Развитие и становление школьной системы здравоохранения, ее профилактическая направленность определили особую роль средств физической культуры в профилактике и лечении ряда заболеваний и повреждений. Лечебная физическая культура - составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией.
Средства лечебной физической культуры - физические упражнения, закаливание, массаж, трудовые процессы, организация всего двигательного режима школьников, стали неотъемлемыми компонентами здоровьесберегающего пространства в школе.
Понятие "Здоровье сберегающие технологии" давно уже на слуху у медиков, учителей, руководителей образовательных учреждений. Почти каждое образовательное учреждение использует в образовательном процессе ту или иную здоровье сберегающую технологию. Тем не менее, здоровье детей школьного возраста, к сожалению, не становится лучше. Поэтому такое важное значение имеет медицинская профилактика непосредственно в школе. Изучив все формы профилактической работы, руководство школы остановилось на открытии кабинета лечебной физкультуры для занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе. Основной целью создания СМГ поставили: содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма, повышению физической активности органов и систем, ослабленных болезнью, повышение физической и умственной работоспособности, освоение двигательных умений и навыков, предусмотренных программой.
Имея сертификат, дающий право на занятия в группах ЛФК, на протяжении восьми лет я работаю с ребятами, отнесенными к специальной медицинской группе. Работая с этой категорией школьников, я разработала и апробировала программу по лечебной физкультуре.
Цели и задачи программы.
Оздоровительные задачи:
- охрана жизни и укрепления здоровья;
- укрепление связочно-суставного аппарата;
- совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- способствовать правильному функционированию внутренних органов;
- увеличение жизненной емкости легких;
- совершенствование деятельности ЦНС.
Образовательные задачи:
- формирование двигательных навыков и умений;
- развитие физических качеств (ловкость, гибкость, равновесие, выносливость);
- привитие навыков гигиены;
- сообщать знания, связанные с физическим воспитанием: о пользе занятий ЛФК, о значении и технике физических упражнений, методике их проведения;
- знания о явлениях природы, общественной жизни.
Воспитательные задачи:
- воспитание положительных черт характера: организованность, дисциплинированность, скромность;
- формирование нравственных качеств: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость в преодоление трудностей, выдержка;
- воспитывать самостоятельность, сообразительность, находчивость.
Организация и контроль учебного процесса.
Нагрузка на занятиях ЛФК осуществляется с учетом возраста школьников, показателей их физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.
Курс включает в себя 15 - 20 занятий, которые проводятся 2 раза в год. Занятия ЛФК включают в себя три периода:
1. Вводный период проводится в виде тестирования. По его итогам получаем оценку функционального состояния организма ребенка.
2. Основной период включает в себя:
- упражнения по совершенствованию дыхания;
- общеразвивающие упражнения;
- корригирующие упражнения;
- тренировки мышечной дыхательной и сердечно - сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим её возрастанием.
3. Заключительный период, в ходе которого осуществляется дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения общих развивающих упражнений и индивидуальных комплексов специальных упражнений. На этом этапе подводятся итоги всех занятий, даются рекомендации для самостоятельных занятий.
Оценка и контроль функционального состояния организма учащихся проводится с использованием следующих тестовых упражнений:
1. Функциональное состояние сердечнососудистой системы определяется пробой Мартинэ (20 приседаний)
2. Оценка функционального состояния внешнего дыхания определяется спирометрией
3. Оценка состояния нервно-мышечной системы определяется способностью сохранять равновесие в положении "стоя на одной ноге, руки в стороны, глаза закрыты" (упражнение "цапля"). При этом любое движение считается потерей равновесия. Фиксируется время до потери равновесия.
4. Оценка силы мышц - сгибателей туловища определяется, количеством подъемов ног за 10 сек. в положении лежа на спине. Прямые ноги поднимаются до угла 45 и опускаются до касания ковра.
5. Оценка мышц - сгибателей туловища определяется временем, проведенным испытуемым в положении "лежа на животе, руки вытянуты вперед". Руки и грудь не касаются ковра (упражнение "лодочка").
6. Оценка силы мышц верхнего плечевого пояса определяется, количеством сгибателей рук в упоре лежа за 10 сек.
7. Оценка подвижности тазобедренных суставов и позвоночника определяется в сантиметрах, в упражнении испытуемый делает глубокий наклон в положении "сидя на полу, ноги на ширине плеч", руками касаясь сантиметровой ленты.
Тесты для выявления изменений функционального состояния организма.
- Проба Мартине
- Спирометрия
- "Цапля"
- Поднимание ног в положении лежа
- "Лодочка"
- Отжимание от пола в упоре лежа или на коленях
- "Складка"
Нормы оценок.
Оценивание осуществляю:
- По основным знаниям;
- По технике владения двигательными действиями (в зависимости заболевания);
- По уровню физической подготовленности (с учетом заболевания);
- По посещаемости.
Оценка "пять": двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко, четко.
Оценка "четыре": двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко.
Оценка "три": двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению
Оценка "два": двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.
Программы занятий по лечебной физической культуре
Патология. | Целевая установка. | Формы и средства ЛФК. | Дозировка. | Методические указания. |
Бронхо-легочная. | а) Укрепление дыхательной мускулатуры. | а) Утренняя гигиеническая гимнастика. | а) Ежедневно. | а) Чередование ОРУ с дыхательными упражнениями. |
б) Подавление патологических стереотипов дыхания. | б) Занятия в группе ЛФК. | б) По расписанию. | б) Выполнять вдох и выдох из более анатомически выгодных исходных положений. | |
в) Профилактика простудных заболеваний. | в) Оздоровительная тренировка на тренажерах. | в) По расписанию. | в) Удлинить и активизировать выдох. | |
г) Оздоровительное плавание. | г) 2 - 3 раза в неделю. | |||
Сердечно-сосудистая. | Нормализация функционального состояния центральной, вегетативной и нервной систем. Тренировка сердечной мышцы и экономизация ее деятельности. Адаптация сердечно-сосудистой системы к нарастающим физическим нагрузкам. | Занятия в группе ЛФК. | По расписанию. | Сочетание ОРУ и дыхательных упражнений (1:1, 1:2, 1:3) |
Оздоровительная тренировка на тренажерах. | По расписанию. | Ежеурочная пульсометрия | ||
Прогулки на свежем воздухе. | Ежедневно. | |||
Самостоятельные занятия под контролем родителей | Ежедневно. | |||
Опорно-двигательный аппарат. | Укрепление мышечного корсета и связочно-сухожильного аппарата. | УТГ. Занятие в группе ЛФК. Оздоровительная тренировка на тренажерах. | Ежедневно. | Сон на полужесткой постели.
Выполнение ЛФК в положении лежа. Носить исключительно рациональную обувь. |
Коррекция неправильного положения туловища. | Корригирующая гимнастика. | По расписанию. | ||
Предупреждение дефектов осанки. | Оздоровительное плавание. | 2-3 раза в неделю. | ||
Выработка стереотипа правильно осанки | Само-массаж. | На занятиях. | ||
Органы пищеварения. | Нормализация моторно-секреторной функции пищеварения. Предупреждение застойных явлений в органах брюшной полости. Улучшение трофики и кровообращения, создание оптимальных условий для оттока желчи. | УТГ. Занятия в оздоровительной группе ЛФК. | Ежедневно. | Сочетание специальных упражнений с дыхательной гимнастикой. Релаксация. Соблюдение режима питания. |
Оздоровительная тренировка на тренажерах. | По расписанию. | |||
Оздоровительное плавание. | 2-3 раза в неделю. | |||
Органы зрения. | Общее укрепление организма. Улучшение кровоснабжения глаза. Укрепление склеры. | УТГ. Занятия в группе ЛФК. | Ежедневно. | Упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие. Исключить упражнения со статическим напряжением мышц. |
Оздоровительная тренировка на тренажерах. | По расписанию. | |||
Оздоровительное плавание. | 2-3 раза в неделю. |
Тематическое планирование раздела "Теоретические сведения".
№ | Наименование раздела | Дата |
1. | Правила безопасности на занятиях ЛФК. Оказание первой помощи при травме нижних и верхних конечностей | сентябрь |
2. | Опорно-двигательный аппарат и его значение. Осанка -показатель физического здоровья | сентябрь |
3. | Органы дыхания. Значение правильного дыхания для здоровья. Правила дыхания | октябрь |
4. | Закаливание и его влияние на организм. Правила закаливания | октябрь |
5. | Органы зрения. Профилактика утомления, связанного с учебной деятельностью | ноябрь |
6. | Соблюдение режима дня. Утренняя гигиеническая гимнастика. Правила ее составления | декабрь |
7. | О здоровом образе жизни, его значение для человека по сравнению с нездоровым образом жизни | январь |
8. | Оказание доврачебной помощи при травмах: ушибах, вывихах, растяжениях связок, переломах | февраль |
9. | Искусственное дыхание. Первая помощь при попадании различных предметов в дыхательные пути, пищевод, ухо, нос | март |
10. | Значение физической культуры в жизни современного человека | апрель |
11. | Первая помощь при укусах насекомых, отравлениях, ожогах, солнечном, тепловом ударах | май |
Представленная программа была создана и апробирована в целях обновления содержания и форм оздоровительной работы, привлечения внимания педагогов и родителей к вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Программа по лечебной физкультуре способствовала укреплению здоровья учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, а также помогла реализовать региональную программу, направленную на профилактику соматических заболеваний, алкоголизма, наркомании, табакокурения.
Использованная литература:
- "Лечебно-физическая культура": Справочник./ под ред. проф. Епифанова - М., 1987.
- Вайнбаум Я.С. "Гигиена физического воспитания". - М., 2005.
- Концептуальные основы здорового образа жизни в детской и подростковой среде. Вестник образования.