Цели.
1.Обобщить и проверить изученный материал в разделе “Земля и ее поверхность”.
2. Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение работать в группах.
3. Развивать речь учащихся, мышление, кругозор.
Основные понятия, подлежащие контролю: материк, океан.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи.
- Над какой темой мы работали несколько последних уроков? (Поверхность Земли)
- Какие цели мы ставили перед собой на этих уроках? (Узнать, как можно больше о ...)
- Глядя на нашу тему урока, какие сегодня перед собой можем поставить цели? (Повторить материал и проверить свои знания по теме)
- На уроке мы будем работать в группах. Группа, которая работает дружно, слаженно, умеет выслушать ответы всех ребят, наберет большее количество баллов.
2. Разминка.
- Назовите науку, изучающую поверхность Земли? (География)
- Рассмотрите на слайде материк, что вы о нем знаете? (Евразия – самый большой материк, он занимает 1/3 всей суши, на нем расположена Россия.)
- Рассмотрите следующий слайд, что вы можете сказать об этом материке? (По размерам Австралия — самый маленький материк на Земле. Её площадь в 6 раз меньше Евразии)
- Назовите океан, омывающий Евразию, Африку и Австралию? (Индийский)
- Назовите самый большой океан?
- Назовите материк, расположенный севернее Южной Америки?
- Назовите второй по величине океан?
- Океан, в котором находится самая северная точка Земли?
- Каким цветом на карте показана суша?
3. Повторение изученного материала
- Я предлагаю вам фото разнообразной поверхности Земли, а вы их узнаете. И вспоминаете, что знаете о них.
1. Гора - выпуклая форма рельефа с хорошо выраженной вершиной, подошвой и склонами, возвышающаяся над окружающей местностью на высоту более 200 метров.
2. Равнина - ровные или почти ровные участки земной поверхности.
3. Холмы – это возвышения до 200 метров , у которых можно выделить округлую вершину, пологие склоны, их подошву.
4. Овраги образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности. Через много лет склоны оврага покрываются растительностью, он перестает расти и превращается в балку.
4. Работа с кроссвордом.
1. Внутри него таится раскаленная, расплавленная магма. (Вулкан)
2. Высочайшая горная вершина земного шара. (Эверест)
3. Спортсмен, который занимается восхождением на горные вершины. (Альпинист)
4. Сооружение над землей или в горах в виде коридора, по которому проложены пути. (Тоннель)
5. Огромный участок суши, который окружен водными пространствами. (Материк)
6. То, что осталось от горы. (Останец)
7. Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)
8. Самая низкая часть холма. (Подошва)
9. Самая высокая гора на территории России. (Эльбрус)
Кроссворд
Тест “Земля и её поверхность”
(Можно выполнять индивидуально на компьютерах, если нет возможности печатный вариант)
1. Они бывают плоскими и холмистыми.
Горы, равнины, овраги.
2. Огромные участки суши, которые окружены водными пространствами.
Острова, полуострова, материки.
3. Что это перечислено: Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый, Южный, Индийский?
Реки, океаны, моря.
4. Старый овраг постепенно зарастает и превращается в …
Свалку, карьер, балку.
5. Искусственный холм называется…
Курган, вершина, гора.
6.Сооружение над землей или в горах в виде коридора, по которым проложены пути называется..
Мост, тоннель, дорога.
7. Наука, изучающая поверхность Земли называется…
География, биология, астрономия.
8. Под воздействием чего разрушаются горы?
Соль, солнце, ветер, песок, вода, растения.
9. Как правильно вести себя в горах?
Не бегать, не кричать, не кушать, не фотографировать, не рвать растений, одевать солнцезащитные очки.
10. Если горы следуют друг за другом, то это…
Горная страна, горный хребет, плоскогорье.
11. Столб, горячей воды, бьющий из-под земли, - это ….
Фонтан, гейзер, водопад.
Итог урока. Выбираем самые дружные и активные группы, оцениваем работу каждого в группе, обосновывая свои отметки.
Домашнее задание. Найти материал о Саянах, которые ближе всего находятся к нашему городу.