Цели урока:
- Обогащение знаниями о природном и социальном окружении.
- Знакомство с общей целостной картиной мира.
- Воспитание нравственного и эстетического отношения к нему.
Оборудование: крупная газета из 4-х страниц белого, голубого, синего и зеленого цвета, аппликации микробов, стрелок, спиралей, черные квадраты, круги, рисунки животных, растений, плакат с изображением человечка, фонограмма песни “Большой хоровод” на слова Л. Жигалкиной и А. Хайта, музыка Б. Савельева, рисунки и сочинения детей на тему “Каким бы я хотел видеть окружающий мир”, табличка со словом “атмосфера”, декорация с изображением большого солнца, таблички с именами детей – корреспондентов.
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня наше занятие посвящено экологии. Посмотрите на доску. То, что вы видите, – газета, она называется “ Мир вокруг нас”. Это необычайная газета – живая. Каждый цвет газеты – ее страничка, а готовили ее корреспонденты (заранее подготовленные дети).
II. Представление корреспондентов.
(Дети с бейджиками выходят к доске, учитель представляет их).
— Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите на человечка (на доске плакат с изображением человечка).
— Как вы думаете, почему он грустный?
(Ответы детей).
— У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человека.
Тогда, может быть, и поймем, почему он грустный.
III. Работа с газетой (голубая страничка).
1-й корреспондент:
— Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
— Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой.
(Прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово “атмосфера”).
— Мы привыкли воздушный океан звать небом.
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут.
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
— Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много, на все предметы из воздуха садится пыль, и микробы в ней накапливаются.
— Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше?
(Ответы детей).
— Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой – убрали микробов с голубого поля!
(Ученик убирает аппликации микробов.)
Вывод:
— Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Учитель:
— Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое. Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек будет улыбаться!
IV. Работа с газетой (белая страничка).
— Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите. Что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.
2-й корреспондент:
— Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова:
Непременно каждым утром
Я включаю телевизор
И, конечно, репродуктор,
И еще магнитофон.
— Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:
— Эй, гражданка у окна,
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?
(Ответы детей).
Вывод:
— Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты и т.д. – издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик.
Вывод:
— Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат.
— Видите, сколько звуковых загрязнителей, и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор создают звуковой комфорт.
— Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт?
(Ответы детей)
— Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красные волны.
Учитель:
— Ну вот, уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.
V. Работа с газетой (синяя страничка).
3-й корреспондент:
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Вам везде вода нужна.
—Эта страничка о воде. Где больше всего воды на
земле? В океане. А еще где находится вода? В морях,
в реках, в ручьях. Снег – это вода, и облака – это
вода. Для растений и животных не всякая вода
годится.
— В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и
умыться, нужна пресная вода, и она должна быть
чистой.
— Про какую воду говорится?
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтобы кусался зубок?
— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умываться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?
(Ответы детей)
— Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения.
— Посмотрите на синее поле, на нем пятна – это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
— Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать?
(Ответы детей).
Вывод:
— Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна!
(Убирает аппликации пятен).
Учитель:
— Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле, чистая вода! А теперь – зеленая страничка нашей газеты.
VI. Работа с газетой (зеленая страничка).
4-й корреспондент:
— Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая?
(Ответы детей).
— Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород живым существам.
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом,
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей.
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!
— Только всегда ли человек относится к природе как к другу?
(Ответы детей)
— Посмотрите на это поле, на нем черные круги и
квадраты, над каждым из них растение или
животное, которых осталось мало. Сможем убрать
эти круги и квадраты, если научимся правильно
вести себя в природе?
— Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли
красивые растения. Какое правило поведения в
природе нам надо знать, чтобы растений с
красивыми цветами было много кругом?
(Ответы детей).
Вывод:
— Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
— Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает черные круги, под ними яркие рисунки с изображением растений).
— Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же, как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, под ними – животные, которые особенно пострадали от человека.
— Что будем делать? Как убрать черные квадраты?
(Ответы детей).
Вывод:
— Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомнили это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле. (Убирают квадраты, под ними рисунки с изображением красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба, лягушки или жабы.)
— Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы – из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.
VII. Физкультминутка.
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем зверям – физкультпривет!
VIII. Обобщение.
Учитель:
— Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем.
— А сейчас посмотрите, совсем другой вид у этого человечка на нашей газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней – улыбающееся лицо.)
— Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.
IX. Музыкальная пауза.
Музыка Б. Савельева, слова Л. Жигалкиной и А. Хайта “ Большой хоровод”, исполняет дуэт, дети во время исполнения припева выполняют ритмичные движения. Песня исполняется на фоне большого солнца (декорация).
X. Итог занятия.
— Посмотрите (учитель раскрывает доску), вы узнаете свои рисунки?
— А сейчас мы прочитаем отрывки из лучших сочинений на тему “Каким бы я хотел видеть окружающий мир” (выступление детей).
XI. Заключительное слово учителя.
— Замечательно, человечек улыбается, ему понравились ваши сочинения, песня, рисунки, вы сделали правильные выводы. Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу.