“Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам”.
Ральф У. Эмерсон
Пояснительная запискаУмения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой – это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.)
Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, который в качестве основного вида ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка” (Н.Н. Подьяков 1995г.).
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в мире природы человек может заметить в непосредственном контакте с ними. Поэтому, важно вызвать интерес у ребенка к природе. Не следует загружать детей обилием информации. Важно, чтобы малыш все увидел сам, сам потрогал и составил свои впечатления. Малыш познает мир, исследуя его, экспериментируя, делая все новые открытия. Дети – это пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Еще И.М. Сеченов писал о прирожденном и “крайне драгоценном свойстве нервно– психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь”. И. П. Павлов это свойство назвал рефлексом “что такое?”, под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, природных объектов, устанавливает для себя связи между ними.
Ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес, т.е. отношение к информации, которую он получает от взрослого первично, а сама информация – вторична. Поэтому первая и главная задача воспитателя – сначала заинтересовать дошкольника, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а играми, загадками, проблемными ситуациями, задачами. В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь. Но чаще всего мы предпочитаем знать то, что лежит на поверхности наших представлений. Решать задачи и открывать что-то новое можно по– разному. Можно гадать – так в природе или нет? Можно слушать взрослого или сверстника, можно призвать на помощь фантазию и придумать, как это могло бы быть.
Развивать исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования необходимо для того, чтобы ребенок представлял физические свойства предметов и закономерности окружающего мира. Дети, после проведения опытов, обнаруживают свойства веществ самостоятельно, находят способы применения этих свойств в быту. Находят ответы на вопросы: для чего нужны магнитные силы, почему от теплого воздуха происходит движение “змейки”, как сделать быстро воду теплой, как проходит по ниточке звук и т.д.?
Цель исследовательской деятельности – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- Развивать у детей представления о химических свойствах веществ;
- Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях: испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция, магнетизм, звук, теплота, замерзание и таяние воды;
- Развивать представления о свойствах воды, воздуха;
- Развивать элементарные математические представления о мерке – как способе измерения массы, длины; о мерах измерения длины;
- Познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы; развивать элементарные представления о Солнечной системе и космических явлениях;
- Развивать у детей умственные способности:
- Развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- Формировать способы познания путем сенсорного анализа.
- Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов: увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль.
- Социально – личностное развитие каждого ребенка: развивать коммуникативность; самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю по 25-30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами детей с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Во время занятия проводится два-три эксперимента.
Основные принципы по реализации программы
Принцип ориентации на познавательные интересы ребенка. Исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности.
Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение. Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности.
Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения. Ребенок должен осваивать в образовании не только конечный продукт в виде некоего позитивного знания, но быть хорошо знаком с эволюцией знания, а также с путями и способами его получения.
Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Главная наша задача — не только сообщение знаний, а в первую очередь развитие у ребенка потребностей и способностей эти знания добывать.
Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения. Психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления, но далеко не все, что следует освоить ребенку в образовании, он должен открывать в ходе самостоятельных изысканий. А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных. Тем более что в работе любого исследователя традиционно много задач репродуктивного характера, которые могут рассматриваться как рутинные, но от того не становятся ненужными.
В работе по экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.
Методический инструментарийФормы |
Методы |
Приемы |
Занятие (фронтальное, групповое,
индивидуальное) Экскурсия Дидактическая игра Целевая прогулка Экспериментирование |
Наглядные методы
Практические методы
Словесные методы
|
Пояснение Объяснение Указание Показ образца Педагогическая оценка Самооценка |