Интегрированное занятие (английский + деловой английский) по теме "Как вести бизнес с зарубежными партнерами"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

Задача современного учителя английского языка научить детей не только общаться на английском языке в современном поликультурном мире, но и увидеть общее и индивидуальное в культуре других народов, осознать ценность каждой культуры в мировом пространстве, т.е. способствовать формированию коммуникативной и социокультурной компетенции. Формирование социокультурной компетенции играет особую роль в современном мире, где нередко обостряются межнациональные отношения. Социокультурная компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в многокультурном мире, формируя у учащихся такие качества, необходимые для межкультурного общения как:

  • культурная непредвзятость, толерантность;
  • готовность к общению и сотрудничеству в многокультурной среде;
  • речевой и социокультурный такт и вежливость.

Это особенно важно на старшем этапе обучения, так как связано с необходимостью подготовки учащихся к дальнейшей профессиональной и общественной деятельности в мировом сообществе.

Представляемое интегрированное занятие даёт возможность применить знания, полученные обучающимися на уроках английского языка в новых ситуациях общения, предложенных в ходе изучения спецкурса «Деловой английский».

Все задания, выполняемые обучающимися в ходе данного занятия носят коммуникативный характер. Они способствуют включению обучающихся в активное обсуждение проблемы, обмен мнениями по проблеме и нахождению правильного решения. Разнообразные формы работы включают в себя парную, групповую и фронтальную работу. Для создания мотивации обучающихся используются такие формулировки заданий, которые моделируют реальные жизненные ситуации.

В ходе занятия используются современные методы такие, как мозговой штурм, ажурная пила (jigsaw) т.е. чтение разных текстов по группам с последующим обменом информацией, заполнение таблицы, презентация результатов поисковой работы по чтению, мини-проект по созданию Кодекса поведения.

Задания усложняются по мере перехода от одного этапа урока к другому и требуют от обучающихся активизации речемыслительной деятельности. Анализ и синтез ранее изученных и полученных в ходе занятия знаний позволяет обучающимся успешно справиться с поставленной задачей. Важным и интересным является тот факт, что роль учителя в ходе занятия не заметна. Он является лишь менеджером процесса самостоятельного получения знаний обучающимися.

Материал, используемый на уроке аутентичен. Тексты взяты из Интернета.

В качестве организационного принципа данного интегрированного занятия выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии и обсуждения.

В ходе данного занятия использовались элементы таких современных педагогических технологий как развитие критического мышления и проектной технологии.

Кроме всего вышеперечисленного важно отметить ещё и тот факт, что материал данного занятия не дублирует материал учебника, поскольку интегрируется с материалами авторского спецкурса «Деловой английский». В ходе занятии обучающиеся прибегают ещё и к дополнительному источнику знаний – Интернету. Благодаря принципу проблемности происходит сближение процесса обучения с процессами исследования и творчества. Ученики на таком уроке открывают знания, а не получают их в готовом виде.

Lesson Plan (English version)

Topic: Doing business in an international company.

Information about students: Upper-Intermediate level, form, 16 years old.

Aims:

  • to provide practice in developing communicative and socio cultural competence;
  • to develop analytical thinking, the ability to discuss things in pairs and groups and come to an agreement, to use new skills and knowledge in real life situations;
  • to create opportunities for tolerance and business culture awareness

Type of lesson: combined.

Methods: matching, brainstorming, jigsaw reading, pair and group discussion, presentation.

Equipment: OHP, smart-board, handouts, computers or lab tops.

Procedure:

1. Introduction, creating atmosphere, motivation

1.1. The teacher greets students and shows video of three countries (Brazil, Japan and Egypt) taken from the Internet, then the teacher asks s-s the ff. questions:

2. Which countries have you just seen?

3. Which associations have you got with this countries?

The teacher uses a smart board. In the left-hand column she writes the names of the countries, in the right-hand column the words connected with these countries given in disorder. The students match the countries with the words:

Japan

Brazil

 










 desert
skyscrapers
football
camels
chopsticks
electronics
pyramids
carnivals
samba
traditions
respect to seniority
hot weather

1.2. The teacher asks students if different countries of the world preserve their peculiarities in spite of the process of globalization and if people should take into account these peculiarities while doing any business.

2. Main part of the lesson

2.1. The teacher informs students that one of the components in business is business etiquette and asks students to brainstorm the ideas (using their background knowledge) about it.
The students give their ideas. The teacher puts them down using OHP.

2.2. The teacher divides the students into 3 groups (Japan/Brazil/Egypt) and asks students to read the texts (each team gets its own text) about Japan, Brazil or Egypt (appendix 1). The teacher asks students to fill in the tables while reading the text. The teacher hands in the tables prepared beforehand. The students read the texts and fill in the ff. tables (jigsaw reading and completing the tables), for example:

Brazil

 

Greetings

Eating out

Business card

Talks

Time observation

Dress code

Dos

 

 

 

 

 

 

Don’ts

 

 

 

 

 

 

2.3. The teacher asks one representative of each group to present the ideas of the country they have read about using the table. The students give their ideas (semi controlled speaking).

2.4. The teacher asks the students to imagine that they are personnel officers either of Japanese-Brazilian, or Brazilian-Egyptian, or Japanese-Egyptian business companies and suggests discussing and working out business codes of their companies taking into account those national peculiarities they have read about. The students discuss the ideas and make notes (discussion in pairs)

2.5. The teacher asks the pairs of the same company to join in groups of 4 and work out the common codes to give their staff some training on business etiquette. The aim is to make the work of their companies effective. The teacher asks the students to make mini presentations of their companies’ business codes using computers or laptops.

The students work in groups discussing their notes, making sure, that they have included all the important information and taken out unrelated facts and opinions. They come to mutual agreement (group work).

2.6. The students present the codes of their companies using computers or laptops. Their mini projects should satisfy the ff criteria: accuracy, availability, creativity (presentation).

3. Final part of the lesson

3.1. The teacher gives feedback and evaluation of students’ works.

3.2. Reflexion. The teacher asks the ff. questions:

1. Do you like the lesson?

2. What do you like most\least?

3. Do you think that the skills and knowledge you have got during the lesson will be useful in your future professional career?

3.3. Home task. Students should design the code for any international company using the information from the Internet or any other sources.

Тема урока: Как вести бизнес с зарубежными партнерами (русская версия)

Цель урока:

  • способствовать развитию коммуникативной и социокультурной компетенции обучающихся;
  • способствовать развитию умения анализировать и синтезировать полученные ранее знания по данной теме, делать выводы и применять эти знания в новых жизненных ситуациях;
  • создать условия для воспитания толерантности и бережного отношения к представителям других национальностей и культур.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации деятельности учащихся:

  1. индивидуальная;
  2. фронтальная;
  3. парная и групповая;
  4. дифференцированная.

Методы обучения: мозговой штурм, чтение разных текстов (jigsaw reading) по группам и обмен мнениями, заполнение таблиц к тексту, мини-проект и его презентация.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, раздаточный материал (таблицы), компьютер, ноутбуки.

Возраст обучающихся: 16 лет

Ход урока

1. Начало урока. Создание атмосферы урока, мотивация.

1.1. Учитель приветствует класс и объявляет тему урока. Обучающимся предлагается посмотреть видеоряд и сопоставить названия стран с видеофрагментами.(3 минуты)

Вопрос: Какие страны вы увидели? Назовите по порядку.

Ответы: Обучающиеся соединяют названия стран, показанных в видеофрагменте с цифрами, используя интерактивную доску.

 1.2. Вопрос: С чем ассоциируются у вас эти страны? (5 минут)

Ответы: Япония – это суши, самураи, высокие технологии.

Бразилия – это карнавалы, жаркий климат, очень веселые, эмоциональные и жизнерадостные люди.

Египет – пирамиды, пустыня, мусульманское государство.

1.3. Вопрос: Как вы считаете, сохраняют ли эти страны свои национальные особенности, несмотря на то, что мы живем в период всеобщей глобализации? (3 минут)

Ответ: Да, конечно. Страны сохраняют свой язык, обычаи, традиции.

Вопрос: Стоит ли учитывать эти особенности при ведении бизнеса с зарубежными партнерами?

Ответ: Да, это необходимо для успешного ведения бизнеса.

2. Основная часть урока.

2.1. Учитель напоминает обучающимся, что один из компонентов бизнеса – это деловой этикет и просит их вспомнить из чего он состоит. Обучающиеся вспоминают ранее изученный материал и называют основные составляющие (мозговая атака), а учитель составляет схему. (5 минут)

2.2. Организация дифференцированной работы обучающихся. Учитель предлагает обучающимся поработать в группах, образованных по названию стран: Япония, Бразилия, Египет. Обучающиеся каждой группы читают текст о своей стране и заполняют таблицу на ролле (приложение 1). После заполнения таблицы представитель каждой группы рассказывает об особенностях делового этикета в данной стране. (15 минут)

2.3. Учитель ставит следующую учебную задачу: составить Кодекс поведения для сотрудников трех разных компаний - Японско-Бразильской, Бразильско-Египетской и Египетско-Японской, принимая во внимание те особенности, о которых шла речь в тексте. Обучающиеся работают в парах. Используя полученную из текстов и прослушанную информацию, обучающиеся в парах обсуждают и составляют Кодекс поведения, который должен учитывать национальные особенности ведения бизнеса в данных странах. (15 минут)

2.4. Учитель предлагает обучающимся представить, что они являются менеджерами по персоналу в данных компаниях и им предстоит провести тренинг с персоналом компании. Их задача - объединившись в группы по 4 человека (которую составляют две пары работавшие над кодексом одной и той же компании) поделиться идеями и создать такой Кодекс, который сделает работу сотрудников компаний наиболее продуктивной, не ущемляя интересы ни одной из сторон. Кодекс каждой группы будет представлен на обсуждение. При работе в группах обучающиеся используют ноутбуки. (15 минут)

2.5. Презентация Кодексов. Каждая группа представляет свой Кодекс при помощи компьютера и проектора. При оценке презентации принимаются во внимание такие факторы, как четкость, доступность и креативность.(10 минут)

3. Заключительная часть урока.

3.1. Оценка презентаций. (5 минут)

3.3. Рефлексия. (10 минут)

Вопросы:

1. Понравился ли тебе урок?

2. Что понравилось / не понравилось?

3. К какому выводу ты пришел к концу урока?

4. Как ты считаешь, пригодятся ли тебе полученные в ходе урока знания и опыт в будущей профессиональной деятельности?

3.4. Домашнее задание. Учащимся предлагается составить Кодекс поведения для любой международной компании, используя Интернет или другие источники. (4мин.)