Урок русского языка (Школа 2100), 4-й класс "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок закрепления знаний

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Цели:

  • обобщить знания учащихся правописания безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений.
  • совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения
  • развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: веер-сигнал с падежами, карточки с заданиями, компьютер, проектор,  Smart-доска.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдет, ребята, впрок
Постарайтесь все понять.
Будем правильно писать. (звучит музыка) (Слайд №2, Приложение 1)

Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонений в единственном числе.»

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания (Слайд №4, Приложение 1)

На доске записаны слова: бумага, гиря, ряд.

Определите букву, которую мы будем сегодня писать.

Она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук.

– Какая это буква?

– В корне какого слова она находится? (в корне слова гиря, звук г – парный, мягкий, звонкий)

– Какие звуки обозначает буква г, дайте характеристику звукам. (Слайд №5, Приложение 1)

– Определи последовательность письма

гя      ггяя      гггяяя  (увеличивается на 1 г и на 1 я)

– Продолжи ряд …………………………………………………

3. Посмотрите, на доске написаны словосочетания. Приготовьте веера. Давайте определим падеж имен существительных. (Слайд №6, Приложение 1)

ехали по шоссе 
смотрел на зелень
купил для пальто
вышел из метро
идти на таран
цвели на газоне
играл с ребенком

Д.п.
В.п.
Р.п.
Р.п.
В.п.
П.п.
Т.п.

– А сейчас вы узнаете новое словарное слово ,с которым мы познакомимся на уроке. Для этого соедините первые слоги существительных, которые находятся в П.п., затем в В.п. ж.р., потом В.п. м.р.

Помощь – загадка:

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много  разных новостей. (Газета)

– Какое это слово? Запишите в тетрадь.

– Из каких слов вы его составили? (На газоне, на зелень, на таран).

4. Рассказ учителя (исторические данные). (Слайд №7, Приложение 1)

Слово газета пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета».  Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.

В нашей стране есть газеты утренние и вечерние; ежедневные и те, что выходят через день и раз в неделю. У каждой газеты есть свои читатели.

– Подберите однокоренные слова к слову газета, запишите их в тетрадь. (Газетный, газетчик).

– С помощью чего образовались слова? Разберите по составу.

– Составьте предложение со словом газета (устно).

5. Под диктовку записать предложение (один ученик у доски).

На журнальном столе лежала новая газета.

– Подчеркните главные члены предложения, выпишите словосочетания, надпишите части речи.

– Что за часть речи слово газет? Как определили?

– Существительное газета склоняемое или несклоняемое? (Склоняемое).

– Что значит просклонять имя существительное? (Изменить по падежам).

6. Существительные газета, газон, зелень поставьте в Р.п., Д.п. и П.п. падежах. (Слайд №1, Smart – Приложение 2)

И.п.
Р.п.
Д.п.
П.п.

газета
газеты
газете
о газете

газон
газона
газону
о газоне

зелень
зелени
зелени
о зелени

(у доски 3 человека, вставляют окончания существительных, надписывают склонение)

Сделаем вывод:

– Какие же окончания имеют существительные в ………………………………….(Слайд №2, Smart – Приложение 2)

Р.п.
Д.п.
П.п.

1 скл
1 скл
1, 2 скл

3 скл
3 скл
3 скл

– Когда в безударном падежном окончании имени существительного пишем И, когда Е?

– Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?

7. На доске записаны словосочетания. Дети доказывают окончания, записывают в тетради словосочетания). (Слайд №3, Smart – Приложение 2)

отъехал от (пристань)

в модной (юбка)

по зеленой (равнина)

из кустов (чаща)

скакал на (лошадь)

ехал по (степь)

8. Физминутка. (Слайд №8, Приложение 1)

Я буду называть слова, а вы выполнять движения.

Если слово относится к 1 склонению – присесть, ко 2 склонению – встать, к 3 склонению – хлопок.

Груша, гвоздь, мышь, игра, земля, тетрадь, альбом, ночь.

9. На доске записано предложение. (Слайд №4, Smart – Приложение 2)

На   окраин.   деревн.   по   густой   зелен.   ел.    прыгает   белочка.

Самостоятельно вставить пропущенные буквы, затем взаимопроверка.

10. Творческая работа.

Чтобы выполнить следующее задание надо вспомнить русские народные сказки, сказки А.С. Пушкина и загадки.

– Работа с карточками-заданиями выполняют самостоятельно, затем коллективная проверка. (доказать окончание существительного, назвать произведение, откуда взято предложение) (Слайд №5, Smart – Приложение 2)

Карточка:

Вставьте в предложения подходящие по смыслу имена существительные.

  • Сидел волк целую ночь в ___________________, хвост у него и приморозило.
  • Воротился старик ко _______________, у _____________ новое корыто.
  • Зверь мохнатый, косолапый, он сосёт в ______________ лапу.
  • Сидит девица в _____________, а коса на _______________.
  • Пушки с _________________ палят, кораблю пристать велят.

11. Итог

– Чем занимались на уроке?

– Что должны знать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?

– Когда пишем окончание И, когда Е?

– С каким новым словарным словом познакомились на уроке?

– Как понимаете фразеологизм? Живая газета. Объясни! (Слайд №9, Приложение 1)

12. Оценка учащихся

13. Домашнее задание

Просклонять имена существительные мышь и мышка.