Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Имя числительное

Цели урока:

  • познакомиться с новой частью речи;
  • знать признаки числительных; отличия числительных от других частей речи;
  • научиться различать количественные и порядковые числительные;
  • развивать исследовательские умения учащихся, умения самостоятельно добывать знания.

Ход урока

I. Разминка

На доске словосочетания:

тяжёлый день, грустный дождик, горячее сердце, весёлый мяч, зелёная листва

– Прочитайте словосочетания и попробуйте сформулировать задание

– Найдите “лишнее” словосочетание и докажите свою точку зрения

– Назовите орфограммы, которые увидели и проверьте их.

II. Актуализация опорных знаний, введение в тему урока

1. – Какую часть речи мы закончили изучать на прошлом уроке? (глагол)

– Расскажите, что вы о ней знаете.

– Какие ещё знаете части речи?

– Как вы думаете, есть ли ещё в русском языке части речи или мы с вами все уже изучили?

– Когда мы разбирали предложения по частям речи, не оставалось ли у вас слов, когда вы не знали, какая это часть речи.

2. Прочитайте упр.

На доске:

Рыбак Корней
Поймал трёх окуней.
Рыбак Евсей –
Трёх карасей.
А рыбак М.хаил
Двух с.мов (из)л.вил.
Сколько рыб рыбаки
Н.таскали из р.ки?

– Что это? (стих., задача)

– Решите эту задачу. (9)

– С чего начнём выполнять упражнение? Сформулируйте задание.

(списать, вставить пропущенные буквы)

3. Самостоятельное выполнение упражнения без двух последних строчек.

4. – Как вы думаете, какое ещё задание нужно выполнить к этому упражнению? (определить части речи) – по цепочке

– К какому выводу пришли? (есть незнакомая часть речи)

III. Формулирование темы, постановка цели, задач урока.

На доске: img1.jpg (2473 bytes)

– Какие есть предположения? (имя числительное)

– Теперь попробуем сформулировать своё незнание с помощью семи основных вопросов что? как? где? когда? почему? если? какие?

IV. “Исследование” новой части речи.

– Давайте, исследуем эту часть речи.

– Как мы будем это делать?

(Надо задать вопрос к слову и определить, что оно обозначает)

– Сколько рыб из реки натаскали рыбаки?

девять – сколько? – количество предметов

– Сколько поймал каждый? (выполняем аналогично)

три –
четыре -
два -

– Какой сейчас идёт урок? Который по счёту?

Второй – какой? – порядок при счёте

Вывод: имя числительное – это ……….

На доске:

img2.jpg (8288 bytes)

V. Первичное закрепление

1. – Вспомните пословицы, в которых есть числительные. (Ответы детей)

2. – Сформулируйте задание к следующему упражнению.

Один ум хорошо, а ___________________ ,

На ________________ небе от счастья.

– Когда так говорят?

3. Самостоятельное выполнение упражнения.

4. Проверка: числительное – вопрос – что обозначает?

VI. Продолжение изучения темы, фиксация нового знания.

1. Работа в парах – по карточкам

– Прочитайте числительные и попробуйте разделить их на группы:

img3.jpg (6681 bytes)

– Объясните, по какому признаку вы это сделали?

– Попробуйте предположить, как можно назвать первую группу числительных?

(Количественные)

– Что они обозначают?

– Как называется вторая группа? (порядковые)

– Что они обозначают?

На доске:

– Запишите свои числительные в пустые клетки.

– Сделайте вывод.

2. Закрепление.

Сес3цы 40и ухи3лись прилететь в 100лицу в гости к вороне.

– Перепишите предложение, записав словами цифры, которые спрятались внутри других слов.

– Какие это числительные? (количественные)

– Образуйте от них порядковые числительные

VII. Итог.

– Задайте друг другу вопросы по теме урока.

VIII. Рефлексия

– Я знаю, что…

– Я хорошо знаю, что…

– Я должен знать, что…

IX. Д/з.

Найти в дополнительной литературе и записать загадку и ли стихотворение с числительными и указать к какой группе относятся числительные.