Статья "Развитие творческих способностей ребенка на внеаудиторных занятиях"

Разделы: Математика


Хотелось бы рассмотреть только одну форму внеаудиторных занятий, которая, на мой взгляд, способствует раскрытию и развитию творческого потенциала ученика, а именно, консультации по предмету.

На смену школы памяти пришла школа мышления, поэтому целью обучения является не снабдить учащихся наибольшим количеством разнообразных знаний и сведений, а научить их самостоятельно получать необходимый материал, обобщать его, систематизировать и делать выводы. Невозможно узнать все факты, но нужно и можно научиться получать требуемые сведения, используя полученные в школе навыки и возможности информационных систем. Мы теперь оцениваем не ЗУН ученика, а компетенцию его в различных предметах.

Поэтому основным становиться не заучивание наизусть учеником подобранных учителем фактов, а алгоритм усвоения материала (в зависимости от предмета) плюс система тренировочных упражнений, которая заканчивается тестами.

Здесь мы сталкиваемся с основной проблемой: дети не умеют читать, анализировать задание, а, следовательно, цель внеурочной деятельности – выработать приёмы чтения, анализа и вычленения основной идеи задания и научить ребёнка путём тренировки концентрироваться на задании.

Ученик должен усвоить следующий алгоритм:

  1. Читаю задание.
  2. Делю на смысловые куски.
  3. Выделяю главную мысль.
  4. Своими словами выделяю суть.

Но добиться осмысленного выполнения этого простого алгоритма непросто, и тем сложнее, чем старше дети. Ведь общеизвестно, что научить легче, чем переучить.

Какие же дети приходят к нам на консультации? На первый взгляд они представляют однородную массу, ключевым словом которой является “не усвоили”. Но при внимательном анализе картина меняется. Условно их можно разделить на несколько групп.

  1. “Проболели” - класс ушёл вперёд в изучении материала, не усвоили (хотя и по объективным причинам), но фундамент для дальнейшего усвоения материала и успешности отсутствует.
  2. “Прослушали” - эффект присутствия на уроке при отсутствии умственной деятельности. Хотя и причины не объективные, но последствия те же.
  3. Психологические особенности ребёнка. Часто говорят, что такие дети “не способны” к данному конкретному предмету, хотя в природе неспособных детей не существует, просто к данному ребёнку не сумели найти индивидуальный подход.
  4. С поддержки родителей ребёнок не учится в школе. Это ребенок, у которого нет перспектив, и отношение родителей к школе и обучению содержит агрессию. Но, в любом случае, родители не являются профессионалами, а, следовательно, педагог должен пообщаться с родителями, с классным руководителем и психологом.

Приступая к занятиям, педагог должен чётко представлять проблемы ребёнка, причины возникших у него проблем и пути их решения.

Необходимо провести мониторинг успешности усвоения данного предмета.

Проанализировать результаты самостоятельной работы детей (причём, любой формы самостоятельной деятельности). Если качество 80%, то 20% детей нуждаются в индивидуальной работе, если качество 60% - 80% , то смотрите типичные ошибки и выполните работу над ошибками (здесь индивидуальная работа не нужна), а если меньше 50%, то материал учащимися не усвоен, и необходимо менять свою технологию.

Мы все знаем, что внеурочная деятельность – это, прежде всего, индивидуальный подход.

Для достижения положительного результата нужно проанализировать:

  • какие дети работают над исправлением своих ошибок, а значит, они нуждаются в разовых консультациях;
  • какие дети пропустили занятия, значит, нужно интенсивно догонять класс;
  • есть дети, которые не знают, как выполнить домашнее задание. Это самая перспективная группа. Им достаточно объяснить методику выполнения.

Занятия – консультации проводятся по схеме:

  • объяснение материала с использованием других приёмов, схем;
  • обязательный пример – иллюстрация;
  • под руководством учителя решаем несколько типичных задач.

Но, учитель не натаскивает, а побуждает к действию!

Важно помнить, что нельзя на консультации заниматься с одним ребёнком 40 минут. Консультация – это интенсивная общая работа учителя и ученика в диалоге, в паре и она не может продолжаться более 15 минут, согласно требованиям здоровьесберегающих технологий. Цель такого занятия побудить ребёнка к самостоятельной творческой деятельности, вооружив его приёмами работы, а не готовыми выводами и фактами.

Хочется обратить Ваше внимание на следующий факт: качество образования в России – 30%, а в Европе – 70%. Почему?

Европейская школа сменила подход к работе с учениками. У них нет дополнительных занятий, а используются семинары, коллоквиумы и конференции.

На семинарах заново объясняется теоретический материал с опорой на практику. Активно используется форма конференции. То есть самостоятельное изучение теории, по которой не успеваешь, создание проектов по проблемным вопросам, защита определенной темы. Основной стала методика “преодоления трудностей”, работа от противного. Усвоение происходит при самостоятельной работе с материалом. На определённый курс (одна тема, блок тем, обобщение материала за определённый период) даётся “опросник”, а на последних страницах – ответы для проверки с кратким объяснением. Оценки ставить нельзя. Ученик работает не для получения оценки, а для достижения конечного результата – компетенции по данному предмету.

Подобная методика полезна и на консультациях. Но нельзя говорить ученику: “Ты здесь со мной сегодня поработал, я тебе “2” не поставлю”. Нет, работу ученика можно оценить, проверив его тетрадь с самостоятельными наработками, и проведя самостоятельную тестовую работу в классе. Причина: на консультации отрабатывает учитель, а ученик сотрудничает с ним, поэтому нельзя оценивать себя самого, нужно оценивать фактическую, то есть самостоятельную работу ученика.

Для проведения консультации учителю лучше завести одну общую тетрадь, в которой записывается число, фамилия ученика и вопрос, который решался с данным учеником. Задания должны быть индивидуальными, так как у каждого ребёнка свой способ и канал восприятия информации. На индивидуальных занятиях контроль идёт через разъяснение; диагностируются его знания и объяснения ведутся от сегодняшнего дня и до прошлого года при необходимости. В идеале на каждый курс нужно иметь разработанную систему тестов и тренировочных материалов.

Всё остальное: отработка навыков, ликвидация с участием учителя крупных пробелов в знаниях – это дополнительные платные услуги.

А где же творчество? Побудить ребёнка узнавать новое, заставить саморазвиваться и самообучаться - это и значить разбудить его творческую активность, воспитать конкурентоспособную творческую личность. Что и является конечной задачей современной школы.