Сложение и вычитание двузначных чисел

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Закрепить ранее полученные знания: умение складывать и вычитать двузначные числа, умение анализировать и решать задачи. Познакомить учащихся с семью чудесами города Белорецка.

  2. Развивать логическое мышление, память, математическую речь, умение систематизировать, анализировать и обобщать учебный материал. Отрабатывать вычислительные навыки, каллиграфический почерк.

  3. Воспитывать интерес к предмету, чувство гордости за свой город, прививать навыки здоровьесбережения.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, учебник “Математика” Т.И. Демидова, С.А. Козлова, А. П. Тонких, карточки со словами.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятие!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно “голову ломать”!

– Как вы понимаете фразеологизм “ломать голову”? (Думать, решать, находить ответ к трудным заданиям)

2. Фронтальная работа.

– Назовите компоненты действия сложения.

– Результат сложения.

– Назовите компоненты действия вычитания.

– Как называется число, в записи которого две цифры?

– Назовите школьный предмет, на котором дети изучают действия сложения, вычитания и решают задачи.

– Какай раздел мы изучаем?

II. Формулирование темы и целей урока.

– Наша основная задача: вспомнить все наши знания, показать все наши умения, чему мы научились. Итак, тема нашего урока… (сложение и вычитание двузначных чисел). СЛАЙД №1

III. Повторение и закрепление изученного.

1. Фронтальная работа.

А) – Найдите значение выражения.

9 + 9 = 18 А 15 – 8 = 7 Ч
8 + 6 = 14 С 16 – 4 = 12 Е
7 + 6 = 11 Д 17 – 7 = 10 У

– Ответы расположите в порядке возрастания и вы узнаете ключевое слово к уроку.

ЧУДЕСА

– Что такое чудеса?

– Сегодня мы будем говорить о чудесах родного города.

– Как думаете, почему именно про Белорецк? (Наш родной город в этом году юбиляр. Ему исполняется 250 лет) СЛАЙД №2

Б) – Найдите лишнее число. Почему?

7, 10, 11, 12, 14, 18. СЛАЙД №3

(7 – однозначное)

– Число 7 волшебное, ведь не зря, 7 дней в неделе, 7 цветов радуги, 7 чудес света …

Анализ числа 7:

– Назовите число, которое больше 7 на 2 дес.

– Назовите число, которое меньше 7 на 2 ед.

– Уменьшаемое 57, вычитаемое 50. Чему равна разность?

– С этим числом связано первое чудо родного города. В его названии ровно 7 букв. Разгадайте ребус и получите слово.

СЛАЙД №4

(Агидель)

– Самая крупная и живописная река в Башкортостане Агидель, что в переводе с баш. яз. означает “Белая река”. Название нашему городу дала эта прекрасная река. СЛАЙД №5

2. Работа по вариантам.

Составьте и решите уравнения на сложение и вычитание. Решаем с комментированием.

х, 8, 28. (на сложение) 45, у, 25. (на вычитание)

– Число 20 открывает второе чудо Белорецка – заводской гудок, который был впервые подан в начале ХХ века. Он возвещает о начале и об окончании рабочей смены. (ВИДЕОРОЛИК 3 мин.) СЛАЙД № 6

– Пришла пора отдохнуть нашим глазкам.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ СЛАЙД №7

3. Фронтальная работа.

А) – А сейчас мы с вами решим задачи.

ЗАДАЧА 1. Саша пробежал 89 м, Витя на 7 м меньше. Сколько м пробежал Витя? СЛАЙД №8

– Составляем схему.

– Чем занимаются дети? Как помогает бег в сохранении и укреплении здоровья? Бег – это СПОРТ. А спорт укрепляет нас физически, делает нас здоровыми. Следующее чудо города напрямую связано со спортивной жизнью людей. Именно это учреждение подготовило 3 участников Олимпийских игр.

Может кто-нибудь догадался, о чём идёт речь?

ЗАДАЧА 2. Этот горнолыжный центр подготовил 32 мастера спорта России, а кандидатов в мастера спорта на 34 человека больше. Сколько всего человек посвятили свою жизнь спорту? СЛАЙД № 9

Это горнолыжный центр “Мраткино” СЛАЙД №10

4. Работа по рядам.

А) – Следующее задание. С каждого ряда нужно по одному человеку (у доски)

1р. – решить выражение с переменной х – 13, если х = 24
2р. – сравнивает числа 552м 534м
3р. – решает выражение 24 – (46 – 34) + 6 = …

Б) Проверка 1 ребёнка. Ответ 11.

– Число 11 открывает 4 чудо Белорецка.

Идут годы, десятилетия...

Но навсегда в наших сердцах будут жить имена героев, отдавших свою жизнь в Великой Отечественной войне за счастье всех людей на Земле.

Свыше 11 тысячам воинов, Родина присвоила звание Героя.

Из них 11 – ЭТО НАШИ ЗЕМЛЯКИ, ГЕРОИ – БЕЛОРЕЧАНЕ. Именно Площадь Славы или Аллея Героев, как мы её называем, это и есть ещё одно чудо города. Первоначально ее называли “Красная площадь”, потом “Больничная площадь”, т.к. рядом располагается заводская больница. Потом, когда главной площадью стала “Площадь Металлургов”, больничную площадь переименовывают в спортивную площадь, где горожане занимаются спортом. И только в 1985-м году она становится священным местом Белорецка – Площадью Славы или Аллей Героев. СЛАЙД№13

В) Проверка 2 ребёнка.

Неслучайно 552м большее число. Ведь это длина одного из самых старых сооружений в городе, деревянного пешеходного моста через пруд. Он построен на осиновых сваях, т.е. на осиновых кольях, вбитых в дно пруда. Из-за дня в день по деревянному мостику идут на работу и с работы сотни металлургов, трудящихся на ОАО “БМК”. СЛАЙД№14

Г) Проверка 3 ребёнка. Ответ 18.

Оказывается, во времена строительства города самым высоким строением в городе считалась Водонапорная башня. Её высота 18 м. А сейчас это достопримечательность города Белорецк, памятник истории и культуры. Построена в 1916 г. Снабжала водой дома Верхнего селения. Водонапорная башня сложена из красного кирпича, увенчана многогранной бревенчатой надстройкой с окнами (бельведер). В верхней части башни была сооружена смотровая площадка. В случае пожара над башней поднимались шары из бычьего пузыря, звонил колокол (около Водонапорной башни размещалась пожарная команда). СЛАЙД№15

5. Самостоятельная работа.

А) – Поднимите руку, кто бы хотел получить фотографию 7 чуда Белорецка? Строители этого чуда, наверняка, знали ответы на такие вопросы, как сейчас встретятся в самостоятельной работе. Рабочие выбрали 3 уровня. Вот и вы сейчас будете работать каждый на своём уровне. Посмотрим, насколько вы повторили изученный материал.

– Выберите свой уровень. – Приступаем!

I уровень: 99 90 + 20 8 = …
II уровень: 78
(31 + 26) = …
III уровень: 42*(57*36) = 21

СЛАЙД №16

Проверка выражений. Значением всех выражений является число 21.

– В XXI веке родились заново великолепные фонтаны, мимо которых пройти невозможно. Они, словно завораживают нас и приглашают полюбоваться своей красотой. СЛАЙД №17

IV. Итог и рефлексия.

– О чём мы сегодня говорили на уроке? Что вам понравилось больше всего? Совсем не понравилось? Какое задание оказалось более сложным? А очень легким?

– Итак, вспомним, какие чудеса есть в нашем родном городе?

– Вы узнали о семи чудесах города Белорецка, а есть еще одно чудо – это вы…дети, которые живут в нашем замечательном городе.

– Когда счастлив ребенок? (когда рядом мама, папа; когда на земле мир; когда он здоров – вывешивается в центр запись – здоровый ребенок – хороший ученик). Ребенок становится тогда хорошим учеником, когда он не болеет. Только тот успешно знает математику, умеет правильно и грамотно рассуждать, анализировать, обобщать, открывать для себя новые знания, кто здоров. Берегите свое здоровье! Будьте счастливы! СЛАЙД №18

– Спасибо за урок. Будьте здоровы! СЛАЙД №19

V. Домашнее задание

Первый уровень: решить выражения на с. 74 № 3.

Второй уровень: вычислить и сравнить на с.74 №4 .

Третий уровень: решить задачу с. 74 №7.

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2