Урок математики по теме "Проверка сложения вычитанием". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: изучение нового материала.

Учащиеся знают:

  • название и последовательность чисел от 1 до 100;
  • название компонентов и результатов сложения и вычитания;
  • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания; внетабличные случаи сложения и вычитания.

Учащиеся умеют:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
  • находить сумму и разность чисел в пределах 100;
  • решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о приеме проверки сложения вычитанием через знание компонентов сложения;
  • учить применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях (решение текстовых задач, задач в стихотворной форме);
  • развивать познавательную активность детей, интерес к предмету посредством игры, нестандартных заданий;
  • воспитывать активную личность, умеющую работать в коллективе и самостоятельно.

Оборудование: опорные слова: слагаемое, сумма; проверка; карта этапов урока; сигнальные карточки; карточки с математическими заданиями (примеры и задачи).

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Разъяснение нового материала.
  4. Домашнее задание.
  5. Первичное усвоение нового материала.
  6. Физ. минутка.
  7. Выработка умений, навыков в решении стандартных и нестандартных задач.
  8. Итог урока.
  9. Закрепление усвоенного материала. Самостоятельная работа.
  10. Рефлексия.

Ход урока

1. Орг. момент.

-Сейчас урок математики.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука

-Это математика!

- У нас урок нового материала. Тема нашего урока «Проверка сложения вычитанием». Задачи урока: научиться проверять сложение вычитанием; будем учиться применять полученные знания при решении примеров и задач; развивать интерес к математике.

- А поможет нам в этом карта Путешествий.

-Начиная с горы Секретов, мы, преодолевая препятствия, должны дойти до страны Математики.

2. Актуализация знаний.

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет!
Мы творим это дело
Только силой ума и души.

- На доске зашифровано слово. Расшифруйте его. Для этого вставьте буквы в соответствии с ответами в таблице.

8

 8

 5

 9

 7

х +

 е +

 п +

 с +

 у +

4

8

9

2

6

 

13

 11

 14

 16

 12

 у

 с

 п

 е

 х

(Один ученик выходит к доске и вставляет буквы в таблицу ответов).

- Какое слово получилось?

-Я желаю вам успеха на уроке в преодолении препятствий.

- Итак, поднимаемся на гору секретов.

Из разных цифр сложили бусы,
А в тех кружках, где чисел нет
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.

- Выполнять это задание будет (Ф.О.) на карточках, а остальные работают со мной.

- У вас на партах лежат магнитные доски, вы мне показываете только ответ.

  1. 50 уменьши на 10.
  2. 43 увеличь на 7.
  3. Найди разность чисел 75 и 70.
  4. Найдите сумму чисел 21 и 20.
  5. Какое число надо увеличить на 30, чтобы получить 60?
  6. От какого числа надо отнять 13, чтобы получить 20?
  7. Назовите самое маленькое двузначное число?
  8. Назовите предшествующее число 10?
  9. Назовите последующее число 10?
  10. Сравните эти 2 числа.

- Используя эти 2 числа, составьте пример на сложение и найдите значение выражения.

- Назовите компоненты сложения.

3. Разъяснение нового материала.

- А теперь найдите значение выражения 6 + 5.

- Чему равно значение выражения?

- Назовите компоненты сложения.

- Используя данные компоненты, составьте примеры на вычитание.

- Чем является число 11 в записи?

- Что такое число 6?

- Что такое число 5?

- Какой вывод можно сделать?

- Ребята, эти два примера на вычитание являются проверочными, к примеру на сложение.

- Опираясь на опорные слова, проговорите правило.

- Откройте учебник на странице 70 и проверим, верны ли наши выводы.

4. Домашнее задание.

- Аналогичное задание вы будете выполнять дома. Откройте дневники и запишите стр. 70 №1, №2.

5. Первичное усвоение нового материала.

- На доске записаны примеры:

39 + 1

60 + 4

23 + 30

60 + 20

- Сейчас, опираясь на правило, объясните решение данных примеров.

(Дети объясняют: 39 + 1 = 40. Выполню проверку. Сложение проверяю вычитанием: из суммы 40 вычту первое слагаемое 39, получаю 1; из суммы 40 вычитаю второе слагаемое 1, получаю 39. Значит, сложение выполнено верно. Аналогично объясняют второй пример.)

3 пример - 1 вариант объясняет второму;

4 пример - 2 вариант объясняет первому.

- Чему учились на горе Рассуждений?

- Итак, гора Рассуждений покорена. Прикрепляю флажок.

6. Физ. минутка.

А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

7. Выработка умений, навыков при решении стандартных и нестандартных задач.

- Продолжаем работу. Открываем учебник на стр. 70 №2.

- Прочитайте про себя задачу.

- О чем говорится в задаче?

- Что известно в задаче?

- Что нужно найти?

- Как узнать, сколько страниц в другой книге?

(Один ребенок выходит к доске и записывает решение без краткой записи, а остальные у себя в тетради).

- Составьте новую задачу, обратную данной.

Сформулируйте условие новой задачи.

- Как узнать, сколько страниц в 1 книге?

- Каким действием?

- Как узнать, сколько страниц в 2 книгах?

- Каким действием находим?

- Девочки узнают, сколько страниц в 1 книге.

- Мальчики узнают, сколько страниц всего в книге?

(Дети решают самостоятельно в тетради).

- Сколько страниц в 1 книге?

- Сколько страниц в 2 книгах?

- Обратите внимание на запись:

32 – 20 = 12(стр.)

32 – 12 = 20 (стр.)

12 + 20 = 32 (стр.)

- На какое правило выполнено решение?

- Проговорите еще раз это правило.

- Где применяется это правило?

- А сейчас, на партах у вас лежат карточки. Ф.И. будут решать задачу за створками доски, а остальные у себя в тетради. (У детей, которые решают задачу самостоятельно, я проверяю и ставлю знак «+»). Проверка решенной задачи, записанной на доске.

- Открываем створки и проверяем решение. (Я читаю текст задачи вслух, а ребята проверяют решение сигнальными карточками).

- Что вы нашли 1 действием?

- Что нашли 2 действием?

- А теперь запишите это решение выражением.

(30 + 10) + 18 = 58(д.)

- Какие компоненты сложения использовали?

- Сколько слагаемых использовали для решения этой задачи?

- А есть еще задачи, в которых бывает 4,5 и более слагаемых.

- Вот послушайте.

1). Как-то раз в лесу густом,
Под березовым кустом,
Собрались грибы лесные,
Все красавцы удалые.
Ученик, ты не зевай
И грибы скорей считай:
5 груздей и 5 волнушек, 5 лисичек, 5 горькушек.
Кто ответить нам готов,
Сколько же всего грибов?

(Дети в это время на досках выполняют решение и показывают).

- Сколько же грибов?

- Как узнали?

Я записываю: 5 + 5 + 5 + 5 = 20

- А вот еще одна:

Как-то раз в лесу густом
Еж построил себе дом
Пригласил лесных зверей,
Сосчитайте их скорей,
2зайчонка, 2 лисенка,
3 веселых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра.
Называть тебе пора.

- Сколько гостей пригласил к себе еж?

- Как узнали?

Я записываю: 2 + 2 + 3 + 2 + 2 = 11

- Обратите внимание на запись

30 + 10 + 18 = 58

5 + 5 + 5 + 5 = 20

2 + 2 + 3 + 2 + 2 = 11

- На нахождение суммы используют несколько слагаемых.

Их может быть 2, 3, 4,.. и т. д.

- Как вы думаете, подойдет изученный нами прием проверки сложения вычитанием для случая из нескольких слагаемых?

- Сейчас попробуем это проверить.

- Итак, составьте новую задачу, обратную данной. Сформулируйте условие новой задачи.

1.Всего было 58 деревьев. Девочки посадили 18 деревьев, мальчики 30 берез. Сколько тополей посадили?

2. Всего было 58 деревьев. Девочки посадили 18 деревьев, мальчики - 10 тополей. Сколько берез посадили мальчики?

1). 58-18-30=10(т.) 2). 58-18-10=30(6.)

- Какой вывод можно сделать?

- Успешно справились и на этой горе Задач. Прикрепляю флажок.

9. Итог урока.

- Вспомним, какие задачи были поставлены в начале урока?

- Поняли ли вы, что сложение можно проверить действием вычитания?

- Вам интересно было на уроке?

10. Закрепление усвоенного материала. Самостоятельная работа.

- Ребята, нам осталось покорить еще одну гору - гору Счета.

- Здесь вам предлагается выполнить самостоятельно карточку №2.

1 группа.

54 + 4

36 + 4

62 + 5

71 + 4

2 группа.

54 + 4 =..

 36 + 4 =...

 62 + 5 =...

 71 + 4 =...

…-…=..

…-…=…

…-…=…

…-…=…

…-…=…

…-…=…

..-…=…

…-..=…

3 группа.

54 + 4=...

 36 + 4=...

 62 + 5=...

 71 + 4=...

58-...=...

 40-...=...

 67-...=...

 75-...=...

58-…=….

 40-…=…

 67-..=…

 75-…=…

- Теперь проверим (результат работ на доске).

54 + 4 = 58

 36 + 4 = 40

 62 + 5 = 67

 71 + 4 = 75

58 – 4 = 54

 40 – 4 = 36

 67 – 5 = 62

 75 – 4 = 71

58 – 54 = 4

 40 – 36 = 4

 67 – 62 = 5

 75 – 71 = 4

- Около каждого примера, который вы решили правильно поставьте знак «+».

- Поднимите руки, у кого 4 плюса за примеры.

- Какой прием использовали при решении примеров?

- И эту гору покорили. Прикрепляю флажок.

- Вот мы с вами и попали в сказочную страну Математики, удивительно-интересную, с большим количеством тайн и загадок, лабиринтов и труднопроходимых чащоб. И я хочу сказать, что все эти сложные задачи мы с вами успешно раскрыли.

10. Рефлексия.