Цели урока: познакомить учащихся с составом числа 5; учить выполнять сложение и вычитание с опорой на натуральный ряд чисел; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Ход урока
I. Организация класса.
– Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране Цифирии. Отправимся мы не одни. Угадайте, кто будет с нами.
II. Загадка.
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё
А не подскажете имя её?
Да, это Красная Шапочка, героиня одноимённой сказки Ш.Перро она вместе с нами будет путешествовать. Шла, шла Красная Шапочка, устала и решила передохнуть
III. Остановка “Чистописание”
– Отправилась Красная Шапочка к бабушке через лес. Остановилась на полянке “Чистописание”. Встретила число 16.Что вы о нём можете сказать?
– Какое это число? (двузначное, записываем его двумя цифрами)
– Назовите его соседей? (15, 17)
– Молодцы, с заданием справились хорошо. Отправляемся дальше.
Смотрите, а впереди новая остановка.
IV. Остановка “Счёт”
Нас ждут новые задания. Сейчас мы с вами напишем математический диктант. Я диктую задания, а вы через запятую записываете только ответы.
– Число, предшествующее числу 3?
– Число, находящееся между числами 7 и 5?
– Число, которое на 1 больше 6?
– Чему равна разность чисел 6 и 3?
– Уменьшаемое 8, вычитаемое3.Найдите разность.
– Первое слагаемое 7, второе 2.Чему равна сумма?
– Какое число меньше 5 на 1?
– Чему равна сумма чисел 1 и 7?
– На сколько число 6 больше 5?
– Найдите сумму чисел 9 и 1.
– Давайте проверим, как справились с заданием
2, 6, 7, 3, 5, 9, 4, 8,1, 10
Какое число здесь лишнее? Почему?
– Запишите эти числа в порядке возрастания.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
– Согласны ли вы со мной, что мы записали натуральный ряд чисел? (Числа стоят по порядку, начиная с 1.) Каждое следующее больше предыдущего на 1, но у нас нет многоточия. (Это отрезок натурального ряда чисел)
– А теперь немного поиграем.
Игра “Называй не зевай”
– Кто быстрее покажет числа в порядке возрастания.
– В порядке убывания.
V. Остановка “Состав числа”
Пришла Красная Шапочка на полянку, а там столько цветов и решила она для бабушки собрать букет. Давайте поможем ей. Повторим состав числа 5.
– Рассмотрите рисунки и скажите, чем они похожи?
А чем отличаются?
Запишем к рисункам суммы, в которых первое слагаемое обозначает число бутонов в букете, а второе-число роз.
Как записать действием число цветов на первом букете? Запишите.
Проверим (1+4=5)К остальным рисункам запишите суммы самостоятельно.
– Какие суммы вы записали? (Дети читают)
2+3=5; 3+2=5; 4+1=5.
– Молодцы, ребята. Хорошо поработали, а теперь Красная Шапочка предлагает записать неравенства к каждому рисунку.
– Мы повторили с вами состав числа 5.
VI. Остановка “Физминутка”
Присела Красная Шапочка на пенёк, и мы отдохнём.
– Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
– Сколько здесь у нас кружков
Столько сделаем прыжков.
– Сколько палочек до точки
Столько встанем на носочки.
VII. Остановка “Нарисуй сам”
Следующую остановку сделаем у ручья.
Какое интересное задание приготовила для вас Красная Шапочка. Вы должны соединить числа в порядке возрастания. Если выполните задание правильно, узнаете, с кем подружилась Красная Шапочка на полянке, где собирала цветы для бабушки.
– Молодцы! Красная Шапочка довольна вашей работой. Продолжим наше путешествие. Приближаемся к следующей остановке.
VIII. Остановка “Весёлые задачи”
А) Еж спросил ежа соседа
Ребята, как хорошо вы решаете задачи устно. Но Красной Шапочке хочется узнать, умеете ли вы решать задачи, записывая их в тетрадь. Она решила сделать остановку.
IX. Остановка “Сообразилия”
Задача.
На пути Красной Шапочки встретился волк. Он решил проверить умеет ли Красной Шапочка решать задачи
Красной Шапочка нашла 5 грибов, один из них мухомор, его пришлось выкинуть. Сколько белых грибов нашла Красная Шапочка?
– Сколько нашла грибов? (рисуем)
– Сколько нашла мухоморов? (зачеркнем)
– Как узнать, сколько белых грибов нашла Красная Шапочка?
– Запишите. Приближаемся к следующей остановке
X. Остановка “Геометрическая”.
– На этой остановке вам понадобятся линейка и карандаш. Красная Шапочка предлагает вам начертить два отрезка. Первый отрезок длиной 5см. Второй отрезок на 1см. меньше.
XI. Итог.
Вот и подошло наше путешествие к концу.
Что вам понравилось на уроке?
Чему хотела научить вас Красная Шапочка?