Цель занятия: Формирование родительских представлений о конфликтных ситуациях между людьми, развитие навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи:
- сформировать представления о сущности конфликтов;
- рассмотреть причины их возникновения в повседневной жизни;
- показать возможность разрешения большинства житейских разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления;
- отработать стратегии решения повседневных конфликтов.
Оборудование: Плакаты с определениями понятий «Конфликт», «Способы регулирования конфликтов» (приложение 1), детские рисунки.
Участники: родители (15-18 человек).
Условия поведения: кабинет психолога (комната психологической разгрузки) или класс с большим количеством зелени, круглый стол, накрытый для чаепития.
Время проведения: 45 минут.
Ход занятия
I. Вступление
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались на очередную встречу в нашей психологической гостиной, чтобы поговорить о «Конфликтах и способах их разрешения».
Почему именно сегодня мы говорим о конфликтах?
Все вы знаете, что наши дети часто сталкиваются с конфликтами: дома, в школе, на улице и т.д. Они пытаются понять причины конфликтных ситуаций и найти наиболее конструктивный способ их разрешений. Но не всегда их попытки урегулировать конфликт встречают понимание с вашей стороны. Сегодня на занятии мы разберем некоторые варианты конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Упражнение
Ваши дети дарят вам много счастливых минут. Закройте глаза, и попробуйте вспомнить одну из таких ситуаций. (1 минута)
У всех получилось вспомнить?
II. Обсуждение темы
Если бы такие ситуации случались с нами постоянно, то жизнь была бы легкой и безоблачной.
К сожалению, мы живем в обществе, где незащищенность каждого в разных сферах жизни: в транспорте, в магазине, на работе… сталкивает нас с огромным количеством злобы и негатива. Порой, придя домой, нам очень сложно сразу переключиться на позитивную волну взаимоотношений с ребенком.
Иногда, на его обращение, просьбу или желание чем - то поделиться, мы реагируем холодным молчанием, грубостью или несдержанностью.
В ответ, ребенок обижается. Обиды накапливаются и прорываются в виде конфликтных ситуаций.
Что такое конфликт, с вашей точки зрения?
(Мнение родителей по кругу)
Конфликт – это столкновения в отношениях между людьми, связанные с серьезными разногласиями, с ярко выраженными отрицательными чувствами.
III. Практическая часть
Я предлагаю вам посмотреть на конфликтные ситуации со стороны.
Для этого я попрошу вас разбиться на 3 группы. На столах лежат карточки с заданиями (приложение 2) и таблица «Способы регулирования конфликтов», которая поможет Вам разрешить конфликтную ситуацию. Возьмите их и в течение 1-2 минут попробуйте выполнить задания.
(через 2 минуты)
Вечером у телевизора собрались:
Мама – любительница сериалов
Сын – заядлый болельщик…
У кого эта ситуация, продолжите, пожалуйста.
Родители с интонацией читают диалог.
- Как вы думаете это конфликтная ситуация?
- Кто ее спровоцировал?
- Какой конструктивный выход возможен в данной ситуации?
Я попрошу вас выбрать озвученное конструктивное решение и разместить его на магнитной доске под цифрой 1.
А мы начнем разбирать следующую ситуацию.
Каждый из нас испытывает волнение, когда готовимся к приходу гостей. А если вдруг обнаруживается, что что-то не готово, например, забыли купить хлеб.
У кого эта ситуация, продолжите, пожалуйста.
Родители с интонацией читают диалог.
- Как вы думаете это конфликтная ситуация?
- Кто ее спровоцировал?
- Какой конструктивный выход возможен в данной ситуации?
Я попрошу вас выбрать озвученное конструктивное решение и разместить его на магнитной доске под цифрой 2.
А мы начнем разбирать следующую ситуацию.
Придя домой с работы, мама обнаружила, что ее сын не сделал уроки, не вымыл посуду и не как не может оторваться от компьютерной игры.
У кого эта ситуация, продолжите, пожалуйста.
Родители с интонацией читают диалог.
- Как вы думаете это конфликтная ситуация?
- Кто ее спровоцировал?
- Какой конструктивный выход возможен в данной ситуации?
Я попрошу вас выбрать озвученное конструктивное решение и разместить его на магнитной доске под цифрой 3.
Мы с вами на сегодняшней встрече выработали рекомендации, которые помогут вам конструктивно решать конфликтные ситуации.
Вывешивается заголовок РЕКОМЕНДАЦИИ.
Давайте повторим еще раз, какие конструктивные способы решения конфликтных ситуаций мы разобрали. (Чтение вслух)
Мы с ребятами на классном часе разыгрывали гораздо больше конфликтных ситуаций, и нашли еще несколько конструктивных способов решения конфликтных ситуаций. Ребята составили памятки для детей и их родителей по конструктивному решению конфликтных ситуаций (приложение 3). Эти памятки я вам раздам. Дома вы можете обсудить их с детьми.
IV. Рефлексия. Вопросы родителей
Если у вас возникли вопросы в ходе нашей встречи, то задайте их.
1. ВОПРОС: Как быть, если ребенку грозит опасность, а он настаивает на своем; что, и здесь нужно искать совместное решение?
ОТВЕТ: Вы должны, аргументировано убедить ребенка в реально существующей опасности. Если от экстренности ваших действий зависит жизнь ребенка, то, конечно, нужно действовать энергично, не допуская возражений. Однако приказ и запрет как главные методы предотвращения любой опасности, не до конца осознаваемой ребенком, не годятся.
Часто разгорается спор вокруг такого вопроса: нужно ли позволять малышу дотронуться до горящей свечи, если он не слушает слово «нельзя» и продолжает тянуться к огню? Одни родители считают, что они должны настоять на запрете, другие же — что следует дать ребенку слегка обжечься, если уж он так настаивает.
Не эта ли альтернатива встает перед нами во многих и многих других жизненных ситуациях? И чем старше дети, тем дороже может стать плата за приобретение собственного опыта! Как же поступить правильно?
2. ВОПРОС: Как начать применять конструктивный способ, если никогда ничего подобного в семье не делали?
ОТВЕТ: Начать лучше всего с общего разговора в семье. Это хорошо делать, собравшись вместе в спокойной обстановке. Объясните ребятам, что есть хороший способ «договориться», расскажите, как это делать и пригласите попробовать. От взрослых же здесь требуется действительное желание выслушивать ребенка. Еще раз напомню: активное слушание — ваш главный помощник.
3. ВОПРОС: Как быть, если не удастся найти устраивающее всех решение?
ОТВЕТ: Опасение не найти приемлемое для всех решение, как правило, не подтверждается. Правда, это опасение естественно возникает, если наблюдать со стороны, как «коса находит на камень». Но в том-то все и дело, что наш метод предполагает заинтересованность обеих сторон в совместном решении. В этом случае пробуждаются изобретательность и готовность идти навстречу друг другу.
V. Итог. Обратная связь.
Участникам занятия предлагается закончить фразу: «В ходе встречи я понял (а) ...»
Спасибо всем за активную работу. Я буду рада встретиться с вами в нашей гостиной в следующий раз.