Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте способствует познанию окружающего мира. Процесс проявления можно значительно ускорить, если вести с детьми соответствующую воспитательную работу.
В связи с этим процесс рисования мы понимаем не только как усвоение детьми каких-то знаний, умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир, знать культуру своего народа и передавать его в своих работах. Поэтому побуждать детей к созданию красивых вещей – дело важное. Если их приучать к этому с дошкольного возраста, то впоследствии они всегда будут стремиться к красоте. В настоящее время большое место уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. Решению этой важной задачи способствуют занятия в детском саду по созданию разных декоративных изделий на основе народного прикладного искусства.
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными и выразительными средствами. В связи с этим процесс рисования мы понимаем не только как усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.
Задачи эстетического оформления предметов решает декоративное искусство. Понятие декоративности распространяется не только на специальные произведения искусства, оно имеет и прикладное значение. Как правило, предметы чисто бытового назначения – одежда, мебель, посуда – требует оформления. Произведения прикладного искусства должны быть не просто красивы, а вызывать у человека эстетические, моральные переживания, быть полезными.
В декоративном рисовании проявляются черты национального характера. В оформлении различных предметов быта ясно видны национальные особенности, отражающие жизненный уклад, историю, культуру и даже экономику данного народа. Культура разных народов взаимно влияет друг на друга, переплетается. Поэтому необходимо внимательно изучать искусство каждого промысла.
Народное декоративно – прикладное искусство должно войти в быт детского сада, радуя детей расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус. Маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве. Однако некоторые образцы национальных промыслов детям можно показать. Предметы прикладного искусства народов России могут быть ценным материалом не только для художественного, но и для интернационального воспитания каждого ребенка.
Использование народных декоративных росписей может быть одним из путей усвоения детьми способов творческих действий. Иллюстративный материал может рассматриваться как средство для получения образовательных знаний о культуре разных народов, объектах и явлениях, которые помогают детям в дальнейшем передач в своих рисунках. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построение фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.
Использование произведений изобразительного искусства может быть одним из путей усвоения детьми способов творческих действий. В процессе активного восприятия художественного образа, иллюстрации дети знакомятся с выразительно – изобразительными средствами. Народная игрушка и иллюстративный материал могут рассматриваться как средства для получения образовательных знаний о декоративных росписях, которые помогут детям в дальнейшем использовать их в своих работах.
Основным композиционным началом украшения игрушки в плоскостном изображении служит орнамент. При обучении внимание воспитателя направлено на показ детям приемов передачи в рисунке ритмичности, симметрии, выразительных очертаний, линий, колориту, что объясняется характером данного показа. Основной композиционный прием – ритмическое построение и чередование элементов.
Показ приемов чаще всего имеет место на отдельных этапах выполнения детьми задания. Такая этапность помогает детям опереться на прошлый опыт.
Творческие задания направляются на выполнение какой-то определенной задачи передачу характерного орнамента, росписи, узора, на решение колористической задачи. В основе лежит ряд факторов: специфика содержания творческого задания, степени его сложности, характер изобразительно – выразительных средств, уровень подготовленности детей.
Передача цвета является одной из важнейших задач в достижении выразительности рисунка. Правильная живописная передача характерных элементов, подбор цвета является одним из необходимых условий колористической согласованности. Как на занятии, так и в повседневной жизни детям преподносятся простота и яркость дымковской игрушки, расписной матрешки и другой народной декоративно – прикладной культуры, тем самым вызывается интерес, и пополняются познания о народном творчестве. Большую помощь здесь оказывает специально подобранные образцы наглядного материала.
Получив поддержку наглядного характера, дети самостоятельно находят сочетания различных элементов, и располагают их на заданных формах. Ясная установка на передачу декоративных элементов в отдельности, составление простых орнаментов, дает возможность самостоятельно и творчески подойти к украшению более сложных образов.
Под влиянием целенаправленного показа народной росписи, отдельных элементов обогащается содержательная сторона образа в детском рисунке, происходит конкретизация замысла, проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к игрушке, росписи, народному творчеству.
Наглядный материал качественно содействует нахождению ребенком различных способов воплощения замысла в создании выразительных образов, при использовании колорита и декоративных элементов.
При восприятии народного творчества развиваются наблюдательность, воображение и понимание народной культуры, то есть те качества личности ребенка, которые обуславливают формирование творческих способностей.
Интерес к занятиям изобразительной деятельности по мотивам декоративной росписи свидетельствует о высоком уровне развития творческих и художественных способностей детей дошкольного возраста.
План работы на три года по мотивам росписи дымковской игрушки
Средняя группа Плоскостное рисование |
Старшая группа Плоскостное и объёмное рисование |
Подготовительная группа Сюжетное и объёмное рисование |
|
I кв. | Знакомство с дымковской игрушкой. | Роспись на круге. | Знакомство с народными традициями по изготовлению игрушек. |
Рисование на полоске прямых линий, точек. | Роспись дымковской лошадки. | Весёлые свистульки. | |
Украшение фартука. | Дама с собачкой. | Роспись индюшки (объёмное). | |
II кв. | Роспись барышни (украшение юбки). | Роспись козлика (объемная игрушка). | На дворе у бабушки. Коллективная роспись домашних животных. |
Рисование колец. | Златорогий олень (комбинирование народных элементов). | Украшение посуды (элементы дымковской росписи). | |
Волнистая линия. | Няньки - кормилки. | Дамы – водоноски (плоскостное). | |
III кв. | Роспись дымковского козла. | Роспись пасхального яйца по мотивам дымковской росписи. | “Веселая карусель” коллективная роспись игрушек. |
Роспись лошадки. | “В мастерской” роспись объемной барышни. | Кавалеры на лошадях. | |
Составление узора на квадрате. | Роспись дымковского индюка (плоскостное). | “Весну провожаем – лето встречаем” (хоровод) коллективная роспись игрушек. | |
IV кв. | Барышня-франтиха. | Роспись домика по мотивам дымковской росписи. | Путешествие по Вятке. |
“На ярмарке!” Роспись. Выбранной игрушки. |
“Солнышко – колоколнышко” спираль, кольцо. | В гостях у дымковских мастеров. |