Цели урока:
- Выработка умений и навыков применения тригонометрических формул для упрощения тригонометрических выражений.
- Реализация принципа деятельностного подхода в обучении учащихся, развитие коммуникабельности и толерантности учащихся, умения слушать и слышать других и высказывать своё мнение.
- Повышение интереса учащихся к математике.
Тип урока: тренировочный.
Вид урока: урок отработки навыков и умений.
Форма обучения: групповая.
Тип групп: группа, сидящая вместе. Ученики разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимые учащиеся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Оборудование: доска; мел; таблица «Тригонометр»; маршрутные листы; карточки с буквами (А, В, С.) для выполнения теста; таблички с названиями экипажей; оценочные листы; таблицы с названиями этапов пути; магниты, мультимедийный комплекс.
Ход урока
Ученики сидят по группам: 4 группы по 5-6 человек. Каждая группа – это экипаж машины с названиями, соответствующими названиям тригонометрических функций, во главе с рулевым. Каждому экипажу выдаётся маршрутный лист и определяется цель: пройти заданный маршрут успешно, без ошибок. Урок сопровождается презентацией.
I. Организационный момент.
Учитель сообщает тему урока, цель урока, ход урока, план работы групп, роль рулевых.
Вступительное слово учителя:
– Ребята! Запишите число и тему урока: «Тригонометрические функции числового аргумента».
Сегодня на уроке мы буде учиться:
- Вычислять значения тригонометрических функций;
- Упрощать тригонометрические выражения.
Для этого нужно знать:
- Определения тригонометрических функций
- Тригонометрические соотношения (формулы).
Известно давно, что одна голова хорошо, а две лучше, поэтому вы сегодня работаете в группах. Известно также, что дорогу осилит идущий. Но мы живём в век скоростей и время дорого, а значит можно сказать так: «Дорогу осилит едущий», поэтому сегодня урок у нас пройдёт в виде игры «Математическое ралли». Каждая группа – это экипаж машины, во главе с рулевым.
Цель игры:
- успешно пройти маршрут каждому экипажу;
- выявить чемпионов ралли.
Название экипажей соответствует марке машины, на которой вы совершаете пробег.
Представляются экипажи и их рулевые:
- Экипаж – «синус»
- Экипаж – «косинус»
- Экипаж – «тангенс»
- Экипаж – «котангенс»
Девиз гонки: «Торопись медленно!»
Вам предстоит совершить пробег по «математической местности» со множеством препятствий.
Маршрутные листы каждому экипажу выданы. Преодолеть препятствия смогут экипажи, которые знают определения и тригонометрические формулы.
Во время пробега каждый рулевой руководит экипажем, помогая, и оценивая вклад каждого члена экипажа в преодоление маршрута в виде «плюсов» и «минусов» в оценочном листе. За каждый правильный ответ группа получает «+», неправильный «-».
Вам предстоит преодолеть следующие этапы пути:
I этап. ПДД (правила дорожного движения).
II этап. Техосмотр.
III этап. Гонка по пересечённой местности.
IV этап. Внезапная остановка – авария.
V этап. Привал.
VI этап. Финиш.
VII этап. Итоги.
И так в путь!
I этап. ПДД (правила дорожного движения).
1) В каждом экипаже рулевые раздают каждому члену экипажа билеты с теоретическими вопросами:
- Расскажите определение синуса числа t и его знаки по четвертям.
- Расскажите определение косинуса числа t и его знаки по четвертям.
- Назовите наименьшее и наибольшее значения sin t и cos t.
- Расскажите определение тангенса числа t и его знаки по четвертям.
- Расскажите определение котангенса числа t и его знаки по четвертям.
- Расскажите, как найти значение функции sin t по известному числу t.
2) Соберите «рассыпавшиеся» формулы. На тайной доске таблица (см. ниже). Экипажи должны привести в соответствие формулы. Ответ каждая команда записывает на доске в виде строки соответствующих букв (парами).
а | tg2t + 1 | е | 1 |
в | tg t | ж | cos t / sin t, t ≠ к, кZ. |
д | sin2t + cos2t | и | 1/ sin2t, t ≠ к, кZ. |
ё | ctg t | к | 1, t ≠ к / 2, кZ. |
з | 1 + ctg2t | г | sin t /cos t, t ≠ /2 + к, кZ. |
й | tg t ∙ctg t | б | 1/ cos2t, t ≠ /2 + к, кZ. |
Ответ: аб, вг, де, ёж, зи, йк.
II этап. Техосмотр.
Устная работа: тест.
На тайной доске написано: задание: упростить выражение.
Рядом записаны варианты ответов. Экипажи определяют правильные ответы за 1 мин. и поднимают соответствующий набор букв.
№ | Выражение | Варианты ответов | ||
А | В | С | ||
1. | 1 – cos2t | cos2t | - sin2t | sin2t |
2. | sin2t – 1 | cos2t | - cos2t | 2 cos2t |
3. | (cos t – 1)(1+ cos t) | -sin2t | (1+ cos t)2 | (cos t – 1)2 |
Ответ: С В А.
III этап. Гонка по пересечённой местности.
3 минуты экипажам на совещание по решению задания, а далее представители экипажей пишут решение на доске. Когда представители экипажей закончат записывать решение первого задания, все ученики (вместе с учителем) проверяют правильность и рациональность решений и записывают в тетрадь. Рулевые оценивают вклад каждого члена экипажа знаками « + » и « – » в оценочных листах.
Задания из учебника:
- Экипаж – «синус»: № 118 г;
- Экипаж – «косинус»: № 122 а;
- Экипаж – «тангенс»: № 123 г;
- Экипаж – «котангенс»: № 125 г.
IV этап. Внезапная остановка – авария.
– Ваш автомобиль сломался. Необходимо устранить неисправность вашего автомобиля.
Для каждого экипажа приведены высказывания, но в них допущены ошибки. Найдите эти ошибки и объясните, почему они были допущены. В высказываниях используются тригонометрические функции, соответствующие маркам ваших машин.
- Экипаж – «синус». Если 0< t </2, то sin t >0, а sin(4 + t) < 0. (Ответ: sin(4 + t) > 0).
- Экипаж – «косинус». Если cos (- t) = 3/5, то cos t = – 3/5. (Ответ: cos t = 3/5)
- Экипаж – «тангенс». Если tg t = 3/4, то tg(t – 4) = -3/4. (Ответ: tg(t – 4) = 3/4)
- Экипаж – «котангенс». Если cos t = 0, то ctg(t + ) = 1. (Ответ: ctg(t + ) = 0).
V этап. Привал.
Вы устали и должны отдохнуть. Пока экипаж отдыхает рулевые подводят предварительные итоги: считают «плюсы» и «минусы» у членов экипажа и в целом у экипажа.
Для учеников:
3 и более «+» – оценка «5»;
2 «+» – оценка «4»;
1 «+» – оценка «3».
Для экипажей: «+» и «-» взаимно уничтожаются. Считаются только оставшиеся знаки.
Отгадайте шараду.
Из чисел вы мой первый слог возьмите,
Второй – из слова «гордецы».
А третьим лошадей вы погоните,
Четвёртым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый,
Последней буквой в алфавите является шестой,
А если отгадаешь ты всё верно,
То в математике раздел получишь ты такой.
(Три-го-но-ме-три-я)
Слово «тригонометрия» (от греческих слов «тригонон» – треугольник и «метрео» – измеряю) означает «измерение треугольников». Возникновение тригонометрии связано с развитием географии и астрономии – науки о движении небесных тел, о строении и развитии Вселенной.
В результате произведённых астрономических наблюдений возникла необходимость определения положения светил, вычисления расстояний и углов. Так как некоторые расстояния, например, от Земли до других планет, нельзя было измерить непосредственно, то учёные стали разрабатывать приёмы нахождения взаимосвязей между сторонами и углами треугольника, у которого две вершины расположены на земле, а третью представляет планета или звезда. Такие соотношения можно вывести, изучая различные треугольники и их свойства. Вот почему астрономические вычисления привели к решению (т. е. нахождению элементов) треугольника. Этим и занимается тригонометрия.
Зачатки тригонометрии были обнаружены в древнем Вавилоне. Вавилонские учёные умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Некоторые сведения тригонометрического характера встречаются в старинных памятниках других народов древности.
VI этап. Финиш.
Чтобы успешно пересечь линию финиша осталось поднапрячься и совершить «рывок». Очень важно в тригонометрии уметь быстро определять значения sin t, cost, tgt, ctg t, где 0 ≤ t ≤ . Учебники закрыть.
Экипажи поочерёдно называют значения функций sin t, cost, tgt, ctg t , если:
- t = /6. ().
- t = /4. (1, 1.)
- t = /3. ().
- t = /2. (1; 0; нет; 0).
VII этап. Итоги.
Итоги игры.
Рулевые сдают оценочные листы. Определяется экипаж, ставший чемпионом «Математического ралли» и характеризуется работа остальных групп. Далее называются фамилии тех, кто получил оценки «5» и «4».
Итоги урока.
– Ребята! Чему вы сегодня научились на уроке? (упрощать тригонометрические выражения; находить значения тригонометрических функций). А что для этого нужно знать?
- определения и свойства sin t, cos t, tg t, ctg t;
- соотношения, связывающие значения различных тригонометрических функций;
- знаки тригонометрических функций по четвертям числовой окружности.
- значения тригонометрических функций первой четверти числовой окружности.
– Я думаю, что вы поняли, что формулы нужно хорошо знать, чтобы их правильно применять. Вы также поняли, что тригонометрия очень важная часть математики, так как она применяется в других науках: астрономии, географии, физике и др.
Домашнее задание:
- для учеников получивших «5» и «4»: §6, №128а, 130а, 134а.
- для остальных учеников: §6, №119г, №120г, №121г.