Вид занятия: декоративное рисование.
Цель:
- Углублять эстетические познания о декоративно-прикладном творчестве родного края;
- Воспитывать любовь и интерес к искусству;
- Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
Задачи:
- Активизировать творческое воображение;
- Познакомить с саамским орнаментом;
- Дать сведения о композиции построения орнамента;
- Учить составлять геометрический узор для украшения варежки;
- Формировать навыки работы с художественными материалами.
Оборудование и материалы к уроку:
Для учителя:
- Мультимедийная установка с презентацией.
- Толковый словарь.
- Слова – основные понятия (словарный ряд).
Для учащихся:
- Шаблоны варежки, гуашь, кисти, карандаш.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности.
II. Вводная беседа
Да, Лапландия страна
И мрачна, и холодна.
Лишь полярное сияние
Вспыхивает иногда.
Но в Лапландии живет
Стойкий северный народ.
Из оленя каньги шьет,
Ловко он хингу плетет,
Старый мудрый их шаман
Прогоняет ураган.
– О каком северном народе идет речь в этом стихотворении? О саамах. (Слайд 1).
– Действительно, в стихотворении идет речь о саамах. Мы уже многое знаем о саамах, но сегодня на уроке мы постараемся ещё что-то узнать об этом удивительном народе.
Историческая справка.
В народе издавна словом «родина» называли местность, вид, окрестность вместе со всею землею, водою и не более. Голые сопки Заполярья и есть эта малая родина.
Первые сведения о заселении Севера стали известны ещё в античные времена.
Основным занятием коренного населения является оленеводство. Для нелегкого труда пастуха – оленевода необходима была тёплая и удобная одежда. Поэтому саамы носили одежду и обувь из оленьих шкур. Такая одежда не промокает и хорошо сохраняет тепло.
Занимались изготовлением одежды и обуви женщины. Шить они учились с малых лет. Умение шить считалось большим достоинством. Готовые вещи женщины украшали цветным сукном и вышивкой из бисера. (Слайд 2)
– Рассмотрите некоторые предметы саамской одежды и обуви. Каждый предмет имел свое название.
Слайды 3, 4: каньги, перевязка, шамшура, зимняя шапка, сумка, пимы.
– Мы с вами тоже сегодня будем украшать предмет одежды. Угадайте, какой.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился /Варежка/
– Да, правильно угадали. Мы сегодня с вами украшаем варежку. И тема нашего урока: «Образ природы в саамских костюмах. Украшение варежки» (На доске - открываю)
– Саамская зимняя варежка, шилась из оленьих шкур мехом наружу и украшалась сукном. Называлась такая варежка Кысста. (Слайд 5)
– Чем мы будем украшать варежку? Что будем наносить? (узор) Показываю готовую варежку.
– На саамской одежде узоры были нанесены в виде орнамента. Посмотрим, что означает это слово «орнамент» в толковом словаре.
Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, узор, из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Саамский орнамент состоял из отдельных элементов. Каждый элемент в узорах саамских мастериц повествует об окружающей природе, о её бесконечной красоте, рассказывает о тонкой наблюдательности. Поэтому по украшенному изделию можно было прочитать, что хотела рассказать мастерица своим узором.
Показываю элементы саамского орнамента. (Слайд 6.)
- Анализ элементов орнамента.
– Само содержание саамского орнамента весьма отличается от орнаментов других народов Севера. В нем можно увидеть богатство элементов и разнообразие их трактовки. Сегодня мы любуемся, глядя на изделия рук саамов. (Слайд 7)
– Вспомните, а с помощью каких материалов украшали саамы свою одежду? (с помощью кусочков кожи, сукна и бисера)
– А какие цвета использовали они при украшении одежды? (белый, красный, голубой, желтый)
– Действительно, это так. Твердо выдерживается цветовая гамма орнамента. Сукно чаще всего брали красного цвета. Сам бисер трех основных цветов: белого, голубого, желтого. А как вы думаете, откуда саамы брали данные цвета? (от природы).
– Да, всю красоту природы мастерицы передавали в ярких узорах.
Показываю цветовую таблицу. (Слайд 8)
- Анализ цветовой гаммы.
Физкультпауза.
III. Постановка цели самостоятельной работы и самостоятельная работа учащихся.
– Сначала вы пробуете выполнить эскиз узора на варежке с помощью простого карандаша. Постарайтесь быть очень аккуратными. И обратите внимание, что орнамент выполняется в полосе.
– Я вам предлагаю посмотреть образцы эскизов орнаментального узора, но я думаю, что вы сможете составить свой узор, более красивый и интересный.
Показываю варежки с орнаментом. (Слайд 9)
- Самостоятельная работа учащихся с помощью карандаша. (Учитель выполняет эскиз у доски на заготовке)
– Далее выполняете работу гуашью. Используем основные цвета саамского узора. Самое главное выполнить качественно и правильно, поэтому будьте аккуратны при выполнении узора в цвете. Демонстрирую готовые образцы варежки. (Слайд 10)
- Самостоятельная работа учащихся в цвете (используем гуашь). (Учитель выполняет узор в цвете). Индивидуальная помощь учащимся.
IV. Выставка работ учащихся.
– Покажите свои готовые саамские варежки. По вашим узорам так же можно прочитать короткие рассказы о красоте природы. (Слайд 11)
Бусинка к бусинке ровненько ляжет
Четким узором на ярком сукне
Каждый узор подробно расскажет
О мастерстве на снегу при луне
Четыре цвета – варежка готова,
Красный – цвет жизни и очага,
На нем крупинки голубого,
Это озера, реки – вода.
Желтый ласкает и радует глаз,
Это луч солнца просунулся в щель,
Дополнит узор белый снег, как алмаз
Засыпаны им берёза и ель.
V. Итог урока.
– О каких народах Севера мы сегодня говорили? (о саамах)
– Какой предмет одежды мы украшали? (украшали варежку)
– Как называется узор, состоящий из повторяющихся элементов? (орнамент)
– Какие основные цвета использовали саамы? (красный, голубой, белый, желтый)
– Откуда брали они элементы узора и цветовую гамму? (от природы)
Т.о., мы можем сделать вывод, что в красоте саамских узоров скрывается красота и величие природы, это солнце, и вода, растительный и животный мир.