Цели:
- Учить детей собирать, составлять слова, предложения.
- Развивать навыки чтения.
- Пополнять словарный запас ребенка.
- Воспитывать в детях чувство дружбы, товарищества.
- Повышать интерес к предмету.
Наглядность: карточки – (слова рассыпались), карточка – предложение (у каждого ребенка на парте), иллюстрация – Карлсон, светофор (у каждого ребенка), проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
К нам в гости на урок прилетел Карлсон и принес с собой множество заданий, с которыми не может справиться. Поможем ему? (слайд № 2)
2. Разминка.
а) - На какие две группы можно разделить буквы? (а,р,у,н,к,о,и,г,п,т,ы) (слайд № 3) (первая группа – буквы, которые обозначают согласные звуки; вторая – буквы, которые обозначают гласные звуки).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
б) Чтение слогов (хором). (слайд № 4)
с) “Лестница” (тихо-громко-тихо). (слайд № 5)
- Договори до слова.
3. Сегодня на уроке мы будем придумывать, собирать, читать слова, предложения с ранее изученными буквами.
1) У Карлсона рассыпались слова, и он не может их собрать. Помогите ему собрать слова. (Дети собирают слова, выкладывают их на доске). (слайд № 6)
2) Напечатайте слово прыгалки в тетради. Сделайте полный звуко-буквенный анализ этого слова. (слайд № 7)
Молодцы ребята!
3) Карлсон принес нам предложение. Прочитаем его хором. (слайд № 8)
лугу ромашки На растут красивые (у каждого ребенка на столе лежат карточки – слова)
- Вы согласны, что это предложение? (Нет)
- Почему? (Предложение выражает законченную
мысль. Все слова в предложении связаны между
собой по смыслу).
- Составьте из слов предложение. С какого слова
будет начинаться наше предложение. (С На-
написано с большой буквы, а писать предложение
начинаем с большой буквы).
Дети читают свои составленные предложения. (На лугу растут красивые ромашки).
- Чего не хватает в предложении? (Точки).
- О чем говориться в предложении? (В предложении
говориться о ромашках. Это подлежащее,
подчеркиваем одной чертой).
- Что сказано о ромашках? (О ромашках сказано,
что они растут. Это сказуемое, подчеркиваем двумя
чертами).
- Составьте схему предложения. (Учащиеся
составляют схему предложения).
- Посмотрите на экран и составьте предложения к
схемам. (слайд № 10)
- Объясни, почему некоторые слова в предложении написаны с большой буквы.
4. Физминутка (слайд № 11)
5. Посмотрите, на экране записаны слова.
(Плот, клокотал, толкал, поток, приплыл, спугнул, рокотал, текст).
- Прочитайте слова про себя.
- Какие слова не понятны?
- Как вы понимаете значение слова –
- клокотал (шумно бурлил)
- толкал (двигал от себя)
- поток (стремительно текущая вода)
- рокотал (издавал однообразный звук)
6. Откройте учебник стр.90
- Что такое текст?
7. Сильные учащиеся получают задание на стр.91. Прочитать самостоятельно текст “Ботинки”.
Все остальные работают по учебнику стр. 90.
- Прочитайте название рассказа.
В самом названии таится вопрос. Пока мы будем читать текст, вы должны ответить на этот вопрос.
- Чтение по одному предложению.
- Хором.
8. Вопросы после чтения текста.
- Как вы думаете, кто же кого испугал?
(Мальчики уток)
- Почему вы так решили? (Утки нырнули)
- Они испугали их нарочно? (Утки испугались
напрасно)
Да, ребята, уток нельзя пугать, их надо подкармливать.
- Составьте схему первого предложения в книге. (Проверка – светофор).
9. Физминутка.
10. Работа с учебником стр. 91.
- Посмотрите на стр. 91.
- Кого вы видите?
- Какое выражение лиц у этих мальчиков?
С ними, что-то произошло. А вот, что произошло с ними, мы сейчас узнаем.
Читают сильные дети (которые читали самостоятельно).
Вопросы к тексту:
- Что с ними случилось?
- Почему с ними такое произошло?
- Какая черта характера подвела мальчиков? (Лень)
Нельзя лениться. Вот, что может произойти из-за лени. Потом становится стыдно и неловко. Лень к добру не приводит.
- Кто же им помог?
В классе нашлись настоящие друзья. Друг другу надо помогать, жить дружно. Нельзя бросать товарища в беде.
- Как вы думаете, эти мальчики будут ещё когда–нибудь лениться?
11. Итог:
Тихо! Слышите? (Учитель подходит к Карлсону).
- Он говорит вам огромное спасибо. Он научился
очень многому на этом уроке. Понял и открыл для
себя много нового и интересного.
- Ребята, а чему мы помогли Карлсону научиться
сегодня на уроке?
Ребята, огромное спасибо за урок! Вы молодцы!