Цели:
метапредметные:
- регулятивные УУД:
Предметные: обобщить и систематизировать знания по сложноподчинённым предложениям, закрепить навык постановки запятой в СПП. Развивать умение анализировать и систематизировать учебный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель.
Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.
И везде у нас порядок: в голове и на столе.
Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмём.
И с хорошим настроеньем мы сейчас урок начнём.
– Много уроков мы посвятили теме «Сложноподчинённые предложения». На каждый вид придаточного был отдельный урок. Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке? Пришла пора какому уроку? Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего занятия? (тему урока формулирует учащийся: обобщить изученный материал по теме «Сложноподчинённые предложения»)
– Скажите, какие знания и умения вам пригодятся? (знания о СПП, умение находить в тексте СПП, определять основу предложения, строить схемы…)
– На этом уроке я не буду спрашивать вас, что такое СПП, чем отличается союз от союзного слова… Вы это должны знать. Покажите мне на этом уроке всё, что вы знаете о СПП. А начнём мы с разминки.
2. Разминка
Задание: из двух простых предложений составить ССП и СПП.
(Учащиеся должны продемонстрировать умение конструировать предложения.)
№ п/п |
Деятельность учителя | Деятельность ученика. | |
ССП. | СПП. | ||
1 | Начало всходить солнце. В лесу стало ещё холоднее. | Начало всходить солнце, и в лесу стало ещё холоднее. | Когда начало всходить солнце, в лесу стало ещё холоднее. |
2 | Станки привезли. Рабочие не спешили их разгружать. | Станки привезли, но рабочие не спешили их разгружать. | Хотя станки привезли, рабочие не спешили их разгружать. |
3 | Мы вернулись из дальнего путешествия. Воспоминания о путешествии надолго сохранятся в моей памяти. | Мы вернулись из дальнего путешествия, и воспоминания о нём надолго сохранятся в моей памяти. | Мы вернулись из дальнего путешествия, так что воспоминания о нём надолго сохранятся в моей памяти. |
4 | Обобщающий вопрос: сравните предложения в колонках. Что общего в строении ССП и СПП? | Вывод ученика: ССП состоят из двух или нескольких простых .Части ССП равноправны. Между частями ССП можно поставить точку. | СПП тоже состоит из нескольких простых, но части СПП неравноправны. Все СПП состоят из главного и придаточного. Между ними нельзя поставить точку. |
В это время «слабые» ученики получают другое задание: распределить предложения на две колонки. Подчеркнуть грамматическую основу. («слабые ученики» должны продемонстрировать умение различать ССП и СПП)
Карточка с заданием. | ССП. | СПП. |
1. Со стола никогда не убирали, и буфет стоял
открытым с утра до вечера. 2. Мы знали, что эту работу трудно выполнить. 3. Среди дня прошёл дождик, и теперь обмытые листья деревьев блестели по-праздничному. 4. Так как лил сильный дождь, мы не могли выйти из палатки. |
1,3 | 2,4 |
3. Тренировочные упражнения
Продолжаем работу и усложняем задание. Мы выяснили, что все СПП состоят из главного и придаточного. Следующее упражнение поможет нам закрепить навык выделения границ главного и придаточного предложений.
Задание: переделайте предложения так, чтобы главное стало придаточным, а придаточное главным.
(Учащиеся должны продемонстрировать умение видеть границы простых предложений в составе сложного, видеть главное и придаточное предложения)
Действия учителя. | Действия ученика. |
1. Дача, которую мы сняли на лето, расположена в очень красивом месте. | 1. Мы сняли на лето дачу, которая расположена в очень красивом месте. |
2. В этом парке росли такие цветы, которых я никогда не видел. | 2.Я никогда не видел таких цветов, которые росли в этом парке. |
3. Нашей прогулке едва не помешал дождь, который начал накрапывать. | 3. Начал накрапывать дождь, который едва не помешал нашей прогулке. |
4. Зрелище, которое я увидел, поразило меня. | 4. Я увидел зрелище, которое поразило меня. |
Обобщающий вопрос: проследите, как меняется смысл предложения. | Ответы учеников. |
4. Схематический диктант
Цель: проверить умение видеть структуру СПП, место придаточного по отношению к главному. Доска делится на 3 части. Учитель читает предложение, ученик составляет схему предложения и вписывает в одну из колонок.
(Учащиеся должны продемонстрировать умение видеть структуру СПП, видеть место придаточного по отношению к главному предложению)
Действия учителя | Действия ученика | ||
Придаточное в начале | Придаточное в середине | Придаточное в конце | |
1. Когда солнце поднимается над лугами, я невольно
улыбаюсь от радости. 2. Лес, где было много грибов, находился недалеко от деревни. 3. Справа поднимались крутые горы, с которых не раз скатывались снежные лавины. 4. Мы должны были знать точно, где он живёт. 5. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. 6. Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. |
1. (Когда…),[…]
5. (Если…),[…] |
2. […, (где…)…] 6. […, (как…),…] |
3. [….], (с которых…) 4. […], где (…) |
Обобщающий вопрос: каково место придаточного предложения по отношению к главному у всех СПП? | Ответ ученика: придаточное предложение может стоять перед главным, после главного и внутри главного предложения. |
5. Типы связи придаточных предложений с главным.
До этого момента мы говорили о СПП с одним придаточным. Но мы знаем, что в СПП может быть два, три и больше придаточных.
– Какие вы знаете виды СПП с несколькими придаточными? (Два вида: 1) все придаточные присоединены непосредственно к главному. 2) первое присоединено к главному, второе – к первому придаточному и т.д.)
– Какие вы знаете типы связи придаточных частей с главной? (3 типа связи: последовательное подчинение, однородное и неоднородное (параллельное) соподчинение)
Задание: найдите и выпишите СПП с последовательным подчинением придаточных. Составьте схему. Текст показан через презентацию.
(Учащиеся должны продемонстрировать умение видеть способы связи придаточных предложений с главной частью)
Слайд 1 | Ответ ученика. |
В одну минуту дорога вздулась, как река. При свете
молний Петя увидел потоки воды, кипящие вокруг него и сбивающие с
ног. Нечего было и думать идти дальше. Петя побежал по колено в воде
назад к станции, крестясь каждый раз, когда вспыхивала совсем близко
молния и сейчас же за ней с пироксилиновым шорохом сыпались сухие
обломки грома. И только провалившись в канаву, полную воды, Петя
вдруг понял, что это именно та самая гроза, тот самый ливень,
которых с такой надеждой ожидало семейство Бачей. Вокруг бушевала
не просто вода, а именно та самая вода, которая должна вдоволь
напоить сад, наполнить высохшую цистерну и спасти семейство Бачей от
разорения. |
Петя вдруг понял, что это именно та самая гроза, тот самый ливень, которых с такой надеждой ожидало семейство Бачей. |
Задание: найдите и выпишите СПП с однородными придаточными. Составьте схему.
Слайд 2 | Ответ ученика. |
Спустившись в овраг, медведь напился из ручья,
поднялся на другую сторону и вдруг почуял запах дыма и услышал
человеческие голоса. Потихоньку он пошёл на дым и скоро вышел к
поляне, на которой ярко горел костёр, стояли две палатки и паслись
стреноженные лошади. Это была научная экспедиция, но Тедди, конечно
же, не знал этого и в величайшем изумлении присел, чтобы получше
рассмотреть. (Ю. Казаков) |
Потихоньку он пошёл на дым и скоро вышел к поляне, на которой ярко горел костёр, стояли две палатки и паслись стреноженные лошади. |
Задание: найдите и выпишите СПП с параллельным (неоднородным ) подчинением придаточным.
Слайд 3 | Ответ ученика. |
Про обезьянку Марию Ивановну отец написал маленький
рассказ. Могу добавить, что назвал он её так, чтобы досадить одной
неприятной даме, которая , рассердившись, перестала посещать наш
дом, и таким образом цель была достигнута.
Я помню Марию Ивановну баюкающей щенка. Она держала его головой
вниз и нежно прижимала торчащий верх хвостик к своей мордочке. Щенок
отчаянно визжал, но подойти к обезьянке в эти минуты было
невозможно. Это поведение навело отца на мысль, что у неё кто-то,
наверное, отнял детёныша. Чтобы отвлечь её от щенка, я отдавала
Марии Ивановне все свои игрушки, которые она немедленно превращала в
груду мусора. |
Чтобы отвлечь её от щенка, я отдавала Марии Ивановне все свои игрушки, которые она немедленно превращала в груду мусора. |
6. Систематизация изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»
Основной приём – заполнение таблицы. У каждого на столе лежит частично заполненная таблица. Задание: заполнить всю таблицу.
(Учащиеся должны продемонстрировать знания о средствах связи главного предложения с придаточным, знание , на какой вопрос отвечает каждое придаточное, умение различать союз от союзного слова)
Вид придаточного | Вопрос | Средство связи главного предложения с придаточным |
Определительные. | ||
Изъяснительные. | ||
Степени и образа действия. | ||
Сравнительные. | ||
Места. | ||
Времени. | ||
Цели. | ||
Причины. | ||
Следствия. | ||
Условия. | ||
Уступки. |
В конце работы должна получиться следующая таблица:
Вид придаточного | Вопрос | Средство связи главного предложения с придаточным |
Определительные. | Какой? | Только союзными словами: который, что, где, куда, когда, откуда, чей. |
Изъяснительные. | Падежные вопросы. | Союзами: что, как, будто, чтобы, ли, как бы не. союзными словами: когда, куда, сколько, что. |
Степени и образа действия. | В какой степени? Как? Каким образом? | Союзами: что, чтобы, будто, как будто, словно,
точно. Союзными словами: |
Сравнительные. | Как? | Только союзами: будто, как, как будто, словно, точно, подобно тому как |
Места. | Где? Куда? Откуда? | Только союзными словами: где, куда, откуда. |
Времени. | Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | Только союзами: когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор как. |
Цели. | Зачем? С какой целью? | Только союзами: Чтобы, для того чтобы, затем чтобы. |
Причины. | Почему? Отчего? | Только союзами: Ибо, потому что, так как, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что. |
Следствия. | - | Только союзом Так что. |
Условия. | При каком условии? | Только союзами: Когда, если, коли, ежели, раз. |
Уступки. | Несмотря на что? | Союзами: хотя, несмотря на то что, пускай, даром что. Союзными словами: |
7. Работа с текстом
Я предлагаю вам текст для анализа, в котором вы можете показать все свои знания по теме «Сложноподчинённое предложение»
(Учащиеся должны продемонстрировать умение находить в тексте СПП, умение отличать главное предложение от придаточного, определять вид придаточного, видеть средства связи, уметь отличать союз от союзного слова, продемонстрировать умения переконструировать предложения из простого осложнённого в СПП, а также умение прямую речь переконструировать в косвенную, чтобы получилось СПП с придаточным изъяснительным)
Текст для анализа.
(1)Ещё в детстве я любил смотреть на весёлых быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро проносились надо мною в небе.
(2)Между собою ласточки живут в большой дружбе, никогда не ссорятся, никогда не мешают друг дружке строить свои гнёзда. (3)Если в гнездо заберётся нахальный воробей, птицы беспокойно вьются вокруг своего домика. (4 )А когда им не удаётся выгнать незваного жильца, ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое.
(5)Люди издавна с любовью относились к этим милым птицам, поэтому дали им ласкательное имя.
(6)Можно наблюдать летом в небе чёрных стрижей, которые всю жизнь проводят в воздухе и на землю не садятся. (7)Если пойманного стрижа посадить на голую землю, он не сможет взлететь, потому что на своих коротеньких лапках птица не умеет ходить по земле. (8)Обычно стрижи живут на высоких церковных колокольнях, под карнизами каменных домов. (9)Чтобы взлететь, стриж падает в воздух из своего гнезда или высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и стремительно летит.
Задания:
1. Какой вид придаточного предложения вам НЕ встретился в данном тексте? (Изъяснительное.)
2. Найдите предложение по схеме: (если…), [– =] (предложение 3)
3. Выпишите предложение с неоднородным подчинением. (предложение 7)
4. Найдите предложение с придаточным определительным. Замените придаточное определительное причастным оборотом.
((1)Ещё в детстве я любил смотреть на весёлых быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро проносились надо мною в небе. – Ещё в детстве я любил смотреть на весёлых быстрокрылых ласточек, легко и быстро проносящихся надо мною в небе.)
5. Найдите СПП с придаточным времени. Поменяйте местами придаточное и главное предложения.
((4)А когда им не удаётся выгнать незваного жильца, ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое. – ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое, когда им не удаётся выгнать незваного жильца.)
6. Найдите СПП с придаточным цели. Составьте схему данного предложения.(предложение 6)
7. Чем является слово «который» в предложении № 6? (союзным словом)
8. Выпишите номера СПП , в которых придаточная часть присоединена к главному при помощи союзного слова. (предложения 1 и 6)
9. укажите верное утверждение:
(6) Можно наблюдать летом в небе чёрных стрижей, которые всю жизнь проводят в воздухе и на землю не садятся.
А) запятая перед союзом И нужна, потому что она разделяет части СПП.
Б) запятая перед союзом И нужна, потому что перед И всегда ставится запятая.
В) запятая перед союзом И не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены
предложения.
Г) запятая перед союзом И не нужна, потому что при простых предложениях есть
общий член предложения.
8. Подведение итогов урока