 слайд с видами г. Омска)

Город, город!
Ты огромен
И как будто бы бескраен.
И всегда твои мы дети,
Где бы ни были на свете…

Эти строки поэт Л. Мартынов посвятил городу на Иртыше, городу Омску. И сегодня мы отправимся в путешествие по Омской области и городу Омску. В путешествии нам понадобятся ваши знания, находчивость и смекалка. За правильные ответы вы будите получать купоны, которые будут накапливаться в конвертиках, лежащих на ваших столах. Набравший наибольшее количество купонов станет обладателем верительной грамоты. А теперь, юные путешественники, в путь!

(2 слайд: 17,3; 15,30; 7,1; 1,65)

Учитель: Ребята, что это перед нами?
Учащиеся: Десятичные дроби.
Учитель: А причём здесь дроби и история Омска и Омской области? Как они связаны?
Учащиеся: различные варианты ответов.
Учитель: верно, цель нашего урока: в форме заочного путешествия – познакомиться с историей и достопримечательностями любимого города, при этом показать и закрепить навыки работы с десятичными дробями, обобщить полученные знания по теме “Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей”.

II. Устная работа.

Учитель: История Омской области и г. Омска уходит глубоко в прошлое. А с кем связано освоение и заселение Прииртышья?
Учащиеся: Освоение и заселение Прииртышья русскими связано с легендарным походом Ермака.
Учитель: А в каком году это произошло?
Учащиеся: Разные варианты ответов.
Учитель: Сейчас мы узнаем, в каком году это произошло:

(3 слайд) Восстановите цепочку вычислений:

Учащиеся:

17,3 – 15, 30 = 2;
2 * 7,1 = 14,2;
14,2 + 1,65 = 15,85;
15,85 * 100 = 1585.

Учитель: Верно, это было в 1585 году

  1. Как подписывают десятичные дроби при сложении и вычитании столбиком?
  2. Где ставится запятая в результате сложения или вычитания?
  3. Как умножить десятичную дробь на число?
  4. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 …?
  5. Как умножить десятичную дробь на десятичную дробь?
  6. Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001?

Учащиеся: отвечая на вопросы, проговаривают правила сложения и вычитания десятичных дробей, умножения десятичной дроби на число, на 10, 100, 1000 и тд.

III . Отработка навыков сложения, вычитания и умножения десятичных дробей.

(4 слайд)

Учитель: Перед нами самый древний город на территории Омской области. Что это за город?
Учащиеся: Тара.

(5 слайд)

Учитель: Сейчас мы узнаем, в каком году он основан русскими землепроходцами. (У каждого на столе следующая таблица):

  7,02 3,4 0,98 45,143 1580,4
4,5 +        
9,7   -      
0,1     *    
56,8       -  
1     -    
0,12   *     +

По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются таблицами. Учитель предлагает выполнить определённое (одно и тоже) действие над числами, стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клеточке с точкой.

Через 2 – 3 минуты таблички возвращаются обратно, и учащиеся проверяют результаты вычислений друг друга. Проверяющий ученик может поставить оценку, подписать свою фамилию. После проверки задания учитель собирает таблички, поводит итог.

Ребята, если вы сложите сотые части верхней строки и прибавите целую часть последней дроби этой строки, то получите год основания г. Тара.

(6 слайд)

Учащиеся: 2 + 0 + 8 + 4 + 0 + 1580 = 1594

Учитель: Верно, это год 1594. По мере освоения Прииртышья отряды русских поднимались вверх по Иртышу. Для укрепления положения в среднем Прииртышье в устье реки Омь была основана Омская крепость. А в каком году это произошло?

Учащиеся: разные варианты ответов.
Учитель: Сейчас мы узнаем, в каком году это произошло: (7 слайд)

А) Расположите дроби в порядке убывания: 10,0006; 10,078; 10,1; 10,00134 (8 слайд)

Учащиеся: 10,1; 10,078; 10,00134; 10,0006
Учитель: Если вы возьмёте у первого числа десятую часть, у второго сотую часть, у третьего тысячную, а у четвёртого десятитысячную, то получите год основания любимого города.
Учащиеся: 1716
Учитель: Верно, это год 1716. А откуда город получил такое название? (9 слайд)
Учащиеся: От реки Омь.
Учитель: Своё название город Омск получил от реки, около которой вырос. А слово “Омь” в переводе на русский означает Тихая. Омь течёт к Иртышу по Барабинской равнине и оттого имеет тихое плавное течение.

(10 слайд)

Б) сейчас мы узнаем, в каком году была образована омская область с центром в городе Омске. Корни этих уравнений образуют нужную нам дату:

1)
8,86 – х = 7,86
х = 8,86 – 7,86
х = 1

2)
в : 1,6 = 5
в = 5* 1,6
в = 8

3)
а : 0,5 = 4
а = 4 * 0,5
а = 2

4)
3,8 – у = 1,8
у = 3,8 – 1,8
у = 2

Учащиеся: год 1822
Учитель: Верно. В современных границах наша область была сформирована в 1934 году. Омская область расположена в пределах южной части Западно-Сибирской равнины.

(11 слайд)

Округлите до единиц, ответ обоснуйте:

141,4 = 141;
31,7 =32;
5,56 = 6;
24,467 = 24;
1561,8 = 1562.

Учащиеся: называют результаты округления, пользуясь правилом округления десятичных дробей.
Учитель: Верно, 141 тыс. кв. км – площадь Омской области, которая разделена на 32 административных района, на территории Омской области располагается 6 городов, 24 посёлка городского типа, 1562 сельских поселения.

(12 слайд)

Учитель: поставьте запятую, чтобы равенство было верным, и вы узнаете, сколько национальностей проживает на территории области: (у каждого ряда своё выражение)

108 + 692 = 80;
938 – 138 = 80;
374 + 426 = 80.

Учащиеся:

10,8 + 69,2 = 80;
93,8 – 13,8 = 80;
42,6 + 37,4 = 80.

Учитель: Итак, у всех получилось 80 национальностей.

Год от года хорошеет город на Иртыше. Красивые современные здания дополняют архитектуру прошлого периода (13, 14 слайды)

Выполняя следующие действия, мы определим год основания достопримечательностей города: (15 слайд)

Омский кадетский корпус: Здание строилось для канцелярии Сибирского казачьего войска 1, 826 * 1000 =

Учащиеся: 1826

(16 слайд)

Зал органной и камерной музыки Омской областной филармонии: размещается в здании бывшего кинематографа “Кристалл – Палас” (15,1 + 4,06) * 100 =

Учащиеся: 1916
Учитель: Словно по волшебству встают во всей своей красе церкви и часовни… .Посмотрите, как прекрасна омская святыня – Успенский кафедральный собор нашего времени, освящённый вновь 15 июля 2007 года (17, 18 слайды)

Первый же собор был торжественно освящён 9 сентября 1899 года омским епископом Григорием (Полетаевым) Однако собор был закрыт в 1920 –е годы и снесён в 1950 – е годы.

Давайте познакомимся со сметой затрат на строительство первого собора:

1891 год 14 669,24 руб. Закладка и строительство фундамента
1892 – 1893 гг. 8 219,55 руб.

42 059, 21 руб.

Строительные материалы
1894 г 10 785, 56 руб. Кирпич, известь, лес
1895 г   Строительные материалы

В каком году затраты были наибольшие, наименьшие? Как вы сравнили данные?

Учащиеся: В 1892 – 1893 гг. затраты были наименьшие, а в 1984 году наибольшие. Чтобы сравнить две десятичные дроби, сравниваем сначала целые части, а затем дробные по разрядам.

Учитель: Красив и современен сегодняшний Омск. Много зданий в городе реставрируется. Омск молодеет на глазах, и очень точными сегодня воспринимаются слова старой песни: “Омск… Город старинный, город студентов, город зелёный, степной, омытый былинной иртышской волной…(19, 20 слайды)

IV. Самостоятельная работа.

Учитель: А мы продолжаем своё путешествие

1. Перед нами (21 слайд) Омский государственный театр куклы, актёра, маски “Арлекин”. Коллектив Омского “Арлекина” знаменит своими поисками и экспериментами. Творческое направление “Театр рассказчика” связано с именем главного режиссёра театра, заслуженного деятеля искусств России Бориса Саламчева.

Выполните действия и вы узнаете год основания театра: 48,4 * 0,4 * 100 =

Учащиеся: (1936)

Учитель:

2. А это Омский государственный музыкальный театр (22 слайд). Год основания легко вычисляем удобным способом: 7,8 * 194,7 + 2,2 * 194,7 =

Учащиеся: (7,8 + 2,2) * 194,7 = 1947
Учитель: Верно. 29 января 1982 г Омский государственный театр переехал в новое современное здание. Это один из крупнейших творческих коллективов всего Сибирского региона. Основное направление его творческого пути – осуществление постановок отечественных композиторов. В штате ОГМТ более 600 человек.

3. Перед нами открывается во всей своей красе Омский музей изобразительных искусств имени Врубеля (23 слайд). Музей располагается сегодня в двух престижных городских зданиях, каждое из которых является памятником архитектуры и входит в число визитных карточек города. Определите, в каком году музей посвятил 150 – летию М.А. Врубеля, родившегося в Омске, целую программу, рассчитанную на год: (1,568 + 0,438) * 1000 =

Учащиеся: 2006 год.
Учитель: Верно. Сегодня мы только чуть – чуть познакомились с историей Омска и Омской области, но наше путешествие продолжится. (24 слайд)

V. Подведение итогов.

Учитель: Ребята, теперь вы можете ответить на вопрос: какая связь между десятичными дробями и историей Омска?
Учащиеся: Да, с помощью десятичных дробей мы определяли год основания Омска, Омской области, различных достопримечательностей города.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
Учащиеся: разные варианты ответов
Учитель: Ребята, у кого из вас пять и более купонов? Вы получаете верительную грамоту “Самого активного путешественника” и диск с более подробным путешествием по нашей области и городу Омску. У кого 4 купона и меньше получают “Путеводитель по Омской области”. Сообщение оценок, индивидуальное задание на дом.

VI. Окончание урока.

Учитель: А закончить наш урок я хочу словами притчи: “Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: “Что ты делал весь день?” И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал весь день?”, и тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма!”

Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

Кто работал так, как первый человек? Поднимите левую руку

Кто работа так, как второй человек? Поднимите правую руку.

А кто принимал участие в строительстве храма? Встаньте!

Значение десятичных дробей в жизни велико. “С их помощью” строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время. При проведении операции по лечению больных, в спортивных соревнованиях решающую роль играют порой, сотые доли секунды. Значение десятичных дробей трудно переоценить. Вам ещё предстоит интересная и увлекательная работа по изучению десятичных дробей. Мне сегодня было приятно с вами путешествовать. Спасибо за урок все свободны.