Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся при выполнении арифметических действий над натуральными числами;
- прививать навыки беглого счета, аккуратность расположения записи в тетрадь и на доске, интерес к предмету;
- развивать логическое мышление учащихся;
- воспитывать культуре поведения на уроке.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков;
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Оборудование:
- компьютер;
- карточки для самостоятельной работы;
- слайды;
- мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент:
(Слайд 1) Учитель:
Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула
Уж из-под облачных ковров.
И укрощенный мирный атом
Послушен разуму людей;
Над Падуном, плотиной сжатым-
Свет электрических огней!
Всё это – плод людских исканий,
Всё это создано не вдруг
Могучей силой точных знаний
И мастерством рабочих рук!
И прежде чем, заметьте кстати.
Ракете той был дан прицел,
Её маршрутом математик
На крыльях формул пролетел.
Сухие строки уравнений,
В них сила разума влилась,
В них – объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь!
Ребята! В 2011 году наша страна отмечала 50 лет со дня первого полета человека в открытый космос – День космонавтики, 12 апреля 1961 г. гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полёт в космос на космическом корабле «Восток». (Слайд 2)
Этот полёт показал практическую возможность покорения человеком космоса. В этом лежит большая заслуга многих ученых-математиков.
В. Чкалов говорил: «Полёт – это математика». И действительно, покорение космоса не обошлось без математических расчётов. (Слайд 3)
Многие мальчишки и девчонки мечтают совершить свой полет в космос, стать космонавтами, но для этого нужно иметь хорошие знания, отличное здоровье и физическую подготовку. Нам сегодня предстоит совершить путешествие в медицинское учреждение, в результате этого путешествия мы пройдем обследование, узнаем много нового и интересного, получим сведения о состоянии здоровья всего класса. Тема нашего урока: «Все действия с натуральными числами». (Слайд 4–5)
II. Задание врача ОТОЛАРИНГОЛОГА (Устный счет).
В путешествии нас будет сопровождать доктор Айболит. На партах лежат карточки для записи результатов обследования. (Слайд 6) А вот и первый кабинет. Ребята, тут нас примет врач – ОТОЛАРИНГОЛОГ. Его ещё называют ухогорлонос. Зайдем и посмотрим, что нас там ждет. Вы должны громко и четко произносить ответы вычислений.
1. Найдите пропущенные числа: (Слайд 7)
а)
б)
2. Вычислите устно: 25×17×4 + 300×0 – 272 : 272. (Слайд 8)
3. При каком значении буквы верно равенство? а + 18 = 18
4. Вычислите устно:
Молодцы, ребята, Вы хорошо справились с заданиями. Результат обследования будет записан у вас в карточке.
III. Задание врача ОФТАЛЬМОЛОГА.
Ребята, перед нами следующий кабинет. Сейчас мы проверим зрение нашего класса у врача офтальмолога, его ещё называют – окулист. Посмотрим, какое задание для нас приготовил врач – ОФТАЛЬМОЛОГ. Прочитайте выражения и найдите их значения. (Слайд 9-10)
(Решение примеров, три ученика решают у доски, а весь класс в тетрадях.)
- 15 × (5408 – 5382 : 26 + 799);
- 16 × (4180 – 4142 : 38 + 929);
- 272 144 : 34 – 398 + 302 × 99.
Ребята, вы выполнили задание. Результат обследования увидите в своей карте осмотра.
IV. Задание врача СТОМАТОЛОГА.
Далее кабинет врача – Стоматолога. Ребята, проверим свои зубы и выполним задание врача – Стоматолога. (Слайды 11-12)
Задача. На каждую машину погрузили 20 бочек бензина, по 190 л в каждой. Сколько всего литров бензина погрузили на 5 машин ? (Ученик решает задачу у доски, остальные ребята в тетрадях)
Молодцы, справились с заданием. Результаты посмотрите в карте осмотра, а сейчас продолжаем наше путешествие.
V. Задание врача – КАРДИОЛОГА.
Следующий кабинет перед нами, там нас ждет врач – КАРДИОЛОГ. Зайдем и посмотрим, что для нас приготовил врач – КАРДИОЛОГ. (Слайды 13-14)
Решите уравнения:
а) (х + 12) – 7 = 19;
б) 77 – (х – 23) = 60;
в) 47 × х = 423;
г) 322 : х = 23.
(Четыре ученика решают уравнения у доски, весь класс в тетрадях.)
Молодцы, справились с первым заданием. Теперь посмотрим какие вы подвижные, далее для нас задание врача – ХИРУРГА. (Слайд 15)
VI. Физминутка.
Раз – подняться на носки и улыбнуться,
Два – руки вверх и подтянуться,
Три – согнуться, разогнуться,
Четыре – снова всё начать.
Пять – на пояс руки ставим,
Шесть – повороты туловища начинаем,
Семь – по глубже всем вздохнуть.
Восемь – мы разок присядем,
Девять – урок наш продолжаем. (Слайд 16)
Молодцы, справились с заданием, результат осмотра записан в карточку. Продолжаем путешествие.
VII. Задание врача – НЕВРОПАТОЛОГА.
А теперь проверим вашу быстроту реакции. (Слайд 17-18)
Упростите выражение:
- 31а +127 + 48а. Вычислите при а = 4; 10.
- 23m + 174 + 68m. Вычислите при m = 8; 100.
(Два ученика выполняют задание у доски.)
Ребята, вы, отлично выполнили задание. Результат записан в карте осмотра. Наше путешествие продолжается, далее перед нами кабинет врача – ТЕРАПЕВТА. (Слайд 19)
VIII. Задание врача – ТЕРАПЕВТА (Самостоятельная работа с последующей проверкой).
Предлагаем вам выполнить самостоятельную работу и получить результат осмотра от врача. (Слайд 20) (Учащиеся самостоятельно выполняют работу и сдают её учителю на проверку.)
Молодцы! Решили, справились. Теперь второе задание от нашего врача – ТЕРАПЕВТА. Логическая пауза.
IX. Логическая пауза.
(Слайд 21) (Учащиеся отвечают на вопросы).
- результат сложения чисел;
- равенство, содержащее букву, значение которой надо найти;
- компонент умножения;
- арифметическое действие;
- сумма длин сторон многоугольника;
- единица измерения массы;
- название второго разряда в классе единиц;
- название числа, состоящего из одной единицы и шести нулей;
- значение буквы, при котом из уравнения получается верное равенство;
- в ней есть условие и вопрос, требуется выполнить решение и найти ответ.
X. Задание от ГЛАВНОГО ВРАЧА.
Ребята, наше путешествие подходит к завершению, но у нас ещё один кабинет – кабинет ГЛАВНОГО ВРАЧА, в любой поликлинике есть ГЛАВНЫЙ ВРАЧ, который дает заключительный главный результат осмотра. Зайдем и посмотрим, что для нас приготовил ГЛАВНЫЙ ВРАЧ. (Слайд 22-23) Решите задачу.
Задача: Степа Смекалкин задумал число. Потом он умножил это число на 19 и к произведению прибавил 19. В ответе у него тоже получилось 19. Какое число задумал Степа?
Молодцы, ребята, выполнили задание. Результат записан в карте осмотра. Чтобы быть здоровым. (Слайд 24)
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго, долго будут жить.
И запомните, ребята, ведь здоровье
В магазине не купить!
XI. Итог урока.
(Слайд 25)
Сейчас мы проверим волновались ли вы проходя наш медосмотр. Предлагаем вам закончить предложение:
Сегодня на уроке я повторил и запомнил…
Я понял…
Я научился…
У меня не получилось…
Мне хотелось бы…
Я справлюсь с домашней работой…
Итак, все врачи дали заключение, что класс здоров, значит, вы готовы решать серьезные математические задачи и сможете стать будущими летчиками – космонавтами нашей страны.
XII. Домашнее задание.
(Слайд 26) № 449 (а), № 450 (г), составить кроссворд по изученным темам.
Литература:- Учебник “Математика 5”. Автор Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и другие. Москва: Мнемозина, 2005.
- Пособие для учащихся 5-6 классов. “За страницами учебника математики”. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. Москва “Просвещение”, 1989.
- Учебно-методические газеты “Математика”. Издательский дом “Первое сентября”:
а) №19 2003 год;
б) №8 2004 год; - Книга для детей «Русские народные сказки»;
- Материалы сайта urok.1sept.ru