Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим с элементами математики на тему "Путешествие на морское дно"

Разделы: Математика


Цели:

  • Расширить представления детей об окружающем (с морскими обитателями, их особенностями и повадками);
  • Формировать логическое мышление, умение сравнивать предметы, находить отличия;
  • Закрепить умение решать математические задачи;
  • Уточнить представление детей о понятиях: “выше”, “ниже”, “влево”, “вправо”, “над”, “под”, “вперед”, “сзади”;
  • Закрепить счет до 10, составление числа “5”, развивать сообразительность, память и речь детей.

Материалы к занятию: модель “батискафа”, листы бумаги с изображением лабиринта, фломастеры, “маски”, “акваланги”, листы бумаги со схематическим изображением линий (прямая, волнистая, ломаная), дидактическая игра “Логический квадрат”, поделка из бумаги “морская звезда”; карточки “звездочки” с цифрами, игрушка осьминог; изображение рыбок, различных по цвету, форме и размеру; аудиозапись: звуки моря, слайды “Подводный мир”, массажные мячи.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах о морских обитателях; чтение рассказов о морских жителях и путешественниках.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: (загадочно) Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие на морское дно. Там вы узнаете и увидите много нового и интересного о жизни обитателей морских глубин. Но сначала я проверю все ли умеют плавать и нырять?

Дети выполняют упражнение:

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
Вместе – раз, это брас,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем как дельфин
Выплыли на берег крутой
И отправились домой.

Воспитатель: Я вижу, что вы все хорошо умеете плавать, тогда можно отправляться в путешествие. А на чем можно отправляться на морское дно?
Дети: На подводной лодке, с помощью акваланга.
Воспитатель: А я ребята предлагаю вам опуститься на дно морское с помощью “Батискафа”. А что такое “батискаф” - это аппарат для исследования морских глубин, с его помощью ученые изучают повадки, поведение жителей морей и океанов. А чтобы не заблудиться нам поможет одно письмо, которое я получила от короля подводного мира, от Нептуна.

Показываю детям, достаю читаю: “Дорогие ребята! Если Вы захотите погостить в моем подводном царстве – государстве я вам отправляю план – путешествия, чтобы Вы не заблудились. Желаю Вам удачи с уважением к вам ваш верный друг, царь морей и океанов – Нептун”.

В письме есть план путешествия по морскому дну:

Ракушка —> морской конек —> осьминог —> рыбки —> морская звезда.

Рисунок 1

Воспитатель: Ребята давайте определим наш маршрут.

(У детей листы бумаги с изображением лабиринта, с помощью плана дети фломастерами рисуют маршрут путешествия).

Воспитатель: Посмотрите как красиво морское дно, какие там необычные жители…

(Музыка останавливается).

Воспитатель: Ребята давайте выйдем с вами и поближе познакомимся с подводными жителями. А чтобы мы смогли дышать под водой нам нужно одеть “акваланги” и “очки” для подводного плавания.

(Это все лежит под стульчиком у каждого ребенка. Одели, вышли).

Воспитатель: (обращает внимание на план) Куда же нам идти?
Дети: К ракушкам.
Воспитатель: А вот и они. Посмотрите какие они красивые. Чтобы их не задеть, мы пойдем друг за другом.
Воспитатель: А сейчас с помощью камешек выложим ту дорожку по которой мы только что с вами шли.

(Образцы дорожек)

Воспитатель: По какой же дорожке мы шли с вами?
Дети: По извилистой.
Воспитатель: Обхватив хвостиком травинку не за край, за серединку. На коралловый пенек хочет сесть морской …… (конек).
Воспитатель: Показывает изображение морских коньков.

Вопросы:

Чем похожи они? (размер)
Чем отличаются? (цветом)

Задание детям: построить логический квадрат так, чтобы ни в ряду, ни в столбце не встречались коньки одного цвета.
Воспитатель: А теперь мы отправляемся к осьминогу.

Ты со мною не знаком
Я живу на дне морском
Голова и 8 ног
Вот я весь я ……

(Осьминог)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что осьминог – родственник обычной улитке, которая живет в пруду. Когда на него нападают, он выпускает чернильную струю и под ее покровом скрывается. А еще он меняет цвет – вот, например, по песку пошел – желтым стал, а в водоросли попал – стал зеленый. Осьминог очень любит задавать всем задачи. Хотите их решить?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда слушайте внимательно.

  1. Осьминог решил путешествовать. Ухватился он одним щупальцем за корабль, а в остальные щупальца он взял по чемодану. Сколько чемоданов осьминог взял в путешествие?
    Ответ: 7 (ответ обосновать и выложить на наборном полотне) 8-1=7
  2. Для того, чтобы быстрее передвигаться под водой, водолазы приручили осьминогов. Осьминоги сильные, поэтому на одного осьминога садятся по два водолаза. А сколько водолазов сядет на двух осьминогов?
    Ответ: “4” водолаза. 2+2=4
  3. Начальник водолазов решил поблагодарить осьминога за помощь и пожал ему каждое щупальце. Сколько щупальцев ему пришлось пожать?
    Ответ: “8” почему?
  4. Осьминог несет в подарок своим детям морские звезды. На одном щупальце он несет 3 звезды, а на другом – 2. Сколько звезд он несет в подарок?
    Ответ: “5” т.к. 3+2=5

Воспитатель: А вы знаете, что осьминоги очень любят играть с морскими ежами. А вы хотите с ними поиграть? Возьмите по 1 “морскому ежу” (массажные мячи) встали врассыпную.

Упражнение под музыку.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг.

Как хочется в морскую глубину
Там увидишь друзей ты тьму
Маленьких, больших и разных
Но очень разнообразных.

(Воспитатель обращает внимание на красивых рыбок).

Вопросы детям:

  1. Сколько всего здесь рыбок? (10)
  2. Какие рыбки плывут налево?
  3. Какие направо?
  4. Какая рыбка самая маленькая?
  5. Какая самая большая?
  6. Какая рыбка плавает выше всех?
  7. Какая ниже?
  8. А есть ли одинаковые рыбки? Сколько их?

Воспитатель: Ребята, есть рыбки со светящимися органами, им так легче ориентироваться под водой. Например, рыбы “морской черт” (показать иллюстрацию) у нее впереди очень длинный плавник, на конце он светится.
Воспитатель: Куда дальше идти?
Дети: К морской звезде.

Воспитатель:

Звезды плавают по дну.
Звезды ищут там еду.

Эта звезда спрятала цифру. Найдете ее?

Дети: Это цифра “5”.

Игра “Найди себе друга”.

(На составление числа 5. Дети встают парами так, чтобы в сумме получилось число 5).

Карточки с цифрами на полу лежат. Дети стоят в кругу и говорят слова:

Встали звезды у дверей
Они ищут себе друзей.
Они за всех цепляются
С дружбой набиваются.
А без друга в жизни туго.
Выходи скорей из круга.
Раз, два, три, пару себе найди.

Проверка правильности выполнения задания.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу и нам надо возвращаться обратно на “батискаф”, но у нас с вами случилось непредвиденное обстоятельство – заканчивается запас кислорода в баллоне и мы не успеем добраться до “батискафа”. Что же делать? Кто же нас быстро доставит домой на берег, ведь мы так глубоко находимся на самом дне. Кто из морских животных может глубоко нырять – кашалот. Он то нас и доставит домой в родной наш детский сад.

Исполняется песня “морское такси”

Итог занятия.

Вот мы и дома! Вам понравилось путешествие? С какими обитателями мы с вами встретились? Мы с вами еще не раз отправимся в путешествие к морским обитателям и узнаем еще очень много интересного.