Цели:
- Познакомиться с Восточной культурой.
- Научиться осмысливать и анализировать музыкальные произведения.
- Научиться распознавать интонационные особенности восточной и русской культуры.
Т.С.О.: Мультимедийная установка, Музыкальный центр, рисунки детей, учебники по музыке.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами на уроке приоткроем дверь в таинственный сказочный мир Востока.
Карта мира (слайд с картой путешествия).
Давайте с вами рассмотрим карту мира и постараемся увидеть, где находится Восток, там куда показывает стрелка компаса или быть может, где то в другом месте.
(Ответы детей)
Учитель: Восточные страны начинаются с юга России это: Абхазия, Грузия, Армения, страны дальнего Востока Турция, Египет, Индия, Китай, Япония.
Каждая из этих стран таит в себе загадку. Много веков назад Русские люди все эти страны называли загадочной Персией (Кроме Японии и Китая).
Многие путешественники стремились побывать в Восточных странах.
Многие, побывав однажды, стремились туда вновь. Приезжая из путешествий каждый из них привозил свою историю или сказку.
А вы ребята знаете Восточные сказки?
О чём они?
(Ответы учащихся)
Я знаю, на уроках литературы вы познакомились с восточными сказками, и даже делала к ним иллюстрации.
(Просмотр детских рисунков)
Страны востока интересовали не только путешественников и учёных, но и музыкантов. Первым о загадочных восточных странах в своих произведениях рассказал Н. А. Римский - Корсаков. Он побывал в этих далёких странах, когда совершал учебное кругосветное плавание на корабле.
И вот какими он их увидел:
“Величественные дворцы и минареты.
Многочисленные колонны, фонтаны и арки.
А орнамент на стенах повторяет движения самой природы”
А кто мне ответит, что такое орнамент?
(Ответы детей)
Учитель: Орнамент – это украшение, узор, рисунок, многократно повторяющийся, варьирующийся.
Всю эту красоту он запечатлел в своих многочисленных музыкальных произведениях. Мы же прослушаем одно из них. Симфоническую сюиту – сказку “Шехерезада”.
После прослушивания вопросы:
- Сколько музыкальных образов вы услышали?
- Какие они по характеру?
- Развивается ли мелодия дальше?
Портреты композиторов (Н.А Римский – Корсаков, М.П.Мусоргский, М.И. Глинка.)
Учитель: Но не только Н.А Римский-Корсаков обращался к теме Востока, к этой теме обращались и другие русские композиторы: М.П.Мусоргский, М.И. Глинка.
М.П. Мусоргский отразил восточные мотивы в своей опере “Хованщина”, а именно в “Пляске персидок”.
Вслушайтесь, как по-разному звучит музыка.
(Слушание)
Учитель: Ребята как прозвучала музыка, какой у неё характер?
(Ответы детей)
Ещё один русский композитор М.И Глинка представил восточную народную мелодию, которая была известна в Персии, в своей опере “Руслан и Людмила”.
Слушание: “Персидский хор”.
Я вам предлагаю сравнить восточную мелодию с русской народной песней.
Слушание: “Ходила младёшенька”.
В чём разница? Есть ли сходство?
(Ответы детей)
Учитель: Ребята, как вы думаете, что помогает композиторам сочинять восточные музыкальные тема?
И обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток?
(Ответы детей)
Чтобы подвести итог пройденного материала я предлагаю вам сравнить Русскую и Восточную культуру. Выполните небольшое задание, чтобы ответить на вопрос может ли Восток быть русским?
(Задания)
В завершении урока мне бы хотелось исполнить вместе с вами песню, разученную на прошлом уроке. Эта песня про волшебника, много веков назад заточённого в лампу, и освобождённого мальчиком Волькой. Конечно же, эта песня про старика Хоттабыча.
Исполнение песни, выставление отметок.
(Презентацию можно получить у автора статьи).