Цель: научить находить площадь прямоугольного треугольника, отрабатывать полученные навыки, развивать пространственное мышление, воображение, воспитывать интерес к геометрии, расширять кругозор.
Оборудование:
- Фигуры, вырезанные из белой бумаги на уроке труда по шаблону для
практической работы: пятиугольник, прямоугольный треугольник, квадрат 10см×10см, прямоугольник 6см×10см (на парте у каждого ученика). - Презентация с заданиями для урока.
- Слова алгоритма «Нахождение площади прямоугольного треугольника»
- Фигуры для сценки «Треугольник и Квадрат»
- Чертежный инструмент для учителя – прямоугольный треугольник
*На уроке использованы здоровье сберегающие технологии, эти моменты выделены жирным курсивом.
Ход урока
– Теперь попробуйте определить площадь следующей аппликации (ЗАДАНИЕ №9) (Дети не смогут это сделать, так как треугольники не прямоугольные).– Скажите, а в чем причина трудностей выполнения этого задания?
(- треугольники непрямоугольные)
Содержание урока | № слайда |
1. Орг. момент. | |
– Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики. Проверьте свои рабочие места. | |
2. Проверка домашнего задания. | |
– Что вы повторили при выполнении домашнего задания? (Дети: – Мы повторили виды треугольников. Треугольники бывают равносторонние, равнобедренные, разносторонние – поразмерам сторон. Также треугольники бывают остроугольные, тупоугольные, прямоугольные по размерам углов треугольника.) |
2 |
– Предлагаю вам встать и с помощью рук показать виды углов, молчао твечая на мои вопросы (дети разводят руки меньше 90°, больше 90°, под прямым углом): – Какие углы содержит остроугольный треугольник? (острые) – У тупоугольного треугольника какой угол определяет его название? (тупой) ---Какой угол обязательно должен быть у прямоугольного треугольника? (прямой) (Дети встают и по команде учителя показывают с помощью рук острые, тупые, прямые углы — разводят руки меньше 90 градусов, больше 90 градусов, ставят руки под прямым углом) |
3 |
3. Работа над изученным материалом. | |
ЗАДАНИЕМ №1. А) Возьмите пятиугольник в руки, посмотрите на него, теперь посмотрите на экран и повторите глазами повторите форму фигуры – это разминка для глаз. – Теперь возьмите линейку и карандаш и постарайтесь разделить эту фигуру на три треугольника разного вида исходя из размеров углов треугольников. |
4 |
– посмотрите на экран, если вы затрудняетесь, то вам уже предложены варианты, выберите нужный и назовите виды треугольников, полученных вами. (Нужный вариант С) |
5, 6 |
Б) – Для выполнения следующего задания вспомните, чему должна быть равна сумма внутренних углов треугольника. (Дети отвечают: сумма внутренних углов треугольника должна быть равна 180 градусов.) – Внимание на экран, выполните ЗАДАНИЕ №2, вам необходимо дописать недостающие размеры углов: треугольник №1 – 45° 45° ? ° треугольник №2 – 120° 40° ?° треугольник №3 – 60° 30° ?° треугольник №4 – 70° 75° ?° (Дети вписывают недостающие размеры углов и определяют вид каждого треугольника: №1 – прямоугольный, №2 – тупоугольный, №3 – прямоугольный, №4 – остроугольный. При проверке один ученик отвечает, остальные показывают с помощью рук вид треугольника. В ответе у фигуры №2 специально допущена ошибка, чтобы активизировать внимание детей.) |
7 |
4. Объяснение нового материала и закрепление полученных знаний. | |
– Сегодня на уроке мы поговорим о том как найти площадь прямоугольного треугольника. | 8 |
А) (каждому ученику в паре дается по одному прямоугольному треугольнику) · Посмотрите на эти фигуры, что вы можете о них сказать? (Дети отвечают: – это прямоугольные треугольники, они равные) · Имеют ли треугольники площадь? (Дети отвечают: – Да, так как занимают какую-то поверхность на плоскости.) · Как найти площадь прямоугольного треугольника? (Дети озадачены) · А давайте, работая в парах, вы попробуете составить из двух треугольников какую-либо фигуру, (дети могут составить большой треугольник, четырехугольник, прямоугольник). Посмотрите, какие фигуры получились у вас? |
9–10 |
– Площадь какой фигуры мы можем находить? (площадь прямоугольноготреугольника) – Что вы заметили? (Что прямоугольник состоит из двух одинаковыхпрямоугольных треугольников, значит площадь прямоугольного треугольникаравна половине площади прямоугольника) – Так как треугольники равны, то площадь каждого из них равна половине площади прямоугольника. |
11 |
– Какой алгоритм мы бы составили, для выполнения этого задания? (Дети говорят, что прямоугольный треугольник надо достроить до прямоугольника, найти площадь прямоугольника и разделить её на 2. То есть составляется алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника. При этом самый верхний пункт алгоритма пока остается пустым, но мы к нему вернёмся в конце урока. Алгоритм появляется на презентации и на доске параллельно, чтобы во время урока им пользоваться при выполнении заданий учителя.) – Запишите формулу нахождения площади прямоугольного треугольника: (а×в):2 |
12 |
5. Закрепление изученного материала. | |
Б) – Давайте решим задачу: найти площадь прямоугольного треугольника со сторонами 3 см и 6 см. (Работаем фронтально, дети чертят прямоугольный треугольник, достраивают до прямоугольника и записывают условие задачи, решение:(3×6):2 =В) |
13 |
– Выполните следующую задачу: Дан четырёхугольник, наймите площадь данной фигуры Детям дается возможность самостоятельно решить задачу на черновиках, кто решил, поднимает руку и получает оценку. Если дети затрудняются, то и задается наводящий вопрос: Подумайте, на какие фигуры можно разбить данный четырехугольник? (на прямоугольник и прямоугольный треугольник) Когда время истекло, обсуждаем решение и записываем в рабочие тетради) |
14 |
Г) – Внимание, теперь послушайте стихотворение (разыгрывается двумя учениками сценка по тексту стихотворения, остальные ученики сидят непринуждённо, со смехом реагируют на содержание стихотворения — это скрытая физминутка): ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ: Жили-были два брата: Треугольник с квадратом. Старший – квадратный, добродушный, приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать квадрат: «Почему ты злишься брат?» Тот кричит ему: «Смотри, Ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, У тебя их все четыре.» Но квадрат ответил: «Брат! Я же старше, я – квадрат!» Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато Срезать старшему углы. Уходя сказал: «Приятных Я тебе желаю снов! Спать сложился – был квадратом, А проснёшься без углов!» Но наутро младший брат Страшной мести был не рад: Поглядел он – нет квадрата! Онемел, стоял без слов.. Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов! – Как называется фигура, у которой 8 углов? (Восьмиугольник) |
15 |
– Возьмете квадрат и сделайте восьмиугольник, (дети сгибают углы квадрата поотмеченным точкам, так, чтобы получились у всех одинаковые фигуры – физминутка для пальцев. От каждой вершины квадрата на расстоянии 2см стоят по сторонам квадрата точки. По которым нужно провести отрезки и отогнуть 4 угла по получившимся линиям.) – А теперь предложите задание. ( ЗАДАНИЕ №5: дети предлагают найти площадь отогнутых углов, площадь большого квадрата, площадь оставшегося восьмиугольника) Записывается решение всем классом: (2×2):2=2 (кв. см) – площадь одного прямоугольного треугольника. 2×4=8 (кв. см) – площадь четырех прямоугольных прямоугольников. 10× 10 =100 (кв. см) – площадь большого квадрата. 100 – 8=92 (кв. см) Ответ: площадь восьмиугольника равна 92 см2. Д) – После выполнения такого интересного задания, скажите в какую фигуру может превратиться крышка вашей парты, если у неё отрезать один угол (детям предлагается взять прямоугольник и отрезать угол, могут получиться треугольник, четырехугольник и пятиугольник). |
16 |
– Давайте разберем каждый вариант и определим площадь оставшейся поверхности. Размеры парты 60см×100см, – если получился треугольник, то площадь оставшейся части =3000 см2; – если получился четырехугольник, то по длине задается размер отрезанной части, равный 20см, а ширина отрезается полностью. Тогда площадь оставшейся части равна: 60см×100см – (60см×20см):2=5400 см2; – если получился пятиугольник, то размеры отрезанного треугольника по прямому углу 20см×40см, тогда площадь оставшейся фигуры равна 60см×100см – (40см×20см):2=5600 см2. |
17–20 |
– Посмотрите на экран (ЗАДАНИЕ №7), скажите, на какие группы можно разделить эти треугольники, анализируя размеры их углов (прямоугольные треугольники и непрямоугольные). Найдите устно площади прямоугольных треугольников (один ученик выходит к доске, поворачивается спиной к классу и рукой в воздухе «пишет» ответ, если ответ правильный – его «пишет» весь класс: площадь зеленой фигуры -8 см2, синей фигуры – 9 см2, темно-красной – 9 см2.) |
21–23 |
– Раз вы так быстро научились определять площади прямоугольных треугольников, то вам задание (ЗАДАНИЕ №8) по вариантам. 1 вариант определяет площадь цветка, 2 вариант – площадь дома. (Эти фигуры составлены из одинаковых прямоугольных треугольников. Детям дается время на обдумывание и запись решения на черновиках. Справившиеся с заданием поднимают руку и получают заслуженную оценку. (* Хочется сказать, что задание на сообразительность. Зная размеры прямоугольного треугольника, нужно найти его площадь и умножить на количество таких треугольников. Итак, площадь цветка = 36 см2, площадь дома = 144 см2.) После этого идет совместное обсуждение решения данного задания по вариантам. | 24–26 |
– Давайте вернемся к алгоритму, который мы составили в начале урока, скажите, какого вопроса не хватало в начале алгоритма. ( вопроса: «Треугольник прямоугольный?») |
27 |
– Действительно так, потому что площадь прямоугольного треугольника мы уже можем найти, если же треугольник непрямоугольный, то... нам предстоит выяснить на следующих уроках, как найти площадь треугольников других видов. | 28 |
6. Домашнее задание. | |
– Я вам предлагаю дома подумать, как применить наши знания, при выполнении этого задания. Обратите внимание на подсказку (на слайде видно, что аппликация составлена из одинаковых равнобедренных треугольников, проводится высота этого треугольника , равная 3см, а основание треугольника равно 4см. Значит, он состоит из двух одинаковых прямоугольных треугольников, площадь каждого прямоугольного треугольника мы можем найти: (3×2):2=3 см2, 3+3=6 см2 – площадь одного равнобедренного треугольника. Теперь посчитаю количество таких треугольников – 32 шт. 6×32 =192см2. |
29 |