Жалобная книга природы

Разделы: Внеклассная работа


Цели мероприятия.

Образовательные: обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся о природе, экологии; показать два мира природы: один – саморазвивающийся, другой – созданный трудом людей.

Развивающие: формировать навыки учащихся (поиск, осмысление, умение найти решение; сформировать у детей понятие: каждое живое существо растёт в определённых условиях, если условия нарушаются, организм погибает.

Воспитательные: воспитывать чувства сопричастности к решению вопросов о бережном отношении к природе; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: музыкальные зарисовки: Э. Григ “Утро”, М.П. Мусоргский “Рассвет на Москве-реке”, П.И.Чайковский “Времена года”, А.Филиппенко “Вот такие чудеса”.

Оформление класса.

Рисунки о лесе, выставка цветов, поделки из природного материала, репродукции картин: Левитан “Золотая осень”, Шишкин “Рожь”; разноцветные (красные, жёлтые, зелёные) прямоугольники, плакаты:

“Лес - наше богатство”,

“Берегите лес”,

“Посмотри вокруг - это наш зелёный друг”.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово

Дорогие ребята! Наш классный час мы посвятим природе, экологии. Природа.… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете. Подготовку к классному часу мы начали с первых дней учебного года. Выходили на экскурсии в лес. Проводили конкурсы стихотворений, песен, пословиц о лесе. Участвовали в конкурсах на экологическую тему. Сегодня мы продолжаем разговор об “Экологии нашего родного края”.

Для начала нам необходимо разделиться на две команды. Дать своим командам название, связанное с природой.

Начинаем наш классный час.

(Звучит мелодия Э. Грига “Утро”, стихотворение читает подготовленный ученик.)

Стать добрым волшебником,
ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе
не нужно особой:
Понять и исполнить
желанье другого –
Одно удовольствие,
честное слово!
На клумбе цветок,
его листья повисли,
Грустит он.… О чём?
Угадай его мысли.
Он хочет напиться…
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
из лейки твоей.

Сегодня мы с вами попытаемся быть добрыми волшебниками для природы нашего края, страны. Приготовились, в путь!

II. Игра.

I конкурс. Разминка

1. Что такое экология? (Наука о взаимодействии живых организмов друг с другом и со средой обитания).

2. Как называется книга, куда заносятся исчезающие виды растений и животные? (“Красная книга”).

3. Почему эту книгу так называют? (Красный цвет предупреждает об опасности).

4. Назовите редкие растения? (Ландыш, можжевельник).

II конкурс. Экологические задачи

1 команда.

1. Весной или летом цветёт сирень? (Весной).

2. Назовите растения, которые употребляются при простудах. (Малина, липа, ромашка, мать-и-мачеха, крапива, багульник).

3. Здесь идёт борьба за свет
У берёзы с юной елью.
Дайте правильный ответ;
Кто своей добьётся цели? (Победит ель, как более выносливая порода. Она перерастет берёзу и, лишив её необходимого света, погубит.)

2 команда.

1. Какой лес шумит, а какой – шелестит? (Хвойный, лиственный).

2. Почему дрожит осиновый лист? (Он на длинном черенке).

3. Какое лекарственное растение используют для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Листья подорожника).

III конкурс. Защита экологического плаката

- На альбомных листах вы нарисуете плакат о неблагополучном состоянии среды нашего микрорайона. Ваша задача не только нарисовать, но и высказать мнение о том, как это можно исправить? Что можете сделать вы? (Звучит музыка П.И.Чайковского “Декабрь”.)

IV конкурс. Лес благодарит и сердится!

- Ответьте на вопрос. За что лес скажет тебе “спасибо” или “рассердится”? (На альбомном листе “+” и “-”).

V конкурс. Экологический светофор

- Раздать по 3 знака (красный, жёлтый, зелёный).

Красный - запрещает действия, которые приносит вред природе.

Жёлтый - предупреждает об опасности.

Зелёный - поощряет и разрешает действия, помогающие природе.

Вам необходимо “зажечь” тот цвет светофора, которому соответствует поступок человека. Объяснить.

1 команда. 1 ситуация.

Весенний день!
Мальчишка злой
Пронзил ножом
кору берёзы.
И капли сока,
Точно слёзы,
Текли прозрачною струёй. (Что нужно сделать, увидев пораненную берёзу?)

2 команда. 1 ситуация.

Три друга (Вова, Коля, Миша) бежали через рощу к речке. Вдруг под деревом они увидели маленького беспомощного птенца. Широко расставив крылья, он пытался взлететь, но у него не хватало сил. Мальчишки подбежали к нему, взяли в руки и понесли домой.

1 команда. 2 ситуация.

Ранним летним утром, в воскресенье, Серёжа с родителями собрались в лес. Приготовили рюкзаки, взяли мяч и пошли на своё любимое место. Лес встретил их приветливым пением птиц. Путники решили развести костёр. Для этого сняли дёрн с земли, выкопали яму для костра и разожгли большой костёр. Весь день они играли. Серёжа ел сухарики, пил лимонад. Вечером потушили костёр и отправились домой.

2 команда. 2 ситуация.

Девочки пошли в лес, там было много цветов с приятным запахом. Но один из цветов привлёк их внимание. Он был так красив! Как маленькие белые колокольчики, его цветочки качались на тоненьких стебельках. Девочкам цветы очень понравились. Они хотели нарвать большие букеты. Тут их встретил мальчик и сказал: “Что это вы собираетесь делать? Зачем хотите срывать ландыши? Разве вам неизвестно, что их нельзя рвать!”.

1 команда. 3 ситуация.

Однажды ребята пятого класса отправились на прогулку в местный парк. Это было ранней осенью. Когда ребята пришли в парк, они поразились красоте, которая окружала их. Это и разноцветные листья клёна, и кисти багряной рябины, и золотистые листья липы. Но, кроме этой природной красоты, они увидели красоту рук человека. Их окружали горы мусора: банки, разбитые бутылки, фантики от конфет, разные бумажки. Ребята решили украсить лес. Они взяли большие мешки и очистили парк от грязи.

2 команда. 3 ситуация.

В нашей школе существует экологический кружок, задача которого охрана и защита муравейников. Этим летом ребята нашли несколько больших муравейников. Они были сильно разорены. Ребята оградили муравейник от людей. В течение лета наблюдали за тем, чтобы муравейник никто не трогал.

III. Заключение.

- Подведение итогов. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Ноябрь”.)

Случится, в солнечный денёк
Ты в лес уйдёшь поглуше –
Присядь попробуй на пенёк,
Не торопись… Послушай.
Шумит листва. Шуршит трава.
Не умолкают птицы.
Родник в траве журчит едва,
Спеша на свет пробиться.
Как будто всё поёт вокруг
Про солнце в поднебесье…
Послушай, маленький мой друг,
Не та ли это песня?

Сажайте леса, поднимайте леса,
Пускай не скудеет земная краса.

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!

- Что полезного вы сегодня узнали?

- Как сможете помочь вы природе?

Библиографический список

1. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.:Просвещение, 1990.

2. Просалова Е.Л. “В союзе с красотой”. – М.: Просвещение, 1987.

3. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П.Печко – М.: Педагогика, 1992.