Тема: Имя числительное
Цели урока:
- познакомиться с новой частью речи;
- знать признаки числительных; отличия числительных от других частей речи;
- научиться различать количественные и порядковые числительные;
- развивать исследовательские умения учащихся, умения самостоятельно добывать знания.
Ход урока
I. Разминка
На доске словосочетания:
тяжёлый день, грустный дождик, горячее сердце, весёлый мяч, зелёная листва
– Прочитайте словосочетания и попробуйте сформулировать задание
– Найдите “лишнее” словосочетание и докажите свою точку зрения
– Назовите орфограммы, которые увидели и проверьте их.
II. Актуализация опорных знаний, введение в тему урока
1. – Какую часть речи мы закончили изучать на прошлом уроке? (глагол)
– Расскажите, что вы о ней знаете.
– Какие ещё знаете части речи?
– Как вы думаете, есть ли ещё в русском языке части речи или мы с вами все уже изучили?
– Когда мы разбирали предложения по частям речи, не оставалось ли у вас слов, когда вы не знали, какая это часть речи.
2. Прочитайте упр.
На доске:
Рыбак Корней
Поймал трёх окуней.
Рыбак Евсей –
Трёх карасей.
А рыбак М.хаил
Двух с.мов (из)л.вил.
Сколько рыб рыбаки
Н.таскали из р.ки?
– Что это? (стих., задача)
– Решите эту задачу. (9)
– С чего начнём выполнять упражнение? Сформулируйте задание.
(списать, вставить пропущенные буквы)
3. Самостоятельное выполнение упражнения без двух последних строчек.
4. – Как вы думаете, какое ещё задание нужно выполнить к этому упражнению? (определить части речи) – по цепочке
– К какому выводу пришли? (есть незнакомая часть речи)
III. Формулирование темы, постановка цели, задач урока.
На доске:
– Какие есть предположения? (имя числительное)
– Теперь попробуем сформулировать своё незнание с помощью семи основных вопросов что? как? где? когда? почему? если? какие?
IV. “Исследование” новой части речи.
– Давайте, исследуем эту часть речи.
– Как мы будем это делать?
(Надо задать вопрос к слову и определить, что оно обозначает)
– Сколько рыб из реки натаскали рыбаки?
девять – сколько? – количество предметов
– Сколько поймал каждый? (выполняем аналогично)
три –
четыре -
два -
– Какой сейчас идёт урок? Который по счёту?
Второй – какой? – порядок при счёте
Вывод: имя числительное – это ……….
На доске:
V. Первичное закрепление
1. – Вспомните пословицы, в которых есть числительные. (Ответы детей)
2. – Сформулируйте задание к следующему упражнению.
Один ум хорошо, а ___________________ ,
На ________________ небе от счастья.
– Когда так говорят?
3. Самостоятельное выполнение упражнения.
4. Проверка: числительное – вопрос – что обозначает?
VI. Продолжение изучения темы, фиксация нового знания.
1. Работа в парах – по карточкам
– Прочитайте числительные и попробуйте разделить их на группы:
– Объясните, по какому признаку вы это сделали?
– Попробуйте предположить, как можно назвать первую группу числительных?
(Количественные)
– Что они обозначают?
– Как называется вторая группа? (порядковые)
– Что они обозначают?
На доске:
– Запишите свои числительные в пустые клетки.
– Сделайте вывод.
2. Закрепление.
Сес3цы 40и ухи3лись прилететь в 100лицу в гости к вороне.
– Перепишите предложение, записав словами цифры, которые спрятались внутри других слов.
– Какие это числительные? (количественные)
– Образуйте от них порядковые числительные
VII. Итог.
– Задайте друг другу вопросы по теме урока.
VIII. Рефлексия
– Я знаю, что…
– Я хорошо знаю, что…
– Я должен знать, что…
IX. Д/з.
Найти в дополнительной литературе и записать загадку и ли стихотворение с числительными и указать к какой группе относятся числительные.