Продолжительность: в сильном классе 1 урок (45 минут), в слабом – 2 урока (по 45 минут).
Класс: 6-7 класс.
Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал. (Приложение 1)
Цели:
- образовательные: сделать анализ контрольного диктанта и подготовить ребят к домашней работе над ошибками;
- воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу, умение слушать товарищей, радоваться их успехам;
- развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с тестами.
Задачи:
- обучающие: совершенствовать навыки нахождения орфограмм и пунктограмм, которые вызвали наибольшие трудности в контрольном диктанте после изучения тем «Причастие и деепричастие», и исправления ошибок;
- развивающие: развивать речь детей, пополнять их словарный запас, развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли;
- воспитывающие: воспитывать умение общаться со сверстниками, слушать товарищей, радоваться успехам одноклассников.
Ход урока
I. Приветствие, краткий анализ контрольной работы
(как написали диктант, количество «5», «4», «3», «2»)
II. Объявление целей и задач урока
(слайд 2), настрой ребят на продуктивную работу (во время урока ребята могут заработать отметки в журнал, а за выполнение домашней работы над ошибками отметку получит каждый ученик).
III. Орфографическая разминка
а) Найдите закономерность и продолжите ряд… (слайд 3). В хорошо подготовленном работу можно организовать по рядам. При проверке ученик обязательно проговаривает правило и приводит примеры из текста. (Приложение 3)
- Врачом, парчой, стережёт, плечом, свечой, бережёт, …, …, … .
- Клещ, ложь, горяч, настежь, туч, спрячь, …, …, … .
- Кожаный, размешанный, вязаный, засеянный, …, …, … .
б) Найдите и исправьте ошибки…(слайд 4) Учащиеся работаютв листах, затем меняются и выставляют за данный вид работы друг другу отметки (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3») и подписываются. Работу проверяем все вместе.
- Поздним
- Заснеженым
- Панцырем
- Пробирается
- Прелестной
- Снежок
- Сердцем
- Прикосаешься
- Приблежающейся
- Серебрянных
- Долитев
- Прикасаешся
- Радостной
- С крыш
- Шопот
- Говориш
- Груть
- Лидяным
- Небольшой речёнкой
- Ктото
- Приближающийся сказки
- Загарается
1. Непроизносимая согласная | |
2. Безударная гласная в корне | |
3. Чередующиеся гласные в корне | |
4. О-Ё после шипящих | |
5. И-Ы после Ц | |
6. Ь после шипящих | |
7. Правописание звонких и глухих согласных | |
8. Правописание окончаний прилагательных и причастий | |
9. Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий | |
10. Дефис между частями слова | |
11. Правописание приставок | |
12. НЕ с разными частями речи |
IV. Сгруппируйте слова по орфограммам
(слайд 5). Работая с таблицей (листы у ребят на партах), ребята учатся находить в тексте орфограммы, анализировать свои ошибки. (Приложение 3)
V. Работа с текстом диктанта
В зависимости от подготовки класса работу можно организовать в парах, можно индивидуально со взаимопроверкой (листы с заданиями - на партах, текст диктанта – в тетрадях). Можно сначала вместе выполнить задания, которые находятся на слайде 7, проверить их, а затем как контроль дать задания со слайда 8. (Приложение 2), (Приложение 3)
- Найдите во 2 предложении 1 абзаца слово, которое соответствует данной схеме: . Сделайте морфологический разбор слова.
- Выпишите из 3 предложения 3 абзаца страдательное причастие настоящего времени. Сделайте морфемный разбор слова.
- Найдите в 1 абзаце предложения, в которых встречаются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Запишите их номера.
- Найдите в тексте предложение с прямой речью, запишите его номер. Графически объясните постановку знаков препинания при прямой речи в этом предложении.
- Найдите в первом абзаце обращение. Назовите номер предложения, в котором оно встречается.
- Найдите в третьем абзаце предложение, которое присоединяется к предыдущему при помощи личного местоимения в Д.п. Объясните графически постановку знаков препинания в этом предложении.
- Выпишите из текста последнее предложение 3 абзаца и сделайте его синтаксический разбор.
- Выпишите из текста по 2 эпитета, метафоры, олицетворения.
- Каков стиль данного текста? Докажите.
VI. Проверка и оценивание ЗУНКов
происходит на каждом этапе урока. Листы с заданиями дети дома вклеивают в тетради для контрольных работ и за домашнюю работу получают отметку в журнал.
VII. Организация рефлексивной деятельности учащихся
– самый трудный этап, задачи которого можно решить посредством беседы:
- Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?
- Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?
- Если было трудно/нетрудно – почему?
- Какие у вас оценки, результаты?
- Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?
- Что необходимо доработать?
- Каково ваше домашнее задание?
Домашнее задание:
- Пользуясь материалами урока, сделать работу над ошибками в тетрадях для контрольных работ.
- Написать мини-сочинение (4-5 предложений), сохраняя авторский стиль, на тему: «Какой вы представляете себе новогоднюю ночь?» (слайд 21)
Примечание. Домашнюю работу над ошибками учащиеся выполняют следующим образом: слова, в которых допустили ошибки, выписывают, объясняют графически орфограммы, если нужно, подбирают проверочные слова, на каждое правило записывают еще по 2 примера; если учащийся пропустил знак препинания, то обязательно выписывает предложение, графически объясняет постановку знака препинания, составляет схему, подбирают из учебника или из художественной литературы 1 предложение на это правило и записывают, объясняя пунктограмму. После такого урока над ошибками, как правило, даже слабые учащиеся выполняют домашнюю работу на «хорошо».
Литература:
- Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: Кн. Для учителя/ Г.А.Богднова. М.: Просвещение, 2001. 180 с.