Математика, как учебный предмет, является неотъемлемым и важным компонентом развития личности ребёнка, источником познания окружающего мира, значимой частью человеческой культуры. И, конечно, такая глобальная познавательная область, как математика, в системе специального обучения обладает мощным коррекционно - развивающим потенциалом всех высших психических функций, в том числе и речи.
Развитие речи ребёнка зависит от ряда условий. Необходимо активизировать речевую практику учащихся, побуждать их к речевому общению на основе развития познавательного интереса. Накапливая и расширяя круг представлений, понятий и впечатлений ребёнок начинает испытывать потребность в словах и речевых средствах, которыми можно описать свои мысли. Задача учителя - дать эти речевые средства ученику.
Если провести анализ содержательной составляющей каждого метода обучения, применяемого на уроках математики, то будет видно, что везде (в той или иной мере) задействована и активизирована речевая деятельность учащихся. Рассмотрим подробнее:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения.
К приёмам преподавания относятся:
- беседа;
- формулировка фактов;
- сообщение;
- разъяснение.
Эти приёмы применяются с целью разъяснить, добиться восприятия и понимания. Хорошо видна степень задействованности речи.
Репродуктивный метод обучения.
Приёмы преподавания здесь такие: устный опрос ранее изученного материала; предложение учащимся упражнений с целью запоминания материала; игра; решение заданий по образцу; повторение изученного материала. Используя репродуктивный метод обучения учитель опирается на речевую деятельность детей.
Частично-поисковый метод обучения.
Приёмы преподавания: постановка проблемы; создание проблемной ситуации; разрешение проблемной ситуации (поиск); анализ полученного решения; рассказ, осмысление учебного материала; сравнение, анализ, выделение главного.
В основе работы учащихся лежит речевая деятельность.
Исследовательский метод обучения.
Приёмы преподавания: сопоставление; анализ; выдвижение гипотезы; соотнесение полученных результатов с выдвинутым предложением; обобщение, формулировка вывода.
Из приведённого анализа видно, что речевая деятельность на уроках математики активно задействована. Учитывая особенности детей с недостатками интеллектуального развития, в учебном процессе проводится целенаправленная, систематичная коррекционно-развивающая работа этой высшей психической функции.
Анализируя свой опыт преподавательской деятельности, я выделила основные направления работы по коррекции и развитию речи умственно - отсталых школьников на уроках математики:
- словарно-орфографическая работа
- техника речи
- развитие словесно - логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)
- развитие навыка группировки и классификации
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму
- формирование навыка соотносительного анализа
- коррекция и развитие письменной речи
- индивидуальная коррекционная работа речевой деятельности.
В этом списке я затрудняюсь выделить главные и второстепенные направления, потому что, практически, все они работают на каждом уроке, на различных этапах - своё направление.
Формы, приёмы и виды работы по коррекции речи разнообразны. Их достаточно трудно классифицировать строго по выделенным направлениям, потому, что, как показывает опыт, они универсальны и используются в различных направлениях деятельности, дополняют друг друга, логически связаны друг с другом.
К формам, приёмам и видам работы по коррекции речи на уроках математики можно отнести следующее:
1. Словарно-орфографическая работа.
- уточнение и обогащение словаря
- введение и закрепление математической терминологии
- работа над правильным произношением и написанием математических терминов
На разных этапах урока работа проводится по-разному. Если это новое слово, то, обычно, идёт его представление, знакомство, формулирование значения, освоение произношения, орфографии, представление на опорной схеме, введение в активный словарь. Можно активизировать эту работу: через выявление искомого слова, через работу с составляющими его буквами, слогами, частями. Например,
ЛИ-ДЕ - ТЕЛЬ | МОЕ - ГА-СЛА - Е | ВАСПРУММРТДА |
(делитель) | (слагаемое) | (сумма) |
Задания "Перепутанные буквы", "Найди слово".
В | Л | Д | К | Д | П | Ы | Л | С |
М | К | Е | Л | Е | У | М | Е | Б |
И | О | Р | И | М | О | Ф | Н | Ю |
Ь | Л | Е | Т | Ч | Е | Й | Ь | Ш |
Т | Ф | М | Ь | А | С | Т | Ш | И |
Г | Д | Е | Ч | О | Ж | В | Ь | Т |
Такой подход обеспечивает одновременное коррекционно-развивающее воздействие на внимание, память, наблюдательность, мышление и, как следствие, речевую деятельность. Создаётся возможность самостоятельной умственной деятельности при определении нового слова в сочетании с занимательно-развивающим характером предлагаемых заданий.
Работа с задачами.
- Уточнение словаря в задачах.
- Анализ содержания задачи, установление логических взаимосвязей в условии задачи.
- Умение формулировать вопросы.
- Умение задавать вопрос к условию задачи, используя различные вопросительные слова - сколько, какова, какую часть:.
- Умение формулировать и записывать ответ к решению задачи.
- Умение объяснять ход решения задачи, составлять план решения задачи.
- Умение составить задачу по краткой записи, картинке, схеме, диаграмме, таблице, составить задачу подобную данной или обратную данной.
Общий приём решения задачи.
- Изучить содержание задачи.
- Вспомнить, есть ли правило решения задачи такого типа. Если есть - использовать его.
- Проанализировать условие задачи.
- Составить план решения задачи.
- Решить задачу по составленному плану.
- Записать решение.
- Если нужно, проверить решение.
- Записать ответ.
- Рассмотреть другие возможные способы решения, выбрать наиболее рациональный.
Развитие связной речи у учащихся, работа над фразовой речью, умение говорить фразовой речью.
- Ответы на вопросы учителя.
- Готовить краткие сообщения по дополнительной литературе, например, по истории математики и выступать с ними
- Ответы на вопросы учителя.
- Комментирование выполняемых действий
- Объяснение, доказательство ответа, рассуждения при выполнении задания.
- Речевая отработка алгоритмов действий по опорным схемам, речевым моделям, образцам высказываний, плану, инструкции.
- Ответы на вопросы учителя.
План ответа: "Характеристика целого числа"
- Прочитай число.
- Это число 1, 2, 3: значное
- В этом числе:единиц ::десятков :..сотен ::
- Это число (чётное, нечётное)
- Это число (простое, составное).
Опорная схема "Сравнение десятичных дробей".
1 шаг: Сравни целые части. | 7,5 < 8,03 |
2,15:..2,42 ? | |
2 шаг: Сравни десятые доли. | 5, 362 > 5, 198 |
0, 46:..0, 415 ? | |
3 шаг: Сравни сотые доли. | 17, 349 < 17, 351 |
0, 148:0,146 ? | |
4 шаг: Сравни тысячные доли. | 57,036> 57, 035 |
Речевая модель ответа:
По опорной таблице даётся речевая модель ответа. Отвечая на поставленный вопрос, ученик самостоятельно формулирует ответ, сверяясь с опорной схемой.
Как найти неизвестное слагаемое?
Х +27= 51. Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно от :
Х= 51 - 27
Х= 2
24 + 27 = 51
51=51
Развитие словесно-логического мышления.
-Установление логических связей и их объяснение.
Например, соотношения в задачах: "увеличить на:", "уменьшить на..", "увеличить в: раз", "уменьшить в :.раз", процентные соотношения.
- Обоснование выбора, признака, классификации, способа действия.
- Работа с чертежами на уроках геометрии.
- Решение задач на движение, вычисление цены, количества, стоимости.
- Использование межпредметных связей.
- Проведение интегрированных уроков.
- Умение работать с тестами.
Тест "Меры времени (запись в крупных мерах)".
№. Задание. Ответ. 1. 78 секунд 1 минута 8секунд. 1 минута 18 секунд.
2. 26 часов. 1 сутки. 1 сутки 2 часа.
1 сутки 20минут.
3. 310 лет. 3 века. 3 века 10 лет.
4 века.
4. 360 минут. 4 часа. 5 часов.
6 часов.
5. 17 месяцев. 1 год 3 месяца. 1 год 5 месяцев.
6. 29 дней. 7 недель. 4 недели.
4 недели 1 день.
Письменная речь.
- Умение записывать дату, тему урока, заголовок.
- Умение списывать с доски.
- Умение записывать вопросы, пояснения, ответ к решению задачи.
- Умение писать математические термины.
- Умение работать с тестами.
Осуществляя работу по коррекции и развитию речевой деятельности умственно-отсталых школьников необходимо отдавать себе ясный отчёт в том, что пробелы в развитии речи ребёнок самостоятельно не восполнит. Во-первых, потому, что сам он этих пробелов не замечает и не осознаёт. Во-вторых, потому, что пока его не научили, он не знает как надо в том или ином случае строить своё высказывание, каким требованиям оно должно отвечать. На уроках необходимо систематическое внимание учителя к речи учащихся.
В речевой деятельности основным предметом контроля и оценки должна быть степень соответствия высказывания замыслу, теме которая должна быть в нём раскрыта. Необходимо воспитывать у учащихся стремление к поиску таких слов, которые бы наиболее точно выражали его мысль.
Диагностика результатов обучения.
Определения уровня развития речевых навыков ученика методом педагогического наблюдения.
Уровень | Уровень | Уровень | |
Параметры. | 0,5 (недостаточный) | 1 (критический) | 2 (достаточный) |
Словарный запас. | Беден, неактивен, новые слова запоминает с трудом, практически не употребляет их в речевой деятельности. | Недостаточен. С трудом осуществляет перевод новых терминов в активную речь. | Запоминает и употребляет терминологию в активной речевой деятельности. |
Умение давать ответ на вопрос. | Отвечает на вопросы по образцу, схеме или помощи учителя. | Формулирует математические предложения, строит рассказ по заданной схеме. | Может разъяснить выполненное действие с использованием терминологии. Оценить правильность речи. |
Письменная речь. | Может списать с доски или под диктовку учителя. Самостоятельно не может сделать запись в тетради. | Делает записи самостоятельно по составленному плану или схеме. | Не затрудняется письменно оформлять ответы и выводы, формулировать ответы на вопросы. |
Список литературы.
1. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология: Хрестоматия. - Когито-Центр, 2001.
2. Гончарова Е.Л. Методики оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями развития. - М: дефектология, 2001, №3.
3. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1979.
4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: Владос, 1999.
5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) - М: ACADEMA, 2003.
6. Тупоногов Б.К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития -М.:Дефектология, 2001, №3.