Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать у учащихся представление о гласных и согласных звуках.

Формирование УУД:

  • умение точно следовать инструкциям учителя;
  • устанавливать последовательность фактов в тексте,
  • выявлять подтекст;
  • моделировать схему предложения.

 Ход урока

1. Введение в тему урока.

- Что мы узнали на прошлом уроке? (Понятие звук, что звуки окружают нас)

- На прошлом уроке мы с вами слушали и вот такой звук:

Прослушать запись шума класса во время перемены.

- Что вы слышали? (Разговаривают дети)

- Значит, разговаривают люди тоже звуками. Цель нашего урока — разделить звуки на две группы.

2. Работа над новой темой.

Работа в парах.

- Повернитесь друг к другу и понаблюдайте, как мы произносим звуки.

Какой звук произносит мама, когда укачивает малыша? (А-а-а)

Как гудит пароход? (У-у-у)

Изобразите, как гудит пчела? (Ж-ж-ж)

Как рычит собака? (Р-р-р)

Как звенит комар? (З-з-з)

Как удивляется человек? (О-о-о)

Как фыркает ёжик? (Ф-ф-ф)

Одновременно на доску учитель выставляет буквы, обозначающие произносимые учащимися звуки.

- Все ли звуки вы произносили одинаково? (Нет)

- Какие звуки произносились легко? (А, у, о)

- С помощью чего произносились эти звуки? (Воздуха, голоса)

- Может кто-нибудь знает, как называются звуки, которые произносятся голосом? (Гласные звуки)

На доску вывешивается условный знак гласных звуков.

s)

- Что мешало вам произносить остальные звуки? (Губы, зубы, язык)

- Может кто-нибудь знает, как называются такие звуки? (Согласные)

На доску вывешивается условный знак согласных звуков.

 

- Сделайте вывод: на какие две группы делятся звуки.

- Что общего у всех гласных? (Произносятся легко, с помощью голоса, при произнесении во рту ничего не мешает, их можно пропеть)

- Что общего у всех согласных? (Нельзя пропеть, при произнесении во рту мешает что-то: язык, губы, зубы)

Работа в группах.

- Вспомните правила работы в группе.

Работать дружно.
Не ссориться - это мешает работе.
Распределить роли - кто что будет делать.
Помогать друг другу в работе.

Правила вывешиваются на доске.

Задание: Разложите данные вам карточки в правильные группы.

По окончании работы старший группы подводит итог:

- как работала группа,

- что получалось и что вызвало затруднения;

- оценка работы группы.

3. Работа с азбукой.

- Откройте стр. 16, рассмотрите картинку.

- Кто узнал сказку? (Волк и семеро козлят)

- Что произошло, когда мама-коза ушла?

- Чему учит эта сказка?

Работа в парах.

Задание: задайте вопросы друг другу по этой картинке.

4. Подведение итогов урока.

1. Что вы узнали сегодня на уроке?

2. Подумайте: о каком звуке идёт речь?
Воздух свободно течёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается ... (Гласный)

3. Какие звуки называют согласными?

4. Что понравилось на уроке? О чём расскажите своим родителям?