Урок математики. 1-й класс. Тема:"Состав числа 5"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока: познакомить учащихся с составом числа 5; учить выполнять сложение и вычитание с опорой на натуральный ряд чисел; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Ход урока

I. Организация класса.

– Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране Цифирии. Отправимся мы не одни. Угадайте, кто будет с нами.

II. Загадка.

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё
А не подскажете имя её?

Да, это Красная Шапочка, героиня одноимённой сказки Ш.Перро она вместе с нами будет путешествовать. Шла, шла Красная Шапочка, устала и решила передохнуть

III. Остановка “Чистописание”

– Отправилась Красная Шапочка к бабушке через лес. Остановилась на полянке “Чистописание”. Встретила число 16.Что вы о нём можете сказать?

– Какое это число? (двузначное, записываем его двумя цифрами)

– Назовите его соседей? (15, 17)

– Молодцы, с заданием справились хорошо. Отправляемся дальше.

Смотрите, а впереди новая остановка.

IV. Остановка “Счёт”

Нас ждут новые задания. Сейчас мы с вами напишем математический диктант. Я диктую задания, а вы через запятую записываете только ответы.

– Число, предшествующее числу 3?

– Число, находящееся между числами 7 и 5?

– Число, которое на 1 больше 6?

– Чему равна разность чисел 6 и 3?

– Уменьшаемое 8, вычитаемое3.Найдите разность.

– Первое слагаемое 7, второе 2.Чему равна сумма?

– Какое число меньше 5 на 1?

– Чему равна сумма чисел 1 и 7?

– На сколько число 6 больше 5?

– Найдите сумму чисел 9 и 1.

– Давайте проверим, как справились с заданием

2, 6, 7, 3, 5, 9, 4, 8,1, 10

Какое число здесь лишнее? Почему?

– Запишите эти числа в порядке возрастания.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

– Согласны ли вы со мной, что мы записали натуральный ряд чисел? (Числа стоят по порядку, начиная с 1.) Каждое следующее больше предыдущего на 1, но у нас нет многоточия. (Это отрезок натурального ряда чисел)

– А теперь немного поиграем.

Игра “Называй не зевай”

– Кто быстрее покажет числа в порядке возрастания.

– В порядке убывания.

V. Остановка “Состав числа”

Пришла Красная Шапочка на полянку, а там столько цветов и решила она для бабушки собрать букет. Давайте поможем ей. Повторим состав числа 5.

– Рассмотрите рисунки и скажите, чем они похожи?

А чем отличаются?

Запишем к рисункам суммы, в которых первое слагаемое обозначает число бутонов в букете, а второе-число роз.

Как записать действием число цветов на первом букете? Запишите.

Проверим (1+4=5)К остальным рисункам запишите суммы самостоятельно.

– Какие суммы вы записали? (Дети читают)

2+3=5; 3+2=5; 4+1=5.

– Молодцы, ребята. Хорошо поработали, а теперь Красная Шапочка предлагает записать неравенства к каждому рисунку.

– Мы повторили с вами состав числа 5.

VI. Остановка “Физминутка”

Присела Красная Шапочка на пенёк, и мы отдохнём.

– Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
– Сколько здесь у нас кружков
Столько сделаем прыжков.
– Сколько палочек до точки
Столько встанем на носочки.

VII. Остановка “Нарисуй сам”

Следующую остановку сделаем у ручья.

Какое интересное задание приготовила для вас Красная Шапочка. Вы должны соединить числа в порядке возрастания. Если выполните задание правильно, узнаете, с кем подружилась Красная Шапочка на полянке, где собирала цветы для бабушки.

– Молодцы! Красная Шапочка довольна вашей работой. Продолжим наше путешествие. Приближаемся к следующей остановке.

VIII. Остановка “Весёлые задачи”

А) Еж спросил ежа соседа

Ребята, как хорошо вы решаете задачи устно. Но Красной Шапочке хочется узнать, умеете ли вы решать задачи, записывая их в тетрадь. Она решила сделать остановку.

IX. Остановка “Сообразилия”

Задача.

На пути Красной Шапочки встретился волк. Он решил проверить умеет ли Красной Шапочка решать задачи

Красной Шапочка нашла 5 грибов, один из них мухомор, его пришлось выкинуть. Сколько белых грибов нашла Красная Шапочка?

– Сколько нашла грибов? (рисуем)

– Сколько нашла мухоморов? (зачеркнем)

– Как узнать, сколько белых грибов нашла Красная Шапочка?

– Запишите. Приближаемся к следующей остановке

X. Остановка “Геометрическая”.

– На этой остановке вам понадобятся линейка и карандаш. Красная Шапочка предлагает вам начертить два отрезка. Первый отрезок длиной 5см. Второй отрезок на 1см. меньше.

XI. Итог.

Вот и подошло наше путешествие к концу.

Что вам понравилось на уроке?

Чему хотела научить вас Красная Шапочка?