Творчество в музыкальной деятельности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Многочисленные исследователи обращают внимание педагогов-практиков на то, что для формирования полноценной личности, способной активно реализовать свою субъективность в преобразовании мира, необходимо уже с детства развивать творческие способности, воображение ребёнка. Б.М.Теплов подчёркивал, что творческая деятельность свойственна детям, но она совершенно неравномерно представлена в различных видах художественной деятельности детей (изобразительной, литературной, музыкальной) и, что “в музыкальной деятельности уделяется внимание лишь развитию музыкального восприятия, творчество здесь лишь исполнительское”.

В работе музыкального руководителя имеются возможности развития у воспитанников творческих начал. Музыка с её огромной силой эмоционального воздействия на человека может и является благодатным материалом для развития любых способностей: театральных, художественно-эстетических, двигательных, литературных.

Решая проблему развития музыкального детского творчества в условиях дошкольного учреждения, мы пришли к выводу, что это - самостоятельный вид деятельности в практической работе музыкального руководителя, и работа по развитию у детей музыкальных способностей не тождественна деятельности по развитию музыкальных творческих способностей. Это разные аспекты.

В ходе проведения эксперимента “Развитие креативности дошкольников в разных видах музыкальной деятельности” выяснялись возможности развития у детей способностей к креативности в разных разделах образовательной области “Музыка” (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, детское музицирование). Результаты поиска свидетельствуют, что творческие способности можно развивать во всех видах музыкальной деятельности. Одним из оптимальных видов для формирования и развития детского творчества может стать танец, т.к. именно танец более полно отвечает природе детского воображения.

По своей сути танцевальное движение - это развернутая во времени и пространстве последовательность поз. Поэтому поза выделена в качестве основной единицы танцевального движения. Так как поза статична и дает время ребёнку для обдумывания и корректировки и самой позы, и движения, мы тем самым облегчаем детям задачу импровизировать танцевальное движение. Когда дети научатся импровизировать позы, им будет легче добавлять какие-то мелкие движения рук или ног, чтобы получилось танцевальное движение.

Общепринятые критерии креативности применительно к танцевальному творчеству мы интерпретировали следующим образом:

- беглость - это способность применять наибольшее количество разнообразных поз и движений для передачи музыкального образа;

- способность изменять объект - перекомбинирование, преобразование шага, придумывание танцевальных движений как последовательности поз, перемещений в пространстве;

- гибкость музыкального мышления и воображения – способность придумывать новые образы на одну и ту же музыку, используя разнообразные средства для создания танцевального образа (пространство, мимика, атрибуты);

- оригинальность – способность избегать стандартных решений.

В ходе практической деятельности мы нашли подтверждения положениям, выдвинутым Е.В.Горшковой в пособии “От жеста к танцу” о том, что для развития у дошкольников творчества в танце необходимо выполнение следующих условий:

- формирование осознанного отношения детей к средствам танцевальной выразительности, овладению языком пантомимических и танцевальных движений;

- обязательность оптимального сочетания в едином процессе обучающих и творческих моментов. При этом творчество должно рассматриваться не как итог или отдельная часть, а как своеобразный метод обучения.

Система планирования, которую использует музыкальный руководитель, основана на повторе одного и того же задания на нескольких встречах с детьми подряд. Это связано не только с закреплениями навыков, но в большей степени с тем, что дети любят и ждут эти игры и получают в них возможность самовыражения и огромный эмоциональный заряд. Игры и упражнения на развитие творческого потенциала детей занимают в среднем от трёх до семи минут и могут проводиться как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе индивидуальной, подгрупповой работы, а также на праздниках и развлечениях. Они соответствуют следующим этапам:

1 этап - восприятие и подражание (на первом занятии): создание эмоционально окрашенной воображаемой ситуации; показ взрослым элементов танца с комментариями; подражание.

2 этап - изменение, усложнение первоначального образа (на 2-3-ем занятии): привнесение движений в статичные позы; импровизация поз и движений в парах; внесение нового, контрастного образа.

3 этап: собственное творчество (на 4-ом занятии)

Имеются некоторые особенности в работе с дошкольниками разного возраста, на которых следует остановиться более подробно. С малышами лучше начинать работу с музыкально-двигательных импровизаций, то есть на предложенную музыку все дети двигаются одновременно, передавая характер музыки. Те ребята, чьи движения более выразительны, показывают свою импровизацию. Обязательными и очень важными методическими приёмами являются включение детей-зрителей в оценку просмотренного, пояснения взрослого - почему увиденное признаётся красивым. В средней группе задания усложняются, детям предлагается дать название тому этюду или пляске, которые они придумали. Развитию творчества у детей в старшей группе способствует придумывание образа на предложенную музыку. В подготовительной группе дети целенаправленнее слушают музыку, разбираются в средствах выразительности. На данном этапе у воспитанников появляется возможность создания танцев в парах, тройках, группах. И самое главное – у них необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.

Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к оригинальному самовыражению. Поэтому деятельность музыкального руководителя во многом строится так, чтобы дети сами “делали открытия”.

“Ценность его (детского творчества) следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении” - писал Л.С.Выготский.