Цели:
- Расширить представления детей об окружающем (с морскими обитателями, их особенностями и повадками);
- Формировать логическое мышление, умение сравнивать предметы, находить отличия;
- Закрепить умение решать математические задачи;
- Уточнить представление детей о понятиях: “выше”, “ниже”, “влево”, “вправо”, “над”, “под”, “вперед”, “сзади”;
- Закрепить счет до 10, составление числа “5”, развивать сообразительность, память и речь детей.
Материалы к занятию: модель “батискафа”, листы бумаги с изображением лабиринта, фломастеры, “маски”, “акваланги”, листы бумаги со схематическим изображением линий (прямая, волнистая, ломаная), дидактическая игра “Логический квадрат”, поделка из бумаги “морская звезда”; карточки “звездочки” с цифрами, игрушка осьминог; изображение рыбок, различных по цвету, форме и размеру; аудиозапись: звуки моря, слайды “Подводный мир”, массажные мячи.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах о морских обитателях; чтение рассказов о морских жителях и путешественниках.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы любите
путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: (загадочно) Ребята, сегодня
мы с вами отправимся в необычное путешествие на
морское дно. Там вы узнаете и увидите много
нового и интересного о жизни обитателей морских
глубин. Но сначала я проверю все ли умеют плавать
и нырять?
Дети выполняют упражнение:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
Вместе – раз, это брас,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем как дельфин
Выплыли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель: Я вижу, что вы все
хорошо умеете плавать, тогда можно отправляться
в путешествие. А на чем можно отправляться на
морское дно?
Дети: На подводной лодке, с помощью
акваланга.
Воспитатель: А я ребята предлагаю вам
опуститься на дно морское с помощью
“Батискафа”. А что такое “батискаф” - это
аппарат для исследования морских глубин, с его
помощью ученые изучают повадки, поведение
жителей морей и океанов. А чтобы не заблудиться
нам поможет одно письмо, которое я получила от
короля подводного мира, от Нептуна.
Показываю детям, достаю читаю: “Дорогие ребята! Если Вы захотите погостить в моем подводном царстве – государстве я вам отправляю план – путешествия, чтобы Вы не заблудились. Желаю Вам удачи с уважением к вам ваш верный друг, царь морей и океанов – Нептун”.
В письме есть план путешествия по морскому дну:
Ракушка —> морской конек —> осьминог —> рыбки —> морская звезда.
Рисунок 1
Воспитатель: Ребята давайте определим наш маршрут.
(У детей листы бумаги с изображением лабиринта, с помощью плана дети фломастерами рисуют маршрут путешествия).
Воспитатель: Посмотрите как красиво морское дно, какие там необычные жители…
(Музыка останавливается).
Воспитатель: Ребята давайте выйдем с вами и поближе познакомимся с подводными жителями. А чтобы мы смогли дышать под водой нам нужно одеть “акваланги” и “очки” для подводного плавания.
(Это все лежит под стульчиком у каждого ребенка. Одели, вышли).
Воспитатель: (обращает внимание на
план) Куда же нам идти?
Дети: К ракушкам.
Воспитатель: А вот и они. Посмотрите
какие они красивые. Чтобы их не задеть, мы пойдем
друг за другом.
Воспитатель: А сейчас с помощью камешек
выложим ту дорожку по которой мы только что с
вами шли.
(Образцы дорожек)
Воспитатель: По какой же дорожке мы
шли с вами?
Дети: По извилистой.
Воспитатель: Обхватив хвостиком
травинку не за край, за серединку. На коралловый
пенек хочет сесть морской …… (конек).
Воспитатель: Показывает изображение
морских коньков.
Вопросы:
Чем похожи они? (размер)
Чем отличаются? (цветом)
Задание детям: построить логический
квадрат так, чтобы ни в ряду, ни в столбце не
встречались коньки одного цвета.
Воспитатель: А теперь мы отправляемся к
осьминогу.
Ты со мною не знаком
Я живу на дне морском
Голова и 8 ног
Вот я весь я ……
(Осьминог)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что осьминог – родственник обычной улитке, которая живет в пруду. Когда на него нападают, он выпускает чернильную струю и под ее покровом скрывается. А еще он меняет цвет – вот, например, по песку пошел – желтым стал, а в водоросли попал – стал зеленый. Осьминог очень любит задавать всем задачи. Хотите их решить?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно.
- Осьминог решил путешествовать. Ухватился он
одним щупальцем за корабль, а в остальные
щупальца он взял по чемодану. Сколько чемоданов
осьминог взял в путешествие?
Ответ: 7 (ответ обосновать и выложить на наборном полотне) 8-1=7 - Для того, чтобы быстрее передвигаться под водой,
водолазы приручили осьминогов. Осьминоги
сильные, поэтому на одного осьминога садятся по
два водолаза. А сколько водолазов сядет на двух
осьминогов?
Ответ: “4” водолаза. 2+2=4 - Начальник водолазов решил поблагодарить
осьминога за помощь и пожал ему каждое щупальце.
Сколько щупальцев ему пришлось пожать?
Ответ: “8” почему? - Осьминог несет в подарок своим детям морские
звезды. На одном щупальце он несет 3 звезды, а на
другом – 2. Сколько звезд он несет в подарок?
Ответ: “5” т.к. 3+2=5
Воспитатель: А вы знаете, что осьминоги очень любят играть с морскими ежами. А вы хотите с ними поиграть? Возьмите по 1 “морскому ежу” (массажные мячи) встали врассыпную.
Упражнение под музыку.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг.
Как хочется в морскую глубину
Там увидишь друзей ты тьму
Маленьких, больших и разных
Но очень разнообразных.
(Воспитатель обращает внимание на красивых рыбок).
Вопросы детям:
- Сколько всего здесь рыбок? (10)
- Какие рыбки плывут налево?
- Какие направо?
- Какая рыбка самая маленькая?
- Какая самая большая?
- Какая рыбка плавает выше всех?
- Какая ниже?
- А есть ли одинаковые рыбки? Сколько их?
Воспитатель: Ребята, есть рыбки со
светящимися органами, им так легче
ориентироваться под водой. Например, рыбы
“морской черт” (показать иллюстрацию) у нее
впереди очень длинный плавник, на конце он
светится.
Воспитатель: Куда дальше идти?
Дети: К морской звезде.
Воспитатель:
Звезды плавают по дну.
Звезды ищут там еду.
Эта звезда спрятала цифру. Найдете ее?
Дети: Это цифра “5”.
Игра “Найди себе друга”.
(На составление числа 5. Дети встают парами так, чтобы в сумме получилось число 5).
Карточки с цифрами на полу лежат. Дети стоят в кругу и говорят слова:
Встали звезды у дверей
Они ищут себе друзей.
Они за всех цепляются
С дружбой набиваются.
А без друга в жизни туго.
Выходи скорей из круга.
Раз, два, три, пару себе найди.
Проверка правильности выполнения задания.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу и нам надо возвращаться обратно на “батискаф”, но у нас с вами случилось непредвиденное обстоятельство – заканчивается запас кислорода в баллоне и мы не успеем добраться до “батискафа”. Что же делать? Кто же нас быстро доставит домой на берег, ведь мы так глубоко находимся на самом дне. Кто из морских животных может глубоко нырять – кашалот. Он то нас и доставит домой в родной наш детский сад.
Исполняется песня “морское такси”
Итог занятия.
Вот мы и дома! Вам понравилось путешествие? С какими обитателями мы с вами встретились? Мы с вами еще не раз отправимся в путешествие к морским обитателям и узнаем еще очень много интересного.