"Части фигур"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности:

- Ребята, как всегда, перед началом урока улыбнитесь друг другу и пожелайте мысленно удачи.

- Отгадайте-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке
Дни его всех дней короче.
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега. Рисунок 1.

- О каком месяце говорится в этой загадке? (Декабрь)

- Ну, а раз наступил декабрь, значит ждите скоро в гости Деда Мороза. Правда, сейчас ему некогда, у него много дел: речки, пруды заморозить, зверькам шубки новые справить, ребятам подарки приготовить. Поэтому, я предлагаю самим отправиться в Царство Деда Мороза.

- В нашей экспедиции сегодня мы исследуем одну очень важную тему. А для исследования новой темы, какие качества нам пригодятся? (Внимание, усидчивость, терпение, наблюдательность, старание, упорство, трудолюбие, взаимовыручка и уважение к друг другу)

- Как вы думаете, каким способом мы будем изучать новую тему? Составим план работы:

1.Сначала повторим прошедший материал.

2.Попробуем выполнить новое задание.

3.Найдем трудности, которые могут возникнуть.

4.Установим причину этих трудностей.

5.Постараемся закрепить новые знания. Рисунок 2.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1) Повторение изученных геометрических фигур.

- Ну, куда же дед Мороз без Снеговичка. Но пока Снеговичок шел до нашей экспедиции, от тепла успел растаять. Поможем ему приобрести свой первоначальный вид. Чтобы скатать первый ком, надо выполнить такое задание.

(На доске модели геометрических фигур и геометрических тел: круг, треугольник, квадрат, пятиугольник, прямоугольник, конус, цилиндр, пирамида, куб). Рисунок 11

- Что вы видите на доске? Разделите их на две группы (дети работают в парах и у каждой пары на парте лежит комплект геометрических фигур и тел)

- На какие две группы разделили? Проверьте себя по эталону. Рисунок 3.

- Какое на ваш взгляд главное умение при работе в паре? (умение слышать друг друга и помогать друг другу). Вот мы и скатали первый ком (учитель на доску прикрепляет первый круг)

2) Тренировка мыслительных операций.

- Чтобы скатать второй ком, надо выполнить следующее задание: перед нами волшебные мешки, а в них геометрические фигуры. Глядя на эти фигуры, составьте равенства и заполните пустые клеточки. Рисунок 12

- Какое правило необходимо вспомнить для выполнения этого задания?

Надо вспомнить соотношение между целым и частями:

- чтобы найти целое, складываем части;

- чтобы найти часть, из целого вычитаем другую часть. Рисунок 4.

- С помощью этого правила заполните пустые клетки. Выделите целое и части.

- Вспомним компоненты сложения. Назовите их. Что можно сказать про слагаемые и сумму, используя наше правило? (слагаемые – это части суммы, а сумма – это целое)

- Назовите компоненты вычитания. Что можно сказать про вычитаемое и разность? (вычитаемое и разность – это части уменьшаемого. А уменьшаемое – это целое) Рисунок 5.

- Молодцы, ребята. Вот мы и скатали второй ком снеговика (учитель прикрепляет на доску второй круг)

- Ребята, что мы сейчас с вами делали? (повторяли пройденный материал, используя правило взаимосвязи между целым и частями)

- Скажите, а что будет дальше? (какое-то новое исследование или новый эксперимент)

- Зачем я вам его предлагаю? (наверное, узнать что-то новое и понять то, чего мы не знаем)

3) Задание для пробного действия.

- Какую фигуру вы видите на доске? (квадрат)

- Докажите. Что еще интересного вы заметили? (квадрат разделен на две части: красный треугольник и зеленый треугольник). Рисунок 13

- Будет ли между целой фигурой и ее частями выполняться та же взаимосвязь, что и между числами? Попробуйте сами составить равенства и записать их в тетрадке.

- Ребята, поднимите руки те, кто встретил затруднения. Что же делать, когда встречается трудность? (надо остановиться и хорошенько подумать)

- Давайте думать вместе. Как мы запишем первое равенство?

з + к = а

- Проговариваем хором: чтобы получить целую фигуру а, складываем части з и к.

- Что делаем дальше? Применяем переместительное свойство сложения: от перестановки мест слагаемых, сумма не меняется. Как запишем следующее равенство?

к + з = а

- Чтобы записать третье равенство, вспомним, как получить часть из целого (если из целой фигуры а вычесть часть з, то останется часть к

а – з = к

- Если из целой фигуры а вычесть часть к, то останется часть з

а – к = з

- Выделите целое и части. Какое открытие мы сейчас сделали? (между целой фигурой и ее частями будет выполняться та же взаимосвязь, что и между числами )

- Что помогло нам сделать открытие? (старые знания)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Части фигур) Рисунок 6.

- Молодцы ребята, вот мы с вами и скатали третий ком снеговика.

Физминутка

- Холодно, ребята, в Царстве Деда Мороза? Не хотите ли погреться? Рисунок 7.

- А теперь вспомните о нашем планировании в начале урока и скажите в каком порядке мы будем двигаться дальше?

- Мы справились с новыми исследованиями? Обозначили трудности? Нашли их причину? А теперь что мы должны сделать? (закрепить полученные новые знания)

3. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) № 3(а), стр. 26

- Прочитайте задание.

Один с места с объяснением.

- Чтобы получить целую фигуру к, складываем части а и в.

а + в = к

- Используя переместительное свойство сложения, получаем равенство:

в + а = к

- Если из целой фигуры к вычесть часть в, то останется часть а

к – в = а

- Если из целой фигуры к вычесть часть а, то останется часть в

к – а = в

- Молодцы! Вы действовали четко по плану. Что можете сказать о достижении цели? (мы ее достигли, но надо еще потренироваться)

- Попробуйте свои силы в самостоятельной работе.

4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

2) № 3(б), стр. 26

(Дети самостоятельно выполняют задание и проговаривают про себя)

- Выполненное задание проверьте по эталону. Рисунок 8.

- Поднимите руки, у кого были ошибки. Какие трудности возникли у вас при выполнении?

- Поднимите руки, кто выполнил правильно.

- Вы готовы к дальнейшим трудностям?

- Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать в парах, по одному, а теперь проверим, умеете ли вы работать в группах?

5.Включение в систему знаний и закрепление.

- Ребята, пока мы здесь исследуем, решаем, считаем, а что интересно Дед Мороз делает?

- Ветерок мне на ушко шепнул, что Дед Мороз отправил для вас такие вот волшебные сундучки с заданиями. А открыть этот сундучок сможет самый пуговичный из вас.

(каждая группа выполняет задание)

- Проверьте ответы по эталону. Рисунок 9.

- Какое на ваш взгляд главное умение при работе в группе? (умение слышать друг друга, уважать друг друга, работать сообща)

- Оцените свою работу в группе. Все ли получилось? Какие качества вам помогали при работе в группе, какие мешали? (трудно было договориться)

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Все ли мы выполнили, что запланировали на уроке?

- Дальнейшие наши исследования мы продолжим на следующих уроках.

- А сейчас оцените свою работу на уроке. Перед вами лежат смайлики грустные и веселые. Если вы считаете, что поработали очень хорошо, то возьмите веселый смайлик. Если вы считаете, что поработали не очень хорошо, могли бы и лучше, то возьмите грустный смайлик. А так как скоро Новый год, то сделаем из них гирлянду.

- Ребята, смотрите, что прислал вам Снеговичок. Рисунок 10.

- Мне тоже понравилось как вы работали на уроке и хотелось бы его закончить такими словами:

На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

См. презентацию.