Основные цели:
1) сформировать умение разбирать слова по составу на основе алгоритма;
2) повторить понятия “приставка”, “корень”, “суффикс”, “окончание”, “основа” слова;
3) тренировать способность находить части слова.
Универсальные учебные действия, формирующиеся на данном уроке:
регулятивные (волевая саморегуляция, прогнозирование, целепологание как постановка учебной задачи, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, того, что усвоено и что еще подлежит усвоению);
личностные (действие смыслообразования);
познавательные (общеучебные: умение структурировать знания, знаково-символическое – моделирование, контроль и оценка процесса и результата деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; постановка и формулирования проблемы, построение логической цепи рассуждений), коммуникативные (управление поведением партнера, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель.
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”).
2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок (“могу”).
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”).
Организация учебного процесса на этапе 1:
1) Чистописание.
- На какие соединения надо обратить внимание?
Слакс, отлапь, ёсво, дотлса, зёбера, кьвромо.
2) Повторение словарных слов.
- В чистописании мы писали не просто набор букв, а слова — анаграммы.
- Догадайтесь, какие это слова и впишите их в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.
- В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)
- Почему? (Нельзя проверить написание какой-либо буквы)
- Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)
- Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? (6 букв, 6 звуков, 2 слога, имеет несколько значений)
- Какие значения имеет слово “состав”? (Состав вещества, офицерский состав, состав поезда)
- Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)
- Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (Состав слова)
- Сформулируйте тему урока: Состав слова.
II. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цель.
1) Организовать актуализацию представлений о понятиях “приставка”, “корень”, “суффикс”, “окончание”, “основа”.
2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках.
4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.
5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
7) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2.
1) Актуализация представлений о частях слова.
- Какие вы знаете части слова? Как они обозначаются графически.
- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)
- Что такое суффикс? (Часть основы, которая стоит после корня)
- Что такое приставка? (Часть основы, которая стоит перед корнем)
- Что называют корнем слова? (Главная часть основы)
- Что еще выделяем в слове? (Основа — часть слова, которая остается если отделить окончание)
- Образуйте новые слова при помощи приставок.
Ехать
в- с- под- про- по- вы- пере- при- у- на-
2) Фиксация недостаточности знаний:
- Запишите и попробуйте найти знакомые части слова в словах: подберезовики, поделка.
(Графически дети записывают свои ответы)
- Назовите приставки в этих словах.
- Почему возникло затруднение? (Получились разные варианты. Кто- то не смог выполнить задание)
III. Постановка проблемы.
Цель.
- Организовать восстановление выполненных операций.
- Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.
- Организовать соотнесение своих действий с понятием.
- На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостает для выполнения задания: установить порядок разбора слова по составу.
Организация учебного процесса на этапе 3.
- Какое задание выполняли? (Попробовать найти знакомые части слова)
- Чем это задание отличается от предыдущего? (Нужно самому найти приставку в словах)
- Почему вы решили, что -под- в слове подберезовики и поделка - это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка)
- Почему вы решили, что -по- в слове подберезовики и поделка - это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка)
- Почему не смогли выполнить задание? (Не знаю как правильно определить приставку. Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему …)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель.
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1) Учащиеся ставят цель проекта (устранение причины возникшего затруднения).
2) Учащиеся уточняют тему урока.
3) Учащиеся определяют средства (составление алгоритма разбора).
4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4.
1) Работа в группах:
- Какая тема нашего урока? (Состав слова)
- Каких знаний нам не хватает для правильного разбора? (Не знаем порядок разбора слова по составу)
- Сформулируйте цель вашей работы в группах (Установить порядок разбора слова по составу, т.е. вывести алгоритм)
- Что вам для этого нужно сделать? (Попробовать разные варианты и найти вреди них верный)
- Вспомните правила работы в группе.
Каждая группа получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу.
V. Реализация построенного проекта.
Цель.
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках.
4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
5) Организовать уточнение общего характера (возможность применения нового алгоритма разбора слов).
Организация учебного процесса на этапе 5.
Выслушиваются выступления представителей от каждой группы.
- Согласны вы или нет, почему? Почему сначала надо находить окончание? (Оно служит только для связи слов в предложении, смысл слова заключен в основе, а главное в основе — корень)
На доске составляется правильный алгоритм разбора.
- Посмотрим, какой алгоритм разбора слова по составу записан в учебнике на с. 41. Прочтите, похоже на наш алгоритм. Докажите.
- Вернемся к словам подберезовики и поделка. Соблюдая порядок разбора слова по составу, выделите в нем все его части.
VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель.
1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при выполнении заданий с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах.
Организация учебного процесса на этапе 6.
1) Фронтальная работа.
- Отгадаем загадки, запишем и разберем отгадки по составу.
Золотое решето черных домиков полно;
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
Еду - еду следу нету:
режу - режу крови нету. (Лодка)
У конька, у горбунка деревянные бока.
У него из - под копыт
Стружка белая бежит. (Рубанок)
Вот по кругу друг за дружкой
Ходят дружно две подружки;
Не толкаясь, не мешая,
Быстро движется большая. (Стрелки)
Два брюшка, четыре ушка.
Что это? (Подушка)
В брюхе - баня, в носу — решето, на голове — пуговица, одна рука — и та на спине. (Чайник)
Весь день ползу я по дорожке,
То выпущу, то спрячу рожки.
Спешить домой я не спешу.
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом я при себе ношу,
И потому всегда я дома. (Улитка)
Покружилась звездочка в воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
2) Работа в парах. Вспомните правила работы в парах.
Учебник с. 44 упр. 47
- Что будете делать? (Списать слова, разобрать их по составу, проговаривая новый алгоритм разбора)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель.
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий для разбора слов.
2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.
3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового алгоритма.
Организация учебного процесса на этапе 7.
- Самостоятельно разберите слова: заморозки, кормушка, пригорок.
- Проверьте свою работу по эталону. (Если правильно ставлю +, есть ошибка -)
- В каком месте допустили ошибку? Почему?
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель.
1) Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.
2) Организовать повторение учебного содержания.
Организация учебного процесса на этапе 8.
- Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова.
приставка | корень | суффикс | окончание |
расход | сказка | извозчик | вход |
послал | дарит | холодок | мост |
пошел | слово | лисица | береза |
Рассказчик, подарок, пословица.
- Запишем и найдем в слове его части.
IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель.
1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
2) Оценить собственную деятельность.
3) Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей деятельности.
4) Обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9.
- Что вы узнали сегодня на уроке? (Алгоритм разбора состава слова)
- В чем трудность разбора слова по составу?
- Достигли цели урока?
- Какие затруднения были на уроке?
- Вы разрешили свои затруднения?
Отметьте свои успехи в “Копилке моих достижений”.
- Кто прокомментирует свои результаты. (Сегодня первый день, когда мы узнали алгоритм разбора слова по составу.
Ставлю крестики:
- на самом верху, если все понял и научился самостоятельно разбирать слова по составу;
- посередине, если понял, но сомневаюсь в своих силах, научился разбирать, но еще встречаются ошибки;
- внизу, если не понял, как разобрать слово по составу, не научился разбирать слова по составу.