Открытый интегрированный урок "Украшение саамской варежки". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Вид занятия: декоративное рисование.

Цель:

  • Углублять эстетические познания о декоративно-прикладном творчестве родного края;
  • Воспитывать любовь и интерес к искусству;
  • Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Задачи:

  • Активизировать творческое воображение;
  • Познакомить с саамским орнаментом;
  • Дать сведения о композиции построения орнамента;
  • Учить составлять геометрический узор для украшения варежки;
  • Формировать навыки работы с художественными материалами.

Оборудование и материалы к уроку:

Для учителя:

  • Мультимедийная установка с презентацией.
  • Толковый словарь.
  • Слова – основные понятия (словарный ряд).

Для учащихся:

  • Шаблоны варежки, гуашь, кисти, карандаш.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности.

II. Вводная беседа

Да, Лапландия страна
И мрачна, и холодна.
Лишь полярное сияние
Вспыхивает иногда.
Но в Лапландии живет
Стойкий северный народ.
Из оленя каньги шьет,
Ловко он хингу плетет,
Старый мудрый их шаман
Прогоняет ураган.

– О каком северном народе идет речь в этом стихотворении? О саамах. (Слайд 1).

– Действительно, в стихотворении идет речь о саамах. Мы уже многое знаем о саамах, но сегодня на уроке мы постараемся ещё что-то узнать об этом удивительном народе.

Историческая справка.

В народе издавна словом «родина» называли местность, вид, окрестность вместе со всею землею, водою и не более. Голые сопки Заполярья и есть эта малая родина.

Первые сведения о заселении Севера стали известны ещё в античные времена.

Основным занятием коренного населения является оленеводство. Для нелегкого труда пастуха – оленевода необходима была тёплая и удобная одежда. Поэтому саамы носили одежду и обувь из оленьих шкур. Такая одежда не промокает и хорошо сохраняет тепло.

Занимались изготовлением одежды и обуви женщины. Шить они учились с малых лет. Умение шить считалось большим достоинством. Готовые вещи женщины украшали цветным сукном и вышивкой из бисера. (Слайд 2)

– Рассмотрите некоторые предметы саамской одежды и обуви. Каждый предмет имел свое название.

Слайды 3, 4: каньги, перевязка, шамшура, зимняя шапка, сумка, пимы.

– Мы с вами тоже сегодня будем украшать предмет одежды. Угадайте, какой.

Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился /Варежка/

– Да, правильно угадали. Мы сегодня с вами украшаем варежку. И тема нашего урока: «Образ природы в саамских костюмах. Украшение варежки» (На доске - открываю)

– Саамская зимняя варежка, шилась из оленьих шкур мехом наружу и украшалась сукном. Называлась такая варежка Кысста. (Слайд 5)

– Чем мы будем украшать варежку? Что будем наносить? (узор) Показываю готовую варежку.

– На саамской одежде узоры были нанесены в виде орнамента. Посмотрим, что означает это слово «орнамент» в толковом словаре.

Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, узор, из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Саамский орнамент состоял из отдельных элементов. Каждый элемент в узорах саамских мастериц повествует об окружающей природе, о её бесконечной красоте, рассказывает о тонкой наблюдательности. Поэтому по украшенному изделию можно было прочитать, что хотела рассказать мастерица своим узором.

Показываю элементы саамского орнамента. (Слайд 6.)

  • Анализ элементов орнамента.

– Само содержание саамского орнамента весьма отличается от орнаментов других народов Севера. В нем можно увидеть богатство элементов и разнообразие их трактовки. Сегодня мы любуемся, глядя на изделия рук саамов. (Слайд 7)

– Вспомните, а с помощью каких материалов украшали саамы свою одежду? (с помощью кусочков кожи, сукна и бисера)

– А какие цвета использовали они при украшении одежды? (белый, красный, голубой, желтый)

– Действительно, это так. Твердо выдерживается цветовая гамма орнамента. Сукно чаще всего брали красного цвета. Сам бисер трех основных цветов: белого, голубого, желтого. А как вы думаете, откуда саамы брали данные цвета? (от природы).

– Да, всю красоту природы мастерицы передавали в ярких узорах.

Показываю цветовую таблицу. (Слайд 8)

  • Анализ цветовой гаммы.

Физкультпауза.

III. Постановка цели самостоятельной работы и самостоятельная работа учащихся.

– Сначала вы пробуете выполнить эскиз узора на варежке с помощью простого карандаша. Постарайтесь быть очень аккуратными. И обратите внимание, что орнамент выполняется в полосе.

– Я вам предлагаю посмотреть образцы эскизов орнаментального узора, но я думаю, что вы сможете составить свой узор, более красивый и интересный.

Показываю варежки с орнаментом. (Слайд 9)

  • Самостоятельная работа учащихся с помощью карандаша. (Учитель выполняет эскиз у доски на заготовке)

– Далее выполняете работу гуашью. Используем основные цвета саамского узора. Самое главное выполнить качественно и правильно, поэтому будьте аккуратны при выполнении узора в цвете. Демонстрирую готовые образцы варежки. (Слайд 10)

  • Самостоятельная работа учащихся в цвете (используем гуашь). (Учитель выполняет узор в цвете). Индивидуальная помощь учащимся.

IV. Выставка работ учащихся.

– Покажите свои готовые саамские варежки. По вашим узорам так же можно прочитать короткие рассказы о красоте природы. (Слайд 11)

Бусинка к бусинке ровненько ляжет
Четким узором на ярком сукне
Каждый узор подробно расскажет
О мастерстве на снегу при луне
Четыре цвета – варежка готова,
Красный – цвет жизни и очага,
На нем крупинки голубого,
Это озера, реки – вода.
Желтый ласкает и радует глаз,
Это луч солнца просунулся в щель,
Дополнит узор белый снег, как алмаз
Засыпаны им берёза и ель.

V. Итог урока.

– О каких народах Севера мы сегодня говорили? (о саамах)

– Какой предмет одежды мы украшали? (украшали варежку)

– Как называется узор, состоящий из повторяющихся элементов? (орнамент)

– Какие основные цвета использовали саамы? (красный, голубой, белый, желтый)

– Откуда брали они элементы узора и цветовую гамму? (от природы)

Т.о., мы можем сделать вывод, что в красоте саамских узоров скрывается красота и величие природы, это солнце, и вода, растительный и животный мир.