Преподавание в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) познакомить учащихся с весенними изменениями в природе;
2) развивать познавательную активность учащихся, учить наблюдать, анализировать, воспринимать и понимать чувства и настроения музыки;
3) воспитывать любовь к музыке, бережное отношение к природе.

Оборудование:

1) аудиозапись П.И.Чайковского “Времена года”;
2) портрет П.И.Чайковского;
3) фортепиано;
4) доклады о птицах и раннецветущих растениях;
5) рисунки птиц и растений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

1.Слово учителя.

– Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок. Начнем мы его тоже необычно: с украинской народной песни “Веснянка”.

2. Исполнение украинской народной песни “Веснянка”.

– Скажите, а почему мы начали наш урок именно с этой песни?

– Да, сегодня мы будем говорить о весне в музыке и природе.

III. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Наступила долгожданная весна, радостная, шумная, пахучая.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

– А вы знаете какие-либо стихотворения о весне?

(Дети читают стихи о весне).

Весна – символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора. Много написано стихов, создано песен, картин об этом чудесном времени года. И каждое произведение раскрывает перед человеком мир чувств поэта, писателя, композитора, художника. Картину приближения весны очень хорошо передает русский композитор XIX века Петр Ильич Чайковский.

– Ребята, давайте вспомним, что вам известно об этом композиторе?

– Какие музыкальные произведения его вы знаете? (3 балета: “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, “Детский альбом” и т.д.)

– Сегодня мы познакомимся с его музыкальным альбомом для фортепиано “Времена года”. Послушаем пьесы, которые посвящены весеннему пробуждению природы.

– В природе три весны, три весенних месяца: весна света-март, весна воды– апрель, весна зеленой травы-май.

– Какие изменения происходят весной в природе? Ответы детей.

– Яркая примета-прилет птиц. Они являются вестниками весны. Некоторые ребята подготовили сообщения об этих птицах.

2. Сообщения детей (грач, скворец, жаворонок).

3. – Вот на жаворонке мы с вами и остановимся. Именно у П.И.Чайковского пьеса Март называется “Песня жаворонка”. Ведь жаворонки прилетают к нам в марте.

– Сейчас мы прослушаем эту пьесу, можно закрыть глаза.

– Ответьте на следующие вопросы:

– Что вы почувствовали?

– Какую картину увидели, представили?

– Какой характер у пьесы?

4. Слушание пьесы Март “Песня жаворонка”.

5. Ответы детей (Характер пьесы нежный, светлый, мелодичный. Можно представить, как летает жаворонок над полями, нежно и звонко разливаются его трели. Слышны трели и в музыке.

6. – Какие изменения происходят в апреле? (появляются первоцветы)

– Ребята, кто подготовил сообщения о первоцветах нашей местности?

7. Доклады детей (мать-и-мачеха, ландыш, подснежник).

8. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

9. – Мы продолжаем знакомство с музыкой П.И.Чайковского. Пьеса Апрель “Подснежник”.

10. Слушание пьесы Апрель “Подснежник”.

11. – Охарактеризуйте музыку?

– Какую картину бы нарисовали? Ответы детей.

12. Слово учителя.

Подснежники. Кто в России не знает такие цветы? Зацветая ранней весной, подснежники радуют нас своей красотой.

– Ребята, умейте любоваться первоцветами!!!

У нас в России многие раннецветущие растения охраняются, некоторые занесены в Красную книгу. Ребята, берегите цветы!

IV. Итог урока.

– И в заключении нашего урока хочется подвести итоги.

– О чем мы сегодня говорили на нашем уроке?

– Кто ярко и красочно смог передать нам это время года в музыке?

– С каким музыкальным произведением П.И.Чайковского познакомились?

– Что еще нового узнали? Ответы детей.

V. Дом.задание: принести рисунки о весне.

Список использованной литературы

  1. БарылкинаЛ.П., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”, М.2004 г.
  2. Волина В. Праздник букваря. М., 1995 г.
  3. Грехова Л.И. В союзе с природой, М.
  4. Левашева Г. Твой друг – музыка.
  5. Плешаков А. Зеленые страницы, М.1995 г.