Система работы над ошибками

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Продолжительность: в сильном классе 1 урок (45 минут), в слабом – 2 урока (по 45 минут).

Класс: 6-7 класс.

Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал. (Приложение 1)

Цели:

  • образовательные: сделать анализ контрольного диктанта и подготовить ребят к домашней работе над ошибками;
  • воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу, умение слушать товарищей, радоваться их успехам;
  • развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с тестами.

Задачи:

  • обучающие: совершенствовать навыки нахождения орфограмм и пунктограмм, которые вызвали наибольшие трудности в контрольном диктанте после изучения тем «Причастие и деепричастие», и исправления ошибок;
  • развивающие: развивать речь детей, пополнять их словарный запас, развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли;
  • воспитывающие: воспитывать умение общаться со сверстниками, слушать товарищей, радоваться успехам одноклассников.

Ход урока

I. Приветствие, краткий анализ контрольной работы

(как написали диктант, количество «5», «4», «3», «2»)

II. Объявление целей и задач урока

(слайд 2), настрой ребят  на продуктивную работу (во время урока ребята могут заработать отметки в журнал, а за выполнение домашней работы над ошибками отметку получит каждый ученик).

III. Орфографическая разминка

 а) Найдите закономерность и продолжите ряд… (слайд 3). В хорошо подготовленном работу можно организовать по рядам. При проверке ученик обязательно проговаривает правило и приводит примеры из текста.  (Приложение 3)

  1. Врачом, парчой, стережёт, плечом, свечой, бережёт, …, …, … .
  2. Клещ, ложь, горяч, настежь, туч, спрячь, …, …, … .
  3. Кожаный, размешанный, вязаный,  засеянный, …, …, … .

б)  Найдите и исправьте ошибки…(слайд 4) Учащиеся работаютв листах, затем меняются и выставляют за данный вид работы друг другу отметки (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4»,  2-3 ошибки – «3») и подписываются. Работу проверяем все вместе.

  1. Поздним
  2. Заснеженым
  3. Панцырем
  4. Пробирается                                                               
  5. Прелестной
  6. Снежок
  7. Сердцем
  8. Прикосаешься
  9. Приблежающейся
  10. Серебрянных
  11. Долитев
  12. Прикасаешся
  13. Радостной
  14. С крыш
  15. Шопот
  16. Говориш
  17. Груть
  18. Лидяным
  19. Небольшой речёнкой
  20. Ктото                                                     
  21. Приближающийся сказки
  22. Загарается

1. Непроизносимая согласная  
2. Безударная гласная в корне  
3. Чередующиеся гласные в корне  
4. О-Ё после шипящих  
5. И-Ы после Ц  
6. Ь после шипящих  
7. Правописание звонких и глухих согласных  
8. Правописание окончаний прилагательных и причастий  
9. Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий  
10. Дефис между частями слова  
11. Правописание приставок  
12. НЕ с разными частями речи  

IV. Сгруппируйте слова по орфограммам

(слайд 5). Работая с таблицей (листы у ребят на партах), ребята учатся находить в тексте орфограммы,  анализировать свои ошибки.  (Приложение 3)                                                                                                                

V. Работа с текстом диктанта

В зависимости от подготовки класса работу можно организовать в парах, можно индивидуально со взаимопроверкой (листы с заданиями -  на партах, текст диктанта  – в тетрадях).  Можно сначала вместе выполнить задания, которые находятся на слайде 7, проверить их, а затем как контроль дать задания со слайда 8. (Приложение 2), (Приложение 3)

  1.  Найдите во 2 предложении 1 абзаца слово, которое соответствует данной схеме: . Сделайте морфологический разбор слова.
  2. Выпишите из 3 предложения 3 абзаца страдательное причастие настоящего времени.       Сделайте морфемный разбор слова.
  3. Найдите в 1 абзаце предложения, в которых встречаются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.  Запишите их номера.
  4. Найдите в тексте предложение с прямой речью, запишите его номер. Графически объясните постановку знаков препинания при прямой речи в этом предложении.
  5. Найдите в первом абзаце обращение. Назовите номер предложения, в котором оно встречается.
  6. Найдите в третьем абзаце предложение, которое присоединяется к предыдущему при помощи личного местоимения в Д.п. Объясните графически постановку знаков препинания в этом предложении.
  7. Выпишите из текста последнее предложение 3 абзаца и сделайте его синтаксический разбор.
  8. Выпишите из текста по 2 эпитета, метафоры, олицетворения.
  9. Каков стиль данного текста? Докажите.

VI. Проверка и оценивание ЗУНКов

происходит на каждом этапе урока. Листы с заданиями дети дома вклеивают в тетради для контрольных работ и за домашнюю работу получают отметку в журнал.

VII. Организация рефлексивной деятельности учащихся

– самый трудный этап, задачи которого можно решить посредством беседы:

  • Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?
  • Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?
  • Если было трудно/нетрудно – почему?
  • Какие у вас оценки, результаты?
  • Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?
  • Что необходимо доработать?
  • Каково ваше домашнее задание?

Домашнее задание:

  1. Пользуясь материалами урока, сделать работу над ошибками в тетрадях для контрольных работ.
  2. Написать мини-сочинение (4-5 предложений), сохраняя авторский стиль, на тему: «Какой вы представляете себе новогоднюю ночь?» (слайд 21)

Примечание.  Домашнюю работу над ошибками учащиеся выполняют следующим образом: слова, в которых допустили ошибки, выписывают, объясняют графически орфограммы, если нужно, подбирают проверочные слова, на каждое правило записывают еще по 2 примера; если учащийся пропустил знак препинания, то обязательно выписывает предложение, графически объясняет постановку знака препинания, составляет схему, подбирают из учебника или из художественной литературы 1 предложение на это правило и записывают, объясняя пунктограмму.  После такого урока над ошибками, как правило, даже слабые учащиеся выполняют домашнюю работу на «хорошо».

Литература:

  1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: Кн. Для учителя/ Г.А.Богднова.  М.: Просвещение, 2001.  180 с.