Авторская программа по лечебной физкультуре для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Развитие и становление школьной системы здравоохранения, ее профилактическая направленность определили особую роль средств физической культуры в профилактике и лечении ряда заболеваний и повреждений. Лечебная физическая культура - составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией.

Средства лечебной физической культуры - физические упражнения, закаливание, массаж, трудовые процессы, организация всего двигательного режима школьников, стали неотъемлемыми компонентами здоровьесберегающего пространства в школе.

Понятие "Здоровье сберегающие технологии" давно уже на слуху у медиков, учителей, руководителей образовательных учреждений. Почти каждое образовательное учреждение использует в образовательном процессе ту или иную здоровье сберегающую технологию. Тем не менее, здоровье детей школьного возраста, к сожалению, не становится лучше. Поэтому такое важное значение имеет медицинская профилактика непосредственно в школе. Изучив все формы профилактической работы, руководство школы остановилось на открытии кабинета лечебной физкультуры для занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе. Основной целью создания СМГ поставили: содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма, повышению физической активности органов и систем, ослабленных болезнью, повышение физической и умственной работоспособности, освоение двигательных умений и навыков, предусмотренных программой.

Имея сертификат, дающий право на занятия в группах ЛФК, на протяжении восьми лет я работаю с ребятами, отнесенными к специальной медицинской группе. Работая с этой категорией школьников, я разработала и апробировала программу по лечебной физкультуре.

Цели и задачи программы.

Оздоровительные задачи:

  • охрана жизни и укрепления здоровья;
  • укрепление связочно-суставного аппарата;
  • совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • способствовать правильному функционированию внутренних органов;
  • увеличение жизненной емкости легких;
  • совершенствование деятельности ЦНС.

Образовательные задачи:

  • формирование двигательных навыков и умений;
  • развитие физических качеств (ловкость, гибкость, равновесие, выносливость);
  • привитие навыков гигиены;
  • сообщать знания, связанные с физическим воспитанием: о пользе занятий ЛФК, о значении и технике физических упражнений, методике их проведения;
  • знания о явлениях природы, общественной жизни.

Воспитательные задачи:

  • воспитание положительных черт характера: организованность, дисциплинированность, скромность;
  • формирование нравственных качеств: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость в преодоление трудностей, выдержка;
  • воспитывать самостоятельность, сообразительность, находчивость.

Организация и контроль учебного процесса.

Нагрузка на занятиях ЛФК осуществляется с учетом возраста школьников, показателей их физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.

Курс включает в себя 15 - 20 занятий, которые проводятся 2 раза в год. Занятия ЛФК включают в себя три периода:

1. Вводный период проводится в виде тестирования. По его итогам получаем оценку функционального состояния организма ребенка.

2. Основной период включает в себя:

  • упражнения по совершенствованию дыхания;
  • общеразвивающие упражнения;
  • корригирующие упражнения;
  • тренировки мышечной дыхательной и сердечно - сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим её возрастанием.

3. Заключительный период, в ходе которого осуществляется дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения общих развивающих упражнений и индивидуальных комплексов специальных упражнений. На этом этапе подводятся итоги всех занятий, даются рекомендации для самостоятельных занятий.

Оценка и контроль функционального состояния организма учащихся проводится с использованием следующих тестовых упражнений:

1. Функциональное состояние сердечнососудистой системы определяется пробой Мартинэ (20 приседаний)

2. Оценка функционального состояния внешнего дыхания определяется спирометрией

3. Оценка состояния нервно-мышечной системы определяется способностью сохранять равновесие в положении "стоя на одной ноге, руки в стороны, глаза закрыты" (упражнение "цапля"). При этом любое движение считается потерей равновесия. Фиксируется время до потери равновесия.

4. Оценка силы мышц - сгибателей туловища определяется, количеством подъемов ног за 10 сек. в положении лежа на спине. Прямые ноги поднимаются до угла 45 и опускаются до касания ковра.

5. Оценка мышц - сгибателей туловища определяется временем, проведенным испытуемым в положении "лежа на животе, руки вытянуты вперед". Руки и грудь не касаются ковра (упражнение "лодочка").

6. Оценка силы мышц верхнего плечевого пояса определяется, количеством сгибателей рук в упоре лежа за 10 сек.

7. Оценка подвижности тазобедренных суставов и позвоночника определяется в сантиметрах, в упражнении испытуемый делает глубокий наклон в положении "сидя на полу, ноги на ширине плеч", руками касаясь сантиметровой ленты.

Тесты для выявления изменений функционального состояния организма.

  • Проба Мартине
  • Спирометрия
  • "Цапля"
  • Поднимание ног в положении лежа
  • "Лодочка"
  • Отжимание от пола в упоре лежа или на коленях
  • "Складка"

Нормы оценок.

Оценивание осуществляю:

  • По основным знаниям;
  • По технике владения двигательными действиями (в зависимости заболевания);
  • По уровню физической подготовленности (с учетом заболевания);
  • По посещаемости.

Оценка "пять": двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко, четко.

Оценка "четыре": двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко.

Оценка "три": двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению

Оценка "два": двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.

Программы занятий по лечебной физической культуре

Патология. Целевая установка. Формы и средства ЛФК. Дозировка. Методические указания.
Бронхо-легочная. а) Укрепление дыхательной мускулатуры. а) Утренняя гигиеническая гимнастика. а) Ежедневно. а) Чередование ОРУ с дыхательными упражнениями.
б) Подавление патологических стереотипов дыхания. б) Занятия в группе ЛФК. б) По расписанию. б) Выполнять вдох и выдох из более анатомически выгодных исходных положений.
в) Профилактика простудных заболеваний. в) Оздоровительная тренировка на тренажерах. в) По расписанию. в) Удлинить и активизировать выдох.
  г) Оздоровительное плавание. г) 2 - 3 раза в неделю.  
Сердечно-сосудистая. Нормализация функционального состояния центральной, вегетативной и нервной систем. Тренировка сердечной мышцы и экономизация ее деятельности. Адаптация сердечно-сосудистой системы к нарастающим физическим нагрузкам. Занятия в группе ЛФК. По расписанию. Сочетание ОРУ и дыхательных упражнений (1:1, 1:2, 1:3)
Оздоровительная тренировка на тренажерах. По расписанию. Ежеурочная пульсометрия
Прогулки на свежем воздухе. Ежедневно.
Самостоятельные занятия под контролем родителей Ежедневно.
Опорно-двигательный аппарат. Укрепление мышечного корсета и связочно-сухожильного аппарата. УТГ. Занятие в группе ЛФК. Оздоровительная тренировка на тренажерах. Ежедневно. Сон на полужесткой постели. Выполнение ЛФК в положении лежа.

Носить исключительно рациональную обувь.

Коррекция неправильного положения туловища. Корригирующая гимнастика. По расписанию.
Предупреждение дефектов осанки. Оздоровительное плавание. 2-3 раза в неделю.
Выработка стереотипа правильно осанки Само-массаж. На занятиях.
Органы пищеварения. Нормализация моторно-секреторной функции пищеварения. Предупреждение застойных явлений в органах брюшной полости. Улучшение трофики и кровообращения, создание оптимальных условий для оттока желчи. УТГ. Занятия в оздоровительной группе ЛФК. Ежедневно. Сочетание специальных упражнений с дыхательной гимнастикой. Релаксация. Соблюдение режима питания.
Оздоровительная тренировка на тренажерах. По расписанию.
Оздоровительное плавание. 2-3 раза в неделю.
Органы зрения. Общее укрепление организма. Улучшение кровоснабжения глаза. Укрепление склеры. УТГ. Занятия в группе ЛФК. Ежедневно. Упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие. Исключить упражнения со статическим напряжением мышц.
Оздоровительная тренировка на тренажерах. По расписанию.
Оздоровительное плавание. 2-3 раза в неделю.

Тематическое планирование раздела "Теоретические сведения".

Наименование раздела Дата
1. Правила безопасности на занятиях ЛФК. Оказание первой помощи при травме нижних и верхних конечностей сентябрь
2. Опорно-двигательный аппарат и его значение. Осанка -показатель физического здоровья сентябрь
3. Органы дыхания. Значение правильного дыхания для здоровья. Правила дыхания октябрь
4. Закаливание и его влияние на организм. Правила закаливания октябрь
5. Органы зрения. Профилактика утомления, связанного с учебной деятельностью ноябрь
6. Соблюдение режима дня. Утренняя гигиеническая гимнастика. Правила ее составления декабрь
7. О здоровом образе жизни, его значение для человека по сравнению с нездоровым образом жизни январь
8. Оказание доврачебной помощи при травмах: ушибах, вывихах, растяжениях связок, переломах февраль
9. Искусственное дыхание. Первая помощь при попадании различных предметов в дыхательные пути, пищевод, ухо, нос март
10. Значение физической культуры в жизни современного человека апрель
11. Первая помощь при укусах насекомых, отравлениях, ожогах, солнечном, тепловом ударах май

Представленная программа была создана и апробирована в целях обновления содержания и форм оздоровительной работы, привлечения внимания педагогов и родителей к вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Программа по лечебной физкультуре способствовала укреплению здоровья учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, а также помогла реализовать региональную программу, направленную на профилактику соматических заболеваний, алкоголизма, наркомании, табакокурения.

Использованная литература:

  1. "Лечебно-физическая культура": Справочник./ под ред. проф. Епифанова - М., 1987.
  2. Вайнбаум Я.С. "Гигиена физического воспитания". - М., 2005.
  3. Концептуальные основы здорового образа жизни в детской и подростковой среде. Вестник образования.

Приложение 1.

Приложение 2.