Урок патриотизма средствами русского декоративно-прикладного искусства

Разделы: Работа с дошкольниками


Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству. Однако осуществлять это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле. В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относиться к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве. Эстетическое образование детей должно включать в себя народное искусство, искусство обеспечивающего гармоническое развитие личности. Это определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие народного искусства.

Актуальность представленной темы обусловлена рядом причин социального, научно- теоретического и практического характера. На современном этапе заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративно - прикладного искусства. Это и керамика, и резьба по дереву, чеканка и расписывание изделий в стиле хохломской, городецкой, дымковской и других росписей.

Истоки творческих сил человека восходят к детству - той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве. Знакомство детей с различными видами народного декоративно - прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить детей воспринимать прекрасное и доброе, заложит основы эстетического воспитания. Основным источником народной эстетики служила красота русской земли, образы родной природы воплощались в предметах, имевших практическое назначение. Организация занятий по декоративному рисованию дает детям почувствовать себя в роли художника декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствовать окружающий мир. Перспективный план работы отражает поэтапное знакомство с промыслом искусства и обучение художественной росписи, сначала дети учатся рисовать элементы росписи, затем украшают и разрисовывают силуэты, учатся составлять узоры из знакомых элементов, что позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, вызывает интерес к народному творчеству. При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора.

Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки, чтение художественной литературы, беседы об увиденном и прочитанном. У детей неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук, поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному, первые росписи начинают рисовать пальчиком, а затем уже тычком и кистью. После того как технические навыки у детей будут сформированы, можно начинать развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать. Д/и “Парные картинки”, “Декоративное домино”, “Собери целое”, “Найди пару”и другие, все эти игры помогут детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно учатся рисовать новые различные узоры. С детьми проводятся различные по характеру занятия: занятия по сообщению детям новых знаний; расширение и уточнение знаний. Хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписям будут присущи все характерные признаки, а главное- дети прикоснутся к народному искусству.

Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к народным промыслам, помогают закрепить полученные навыки, учат анализировать и сравнивать.

Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:

  1. Познакомить и вызвать у детей интерес к видам народного творчества.
  2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству.
  3. Сформировать навыки технического исполнения росписи.
  4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

Средства для решения задач:

  1. Беседы.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Дидактические игры.
  4. Занятия по декоративному рисованию.
  5. Работа с родителями.

В ходе реализации задач по декоративному рисованию необходимо отслеживать результаты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству, повышение художественной, творческой активности у детей.

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всякое его поощрение - все это доступно в рамках семьи и детского сада. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития личности ребенка.

Приложение 1
Приложение 2