Аквариум – маленькая искусственная экосистема

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума4 научить поддерживать экосистему аквариума;
  2. Развивать интерес к многообразию аквариумных обитателей; чувство ответственности за тех, кого мы берем под опеку;
  3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

А) Блиц-опрос.

Что такое экосистема?

- Единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Из каких частей состоит экосистема?

- Воздух, вода, вода, почва, производители, потребители, разрушители.

Какие “профессии” живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут?

- Нужны “производители” (“кормильцы”), потребители (“едоки”), разрушители (“мусорщики”).

Какие экосистемы нам уже известны?

- Экосистемы озера, болота, луга, леса и поля.

Чем отличается экосистема поля от всех остальных экосистем?

- Она создана человеком, т.е. это искусственная экосистема.

Б) Постановка проблемного вопроса.

Легко ли создать искусственную экосистему? (Ответы детей)
Что нужно для того, чтобы все же создать такую экосистему? (Ответы детей)

А какую искусственную экосистему можно создать дома?

- Аквариум.

Совершенно верно, но что для этого нужно знать? (Ответы детей)

Слайд 1. аквариум только с рыбками

III. Совместное открытие знаний.

Можно ли сказать, что эта экосистема создана правильно?

- Нет.

Почему?

(Ответы детей) заполняем аквариум по ходу ответов детей.

2 слайд. Аквариум со всеми частями.

Выполним задание №2 в тетради.

Почему в аквариуме должны быть организмы разных “профессий”?

(Заполняем таблицу)

  • Производители дают кислород и органические вещества, а получают углекислый газ и минеральные вещества.
  • Потребители дают углекислый газ и органические вещества, а получают кислород и органические вещества.
  •  Разрушители дают углекислый газ и минеральные вещества, а получают кислород и органические вещества.

IV. Физминутка (Рыбки плавали…)

Итак, мы вспомнили, чем полезны все “профессии” обитателей экосистемы, теперь пора поговорить о требованиях к организации экосистемы аквариума.

Попробуем создать такую экосистему виртуально.

1. Новый аквариум нужно тщательно вымыть и положить на дно слой тщательно промытого речного песка или гальки. Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жесткой.

Если мы решаемся использовать водопроводную воду, то ее необходимо отстаивать 5-7 дней.

2. Подбираем растения, ведь они не только украшают аквариум, но и служат … источником кислорода.

Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями, на самом деле в аквариумы чаще помещают цветковые растения с красивыми листьями. Цветут они, правда, редко.

Хорошо растут круглый год валлиснерия, кубышка, риччия, элодея. (3 слайд)

Возьмем некоторые растения. (4 слайд)

Растения есть, кого еще мы можем разместить здесь, пока рыбок нет?

- Моллюсков, улиток, раков…(5 слайд)

Выступление ребенка.

Самые часты обитатели аквариума – улитки-катушки (6 слайд). Реже можно встретить более крупных улиток – ампулярий. Освещенные стекла аквариума постепенно зарастают зеленым ковром – мельчайшими водорослями. Они дают живительный кислород, но задерживают свет. На помощь приходят улитки – катушки, которые счищают водоросли со стекла.

Значит, и мы в наш аквариум поселим этих замечательных помощников (слайд 7).

А теперь самое время поселить в аквариум хозяев – рыбок. Ребята, а как вы считаете, любых ли видов рыбок можно селить в одном аквариуме?

(Ответы детей)

Действительно, чтобы все рыбки комфортно чувствовали себя в нашем аквариуме, надо знать вот еще что…

Рыб для аквариума подбирают либо таких видов, которые обитают в природе в одних географических районах или приспособились жить в одинаковых условиях окружающей среды.

Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных от нехищных.

А каких аквариумных рыбок вы уже знаете? (Ответы детей)

К холодноводным аквариумным рыбкам относятся: (8 слайд) обыкновенная золотая рыбка, комета, вуалехвост, телескоп.

К тепловодным рыбкам относятся: (9 слайд) барбус, гурами, гуппи, меченосец, скалярия, сомики

А знаете ли вы, чем интересны, например, сомики?

Оказывается…(10 слайд)

Сомики – настоящие “мусорщики”: они плавают около дна и очищают аквариум от остатков пищи. Есть еще одна удивительная особенность у этих рыб. Мы привыкли, что все рыбы дышат кислородом, который находится в воде, но сомики, как и мы, дышат воздухом атмосферы. Для этого они изредка высовываются из воды. На своей родине в Южной Америке, сомики живут в небольших, неглубоких и мутных водоемах с малым содержанием кислорода, поэтому они и стали использовать воздух, как жители суши.

Предлагаю, поселить в наш аквариум тепловодных рыбок, вы не против? (11 слайд)

V. Первичное закрепление.

Теперь наш аквариум можно назвать правильно организованной экосистемой?

- Да.

Почему?

- В нем есть все компоненты экосистемы: почва, вода, воздух, “производители” - растения, “потребители” - рыбы, “мусорщики” - сомики, микроб, улитки.

А это естественная экосистема или искусственная?

- Искусственная, так как она создана человеком.

Ну, что же, вы все усвоили, теперь сможете проконсультировать тех, кто решил дома организовать аквариум?

Проверим. Выполните задание 4. Какие допущены здесь ошибки?....

VI. Итог.

Какое условие надо соблюдать, чтобы аквариум существовал?

- Нужно, чтобы в нем присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ.

VII. Домашнее задание.

С. 74-76, тет.