Урок МХК на тему "Мечта и кисть в немой гармонии…" О творчестве художника М.Врубеля

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока: развитие творческих способностей, обогащение и развитие речи детей, привитие художественного вкуса и потребности узнавать новое.

Оборудование: слайды, репродукции, ария Царевны Лебедь из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”.

Игорь Северянин “Врубелю”.

Так тихо – долго шла жизнь на убыль
В душе, исканьем обворованной…
Так странно тихо растаял Врубель,
Так безнадежно очарованный…
Ему фиалки струили дымки
Лица, трагически безликого…
Душа впитала все невидимки,
Дрожа в преддверии великого…
Но дерзновенье слепило кисти,
А кисть дразнила дерзновенное
Он тихо таял, - он золотистей
Пылал душою вдохновенною…
Цветов по -больше на крышку гроба:
В гробу – венчанье!.. Отныне оба –
Мечта и кисть – в немой гармонии,
Как лейтмотив больной симфонии. Апрель 1910 год.

Вступительное слово учителя.

Бельгийский драматург Морис Метерлинк написал удивительную сказочную повесть “Синяя птица”. В ней фея Бирилюна говорит: “ С тех пор, как умерли феи, люди стали странные, они ничего не видят и даже не хотят знать , что не видят. А человеку нужно быть смелым и уметь видеть скрытое от ленивых и нелюбопытных глаз.

И сегодня мы хотим познакомить вас с настоящим волшебником, с удивительным художником, который всем своим творчеством открывает перед нами удивительный и неповторимый мир своей фантазии.

Далее дети класса самостоятельно ведут урок, показывая слайды и как начинающие искусствоведы знакомят нас с творчеством художника.

Красоту часто не узнают, когда она является в непривычном облике - более того, ее пугаются.

Каждый миг есть чудо и безумье,

Каждый трепет непонятен мне,

Все запутаны пути - раздумья,

Как узнать, что в жизни, что в сне?

Михаил Врубель - художник с трагической судьбой. Его картины, напоминающие фантастические видения, населенные загадочными существами, были не понятны современниками.

Известны многие имена людей, сначала не принимающих живописи Врубеля, а со временем ставших его горячими почитателями. Всегда нужно было, чтобы прошло некоторое время. И остается правилом и поныне. Чтобы картина Врубеля раскрылась смотрящему, надо смотреть внимательно, долго и не один раз. Только тогда она начинает с тобой разговаривать.

Почти все, сделанное Михаилом Врубелем, первоначально вдохновленно, подсказано каким-либо литературным, музыкальным или театральным источником.

Врубель восхищался музыкой Римского-Корсакова. Его жена, Надежда Ивановна Забела, обладала необыкновенным по красоте голосом и пела в Московской частной опере, которую создал и финансировал Савва Иванович Мамонтов, известнейший меценат и покровитель искусства.

Мамонтов лучше всей почувствовал во Врубеле гения и всячески помогал ему. Вместе со своей женой Врубель вошел в мир музыки Римского - Корсакова.

Звучит ария Морской Царевны из оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане".

Надежда Забела-Врубель вспоминала: "Мне пришлось петь Морскую царевну 90 раз, и мой муж всегда присутствовал на спектаклях. Я даже как-то спросила его: "Неужели тебе не надоело?"

"Нет, отвечал он,- я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона..."Оперу Римского-Корсакова Михаил Врубель обожал.

Слайд " Царевна Лебедь".

Перед нами не выдуманный образ, а портрет любимой жены Михаила Врубеля в образе Морской царевны.

Настроение картины тревожное. Сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке ,не такие как в сказочном городе Леденец. Царевна не приближается - она уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный жест предостережения.

Необыкновенно красиво ее лицо - действительно красота неописуемая сказочных царевен. Перед нами волшебно-мерцающее оперение - дымчатое, отливающее розовым. Воздушная фата, жемчуга кокошника и блистающие драгоценные перстни.

Рукой из перьев девица взмахнула:
Звезда во лбу и месяц под косой.
Гвидону она нежно так шепнула:
"Всегда я буду верною женой!"
И той девицы нет на свете краше,
Поет она так звонко, как стрела.
Картина эта - тоже счастье наше,
Фантазия проснулась и вошла.
Глаза мерцают изумрудными камнями.
И той косы длинней на свете нет.
Искусство Мастера да будет вечно с нами.
Несет из прошлого нам сказочный привет.

В картинах Врубеля все живет - и цветы, и камни, и месяц, встающий над горизонтом. Природа на картинах Врубеля так же одухотворена, как и люди. А люди сотворены из того же вещества, что и природа.

Слайд "Пан".

Картина "Пан" считается признанной вершиной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной сюиты.

Бывает, что художник месяцы, даже годы тщательно готовится, обдумывает, пишет и переписывает, но вещь не получается. А иногда великие произведения создаются внезапно. как бы экспромтом. "Пана" Врубель написал на одном дыхании за 2-3 дня.

Эллинский бог и русский леший соединились на ней в одно лицо. Но больше в ней от лешего - и пейзаж русский, и облик Пана.

Это совершенно фантастический персонаж, лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и чудится заблудившемуся ночью в лесу.

Начинает шевелится седой пень. Под косматым мхом завиваются бараньи рожки. Корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель. и внезапно открываются круглые голубые глаза, которые горят как светлячки.

Как будто откликаясь на зов лесного хозяина, медленно выплывает из-за горизонта месяц. Голубым сиянием вспыхивает поверхность реки и распускается маленький голубой цветок.

Ночь светла. Над рекой тихо светит луна.
И блестит серебром голубая волна.
Темный лес...Там в тиши изумрудных ветвей
Звонких песен своих не поет соловей.
Под луной расцвели голубые цветы.
Они в сердце моем пробудили мечты.

Леший- это и душа, и тело этих перелесков и топкой равнины.

Завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу. Изгиб руки вторит изгибу кривой березки. И весь он узловатый, бурый, из земли, из коры и корней.

Эта картина переносит нас в сказочный лес, где все живое, а Пан - как бы сама Душа Природы.

Слайд "К ночи".

Только Михаил Врубель мог увидеть жизнь во всем. Всем памятна картина "К ночи", изображающая ночное. Глухие ржаво-красные тона, темные силуэты коней, заросли чертополохов. Чертополохи в картине, как живые красные факелы. Они переговариваются. шепчутся, кажутся одушевленными детьми земли. Если приглядишься. то увидишь смуглого полураздетого пастуха - цыгана. у которого в жестких черных волосах виднеются рога. А может быть этот пастух нам только привиделся, а на самом деле это просто дух степи.

В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет со дней.
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
Храпя в испуге на свою же тень,
Зазастить гривами они ждут новый день.
Погасло солнце. Тихо на лужке.
Пастух играет нежно на рожке.
Уставясь лбами, слушает табун,
Что им поет вихрастый гамаюн.
А эхо резвое, скользнув по их губам,
Уносит думы их к неведомым лугам.

Слайд "Сирень".

По некоторым свидетельствам картина Сирень" навеяна романсом Рахманинова. Этот романс Надежда Ивановна, жена Михаила Врубеля исполняла в концертах.

( Звучит романс Рахманинова.)

Гроздья сирени вспыхивают как россыпи драгоценных камней.

...Сквозь сирени шалаши...
Все душа, и ни души.
Все мечта, все божество,
Вечной жизни торжество!
Какие дни теперь стоят!
Ах, что это за дни!
Цветет, звенит, щебечет сад,
Господь его храни!
Ах, что же делать мне с собой?
Я весь сплошная лень:
В такие дни я сам не свой,
Ведь в эти дни - сирень!
Чего-то жду, кого-то жду...
Так страстно жду весь день...
Сирень, сирень в моем саду,
В моем саду - сирень!

Лиловые заросли заполняют все пространство картины, и кажется, им нет конца и за ее пределами.

Мы верим, что где-то в этих соцветиях прячутся от людей легкие эльфы. А вот из сиреневой массы, которая напоминает драгоценные аметисты возникает темноглазая фея.

Она просто не могла не появиться там. Она как бы душа Сирени.

женская фигура в кустах сирени, ее дымчато-зеленоватое лицо и руки, почти черное платье и волосы, и темные провалы глаз - ведь это не что иное, как сгустившаяся и ожившая тень в глубине между ветками в предрассветный час.

Взойдет солнце и она исчезнет.
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья - цветы,
В густые и влажные кисти.
И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звездочек в грозди густой
Пятилепестковое "счастье".
С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастье еще не нашли,
То, может быть, только от лени.

Творчество Михаила Врубеля - это мелодия счастья, мелодия тоски. Спорить о его творчестве будут всегда, но это его путь в искусстве!

Наследие Михаила Врубеля давно стало достоянием русской культуры.