Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) на основании распоряжения Правительства РФ от 07.08.2009 №1101-р “Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года”, по профессиям начального профессионального образования: автомеханик, автослесарь, станочник, мастер ЖКХ, газосварщик, электромонтёр, лаборант-эколог, крановщик.
Программа разработана в соответствии с “Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования” (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека.
В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Программа “Физическая культура” направлена на укрепление здоровья, повышение физического потенциала работоспособности обучающихся, на формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций. Программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретический материал имеет валеологическую и профессиональную направленность. Его освоение обеспечивает формирование мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание обучающимися значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда. Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий. Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях ПНО и СПО.
1. Паспорт программы учебной дисциплины “Физическая культура”
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям: автомеханик, автослесарь, станочник, мастер ЖКХ, газосварщик, электромонтёр, лаборант-эколог, крановщик.
Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях ПНО и СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общеобразовательному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины.
Содержание дисциплины “Физическая культура” направлено на:
- развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- сохранение и укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, содействие правильному формированию организма;
- воспитание высоких морально – волевых и нравственных качеств, культурных навыков и этических норм поведения;
- воспитание у учащихся интереса и привычки к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
- подготовку к полноценной трудовой деятельности;
- подготовку к службе в ВС РФ;
- приобретение учащимися необходимых знаний по основам теории и методике организации физвоспитания и спортивной тренировки;
- подготовку учащихся к работе в качестве общественного инструктора, судьи по спорту.
Распределение учебного времени на изучение дисциплины “Физическое воспитание” осуществляется в соответствии с нагрузкой, предусмотренной планом учебного процесса для различных специальностей из примерного расчёта:
5% - теоретическая подготовка;
55% - учебно-тренировочная работа;
30% - профессионально – прикладная физическая подготовка и методико - практические занятия;
10% - контрольные испытания.
Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний — умений о состоянии динамики здоровья, физического развития, психофизической и профессионально-прикладной подготовленности каждого учащегося.
Предусмотрена также самостоятельная работа учащихся по написанию рефератов, необходимых для закрепления теоретических знаний.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: (указано в каждом разделе содержания учебной дисциплины)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия (ФК, спорт, физкультурник, спортсмен, физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, физические упражнения);
- историю Олимпийского движения;
- какие качества лежат в основе выбора вида спорта.
- основные физические качества человека (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость);
- средства, методы и основные принципы физической подготовки
- воздействие на организм природных и социальных факторов внешней среды;
- взаимосвязь физической и умственной деятельности человека;
- влияние на организм физической активности в период напряжённых умственных нагрузок;
- физиологические процессы, обеспечивающие восстановление после утомления при физической и умственной работе;
- неблагоприятное влияние на организм гипокинезии и гиподинамики;
- средства ФК, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности;
- понятия: работоспособность, утомление, усталость;
- внешние признаки утомления при физическом труде.
- средства ППФП;
- какие виды спорта и физические упражнения способствуют развитию важных качеств в данной профессии.
- гигиенические требования к местам занятий, к одежде и обуви;
- профилактические мероприятия простудных заболеваний;
- методические правила предупреждения травм;
- восстановительные средства после тренировочных нагрузок, напряжённой умственной и производственной деятельности;
- виды лёгкой атлетики (ходьба, бег, метание, многоборья) и правила проведения соревнований;
- историю возникновения спортивных игр (волейбол, футбол, баскетбол);
- методику судейства и правила соревнований по спортивным играм и судейские жесты.
- особенности подбора лыжного инвентаря и снаряжения, правила подбора лыжной смазки и технику подготовки лыж к тренировкам и соревнованиям;
- теоретические сведения о технике лыжных ходов, технике преодоления спусков и подъемов, способах торможения и поворотов;
- основы методики самомассажа;
- методику проведения производственной гимнастики в заданных условиях;
- динамику своих результатов, антропометрических показателей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 290 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 250 часов,
- самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 290 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 250 |
В том числе | |
Обучение на 1 курсе | 119 |
Обучение на 2 курсе | 114 |
Обучение на 3 курсе | 17 |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | 40 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины.
Курс | Всего | Теорет. подгот. |
Лёгкая атлетика |
Волейбол | Баскетбол | Лыжная подгот. |
ППФП | Контр. тесты |
1 |
119 |
4 |
26 | 20 | 16 | 26 | 17 | 10 |
2 |
114 |
2 |
26 | 20 | 16 | 20 | 22 | 8 |
3 |
17 |
2 |
2 | 2 | 2 | 7 | 2 |
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия материальной базы: спортивный зал, стадион, тренажёрный зал, а также спортивный инвентарь.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
В программе указан рекомендуемый список литературы
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка освоения результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных тестов, а также при выполнении учащимися индивидуальных заданий
Содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Теоретическая подготовка по дисциплине “Физическое воспитание”
Тема 1.1. Физическая культура в профессиональной подготовке учащихся. Спорт в физическом воспитании учащихся.
Учащийся должен:
иметь представление:
- о целях и задачах предмета;
- о роли ФК и С в духовном воспитании личности;
- о спортивной квалификации;
- о видах спорта развивающих выносливость, силовые и скоростно-силовые качества.
знать:
- основные понятия (ФК, спорт, физкультурник, спортсмен, физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, физические упражнения);
- историю Олимпийского движения;
- какие качества лежат в основе выбора вида спорта.
Тема 1.2. Физические способности человека. Основы физической и спортивной подготовки.
Учащийся должен:
иметь представление:
- о методике обучения двигательным навыкам;
- о связи выносливости с состоянием сердечно – сосудистой и дыхательной системами;
- в каких видах спорта проявляются различные качества “наилучшим образом”.
знать:
- основные физические качества человека (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость);
- методы развития физических качеств;
- виды подготовки в спортивной тренировке (теоретическая, техническая, тактическая, волевая);
- тренировочные принципы в процессе спортивной подготовки.
уметь:
- составить дневник самоконтроля;
- составить план утренней зарядки;
- оценить свою физическую подготовленность.
Тема 1.3. Социально-биологические основы ФК и С.
Учащийся должен:
иметь представление:
- о социально-биологических факторах ФК;
- о строении тела человека, его тканях, органах и физических системах;
- о физических характеристиках состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом (предстартовое состояние, врабатывание);
- о биологических ритмах человека.
знать:
- воздействие на организм природных и социальных факторов внешней среды;
- взаимосвязь физической и умственной деятельности человека;
- влияние на организм физической активности в период напряжённых умственных нагрузок;
- физиологические процессы, обеспечивающие восстановление после утомления при физической и умственной работе;
- неблагоприятное влияние на организм гипокинезии и гиподинамики;
- средства ФК, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности;
- понятия: работоспособность, утомление, усталость;
- внешние признаки утомления при физическом труде.
уметь:
- оценить работоспособность;
- применить и оценить результаты функциональной пробы.
Тема 1.4. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Учащийся должен
иметь представление:
- об условиях труда;
- о характере труда и режиме труда;
- о характере утомления при различных формах труда (физическое, нервное, общее).
знать:
- средства ППФП;
- психофизические качества, являющиеся ведущими в профессии данного учащегося;
- какие виды спорта и физические упражнения способствуют развитию важных качеств в данной профессии.
уметь:
- составить комплексы производственной гимнастики для конкретной профессии.
Тема 1.5. Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями. Основы здорового образа жизни.
Учащийся должен
иметь представление:
- о резервах организма;
- о правильном питании;
- о правильной организации режима трудоустройства;
- о роли двигательной активности в здоровом образе жизни.
знать:
- понятие “здоровье”;
- дурные привычки и их воздействие на организм;
- гигиенические требования к местам занятий, к одежде и обуви;
- профилактические мероприятия простудных заболеваний (закаливание);
- методические правила предупреждения травм;
- восстановительные средства после тренировочных нагрузок, напряжённой умственной и производственной деятельности (гидропроцедуры, массаж, самомассаж, физические средства).
Тема 1.6. Теоретические основы лыжного спорта.
Учащийся должен
иметь представление
- о разновидностях лыжного спорта
- о различных лыжных ходах
- о различных способах спуска, подъёма и торможения на лыжах
- о подборе и подготовке лыжного инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям
знать:
- технику безопасности при проведении занятий на лыжах
- основы правил личной гигиены при занятиях на лыжах
- принципы подбора лыжного инвентаря
Раздел 2. Учебно-тренировочные занятия.
Тема 2.1. лёгкая атлетика.
Учащийся должен
знать:
- виды лёгкой атлетики (ходьба, бег, метание, многоборья);
- средства подготовки (физические упражнения: основные, подводящие, общеразвивающие, специальные, вспомогательные);
- методы подготовки (целостный, расчленённый, равномерный, переменный, контрольный и соревновательный);
- основные принципы подготовки (всесторонности, систематичности и постепенности, доступности, наглядности, сознательности, активности);
- виды подготовки (физическая, тактическая, техническая, морально – волевая, теоретическая);
- правила соревнований по л/а.
уметь:
- выполнить низкий старт в беге на короткие дистанции, стартовый разгон, бег по дистанции;
- выполнять высокий старт в беге на средние и длинные дистанции, бег по дистанции;
- выполнять финиширование;
- выполнять метание мяча и гранаты с разбега (создание начальной скорости движения снаряда, что достигается бегом с ускорением, поворотом или скачком – финальное усилие – сохранение устойчивого положения).
Тема 2.2. Волейбол.
Учащийся должен
знать:
- историю возникновения игры в волейбол;
- правила игры в волейбол;
- методику судейства соревнований и судейские жесты.
уметь:
- выполнять стойку, прыжки и передвижения;
- выполнять верхнюю и нижнюю передачи мяча двумя руками;
- выполнять нижнюю и верхнюю прямые подачи, приём мяча снизу двумя руками;
- выполнять нападающий удар;
- выполнять блокирование и приём мяча;
- действовать в составе команды при игре в нападении со второй передачи.
Тема 2.3. Баскетбол.
Учащийся должен
знать:
- историю возникновения игры в баскетбол;
- современные правила игры в баскетбол;
- методику судейства соревнований по баскетболу, судейские жесты.
уметь:
- выполнить передвижения, остановки, повороты, стойки;
- выполнять передачи мяча на месте различными способами и в движении;
- выполнять ведение мяча правой и левой рукой без зрительного контроля, переводы мяча перед собой, поворотом, за спиной;
- действовать при личной защите и системе зонной защиты;
- выполнять обманные движения на месте и на ведении;
- выполнять заслоны и знать способы противодействия им (отступание, переключение, проскальзывание);
- действовать в составе команды в системах нападения быстрым прорывом и при позиционной игре.
Тема 2.4. Лыжная подготовка.
Учащийся должен
знать:
- особенности подбора лыжного инвентаря и снаряжения;
- технику безопасности при занятиях лыжным спортом и основы оказания первой помощи при травмах и обморожении;
- правила подбора лыжной смазки;
- теоретические сведения о технике лыжных ходов, технике преодоления спусков и подъемов, способах торможения и поворотов.
уметь:
- подготовить лыжный инвентарь и экипировку к занятиям (подбор лыж и палок, одежды, нанесение смазки в зависимости от погодных условий);
- передвигаться на лыжах с использованием различных классических и коньковых ходов;
- преодолевать подъемы и спуски на лыжах различными способами.
Раздел 3. Профессионально-прикладная физическая подготовка и методико-практические занятия.
Учащийся должен:
знать:
- основы методики самомассажа;
- методику самостоятельного усвоения отдельных элементов ППФП;
- методы релаксации в УТ занятиях;
- методику проведения производственной гимнастики в заданных условиях;
- методику составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями с гигиенической и тренировочной направленностью;
- основы методики судейства по выбранному виду спорта.
уметь:
- проводить рабочую и специальную разминку в УТ занятиях;
- оценить свою работоспособность, усталость, утомление и применить средства ФК для их направленной коррекции;
- осуществить контроль за функциональным состоянием организма;
- выполнять действия в строю (построение, перестроение, смыкание, размыкание, повороты на месте и в движении, повороты в шеренге, строевой шаг и т.д.);
- работать с отягощениями, выполнять рывок, толчок, жим при работе со штангой и гирей.
Самостоятельная подготовка
По разделу 1. Написание и защита рефератов по темам “ФК и С” (приложение 1).
По разделу 2. Изучение истории возникновения и развития видов спорта. Форма контроля: собеседование и написание конкурсных рефератов. Самостоятельные занятия общей физической подготовкой в домашних условиях.
По разделу 3. Самостоятельное изучение и конспектирование различных методик определения работоспособности, усталости, утомления, функционального состояния организма, самомассаж и т.д. Самостоятельное разучивание строевых приёмов, занятия ОФП. Форма контроля: собеседование, умение применить методические приёмы, даваемые на уроках и самостоятельное изучение, на практике.