Цикл занятий по воспитанию нравственных качеств детей через художественную литературу

Разделы: Работа с дошкольниками, Внеклассная работа


Занятие 1
по басне «Лебедь, рак и щука»

Цель: посредством басни учить детей думать над проблемами повседневной жизни; воспитывать умение договариваться между собой, помогать друг другу; извлекать нравственный урок: когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

1. Предложить детям послушать басню.

Почему лебедь рвется в облака? Рак пятится назад, а щука тянет в воду? Что им нужно делать, чтобы довести воз?

2. Игра «Друзья учат друг друга»

Чему лебедь может научить рака и щуку и наоборот. Например: лебедь может научить рака и щуку грациозно плавать по воде, быть гибким. Рак может научить цепкости, умению ходить по льду. Щука умению быстро плавать, быть подвижной.

3. Игра «Друзья познаются в беде»

Дети обыгрывают ситуации: щука попалась в сети рыбаков. Она стала звать на помощь своих друзей. Лебедь отвлек рыбаков, а рак перекусил сеть клешнями. Нарисовать рисунки.

4. «Умей договориться»

  • Лебедь, рак и щука отправились в путешествие. Как им удобнее путешествовать?
  • Лебедь, рак и щука идут в гости к лягушке, им нужно подарить какой-то один подарок. Как им договориться, что им дарить?

Занятие 2
по сказке «Теремок»

Цель: учить детей справедливому и внимательному отношению к людям; воспитывать умение быть вежливым, терпеливым, усвоить нравственный урок «В тесноте, да не в обиде».

1. Загадка:

В чистом поле стоит дом
Очень много жильцов в нем
Там и мышка, и лягушка,
Зайчик, и лиса хитрушка
Всем им весело живется
Как же этот дом зовется? (Теремок)

2. Объясните, почему у каждой зверушки есть своя кличка: «Мышка-норушка», «Лягушка-квакушка», «Зайчик-побегайчик», «Лисичка-сестричка», «Волчок серый бочок».

3. Как сделать, чтобы все звери поместились? Каким должен быть теремок? Из какого материала? Или сколько там должно быть этажей?

4. Нарисуйте свой вариант теремка.

5. Игра «Добрый теремок»

Дети получают карточки с изображениями разных животных, птиц, насекомых. Два ребенка выходят в центр и, соединив руки, делают теремок. Третий ребенок становится за ними. Это хозяин теремка. Воспитатель дотрагивается кого-либо из детей и этот ребенок от имени того, кто ему достался на карточке, должен вежливо попроситься в теремок и объяснить, почему он хочет туда попасть. Например: «Здравствуйте, я белочка Рыжий хвост. В дерево, где находится мое дупло, попала молния, дерево сгорела и мне негде жить». Хозяин теремка тоже вежливо должен пригласить белочку в дом. Игра продолжается до тех пор, пока в теремок не попадут все дети. Хозяин теремка должен представить друг другу всех своих гостей.

Занятие 3
по притчам Н.Л.Толстого «Старик сажал яблони», «Дед и внук»

Цель: учит детей понимать нравственный урок: «добрый человек добру и учит», воспитывать гуманные чувства, уважение к взрослым, почитание стариков, проявлять заботу и внимание.

1. Чтение притчи.

2. Беседа с детьми: какие добрые дела сделал ты? Можно ли смеяться над старостью?

3. Что вы скажете о внуке: какой он? (Подбор определений)

4. Объяснение пословиц «Старый, что младый», «Не смейся чужой беде – своя на греде».

5. Чему можно учиться у старых людей? Надо ли помогать старикам и почему? Чем можно помочь?

6. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Дети делятся на две команды. Одна называет чего нельзя делать по отношению к пожилым людям, другая называет хорошие поступки, в помощь пожилым. Например: нельзя сидеть в автобусе, если вошел старичок; нужно уступать место и т.п.

Занятие 4
по рассказам Л.Н.Толстого «Чашка», «Лгун»

Цель: формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, воспитывать честность, правдивость, понимание нравственного урока: «правда светлее солнца».

1. Чтение рассказов.

2. Чем похожи два рассказа? Какой мальчик из двух рассказов вам больше нравится и почему?

3. К чему привело вранье мальчика в рассказе «Лгун»?

4. Случалось ли вам лгать, обманывать? Как можно назвать человека, говорящего правду? (правдивый, честный, смелый)

5. Объяснение пословиц «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Правда светлее солнца».

6. Заучивание стихотворения Я.Полонского

Вот те-на! Разбила чашку!
На кого бы мне солгать –
На Валерку иль на Машку?
Или просто убежать?
Лгать, хитрить да запираться –
Это плохо, говорят
Нет уж, лучше нам признаться
Пусть немного побранят.

7. Игра «Будь смелым»

Детям предлагается назвать честно один из своих плохих поступков. Ребенок, сумевший это сделать, получает фишку.

Занятие 5
по мотивам колыбельных песенок

Цель: формировать нравственные качества в отношениях с близким человеком – мамой. Воспитывать уважение, любовь, заботливые отношения к маме, понимать нравственный урок: мама – слово святое.

1. Прослушивание колыбельной.

2. Что вы чувствуете, когда слышите колыбельные песни? Кто обычно исполняет колыбельные песни и для кого? Как звучат они (ласково, нежно).

3. А какую колыбельную вы придумали бы маме? Что нужно вложить в слова для мамы? (любовь, ласку, нежность)

4. Почему говорят, что мама самое дорогое, что есть у человека.

5. Объяснение пословицы «При солнышке тепло, при матери добро».

6. Всегда ли дети хорошо относятся к маме? В какой сказке дети не слушались маму, и она улетела от них кукушкой? Что нужно делать, чтобы маме было легче, чтобы она редко болела?

7. Игра «Назовите ласковые слова для мамы».

8. Игра «Угадайте, что со мной»

С помощью жестов, мимики, воспитатель выражает то или иное внутренне состояние (радость, грусть, обиду, боль), дети стараются отгадать его. Потом наоборот.

Занятие 6
по английской народной песенке в переводе С.Маршака «Мальчики и девочки»

Цель: развить в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (стремление помочь, уступить место, пропустить вперед); у девочек – скромность, заботу о других. Воспитать уважение друг к другу.

1. Прослушивание песни.

2. Почему о мальчиках говорится, что они сделаны из «колючек, ракушек» и т.д. Почему о девочках в песенке говорится, что они сделаны из «конфет и пирожных».

3. Нравственный урок:

Что кому из нас дано –
Это, право, все равно.
Каждому свое дороже
Важно то, что мы несхожи!

4. Кто вам нравится из девочек (мальчиков) и почему?

5. Какими качествами должны обладать девочки? А мальчики? Кем станут девочки, когда вырастут? А мальчики?

6. Игра «Назовите самые красивые имена мальчиков (девочек)».

7. Игра «Что делать?»

Детям предлагаются ситуации, в которых мальчики должны проявить свои лучшие качества, а девочки свои.

8. Игра «Ласковая цепочка»

Дети садятся в круг близко друг к другу, и взяв соседа (соседку) за руку говорят по цепочке добрые слова. Например: ты такая добрая, ты очень внимательный и т.д.

Занятие 7
по сказке «Колобок»

Цель: учить ребенка ставить себя на место героя сказки; сравнивать и анализировать, помочь усвоить нравственный урок «не верь речам, где меду с лишком, не будь самоуверен слишком»; воспитывать желание помочь; спасти колобка, найти выход из трудной ситуации.

1. Загадка: «Герой какой сказки много раз уходил от преследования и все-таки погиб, поверив ласковым речам?» (Колобок)

2. Пересказ сказки в лицах.

3. Речевая зарядка: с помощью определений составьте представление о колобке (какой он?)

4. Как вы понимаете пословицу «Не верь речам, где меду с лишком, не будь самоуверен слишком!»

5. Предложите варианты спасения колобка.

6. Игра «Добрый колобок»

Всем детям раздаются карточки с названиями животных, птиц, цветов. Кому из них мог помочь колобок:

  • Колобок встретил на лесной дорожке плачущего зайчишку, потерявшего свою маму. Колобок посадил его себе на спину и отнес маме.
  • Колобок увидел, что кто-то придавил цветочку лепестки и расправил их.
  • Колобок увидел, как ёжику тяжело нести грибы, он предложил ёжику помочь.
  • Колобок увидел сломанное деревце и покатился к избушке лесника, который пришел и вылечил деревце.

7. Предложить детям зарисовать эти ситуации и из рисунков детей сделать выставку «Добрый колобок».

Занятие 8
по сказке «Волк и семеро козлят»

Цель: учить детей понимать, что нельзя победить с помощью обмана, зло всегда будет наказано; воспитывать чувство сострадания, желание помочь; усвоить нравственный урок «Захотел волк побыть в овечьей шкуре, да не вышло».

1. Загадка:

Кому принадлежит песенка:
«Козлятушки, ребятушки,
Отворитесь, отопритесь
Ваша мать пришла…» (Козе из сказки «Волк и семеро козлят»)

2. Кому вам больше всего жалко в этой сказке? Как вы относитесь к доверчивости козлят? Как они должны были убедиться, что это мама-коза?

3. Пропойте песенку голосами козы и волка.

4. Почему коза легко перепрыгнула костер, а волку это трудно было сделать? Чем похожи и чем отличаются коза и волк? Коза и козлята?

5. Каким словами можно назвать волка? А почему он злой, как вы думаете? Стал бы волк есть козлят, если бы был сыт?

6. Игра «Комплимент волку»

Один ребенок выбирается волком. Остальные – козлята. Волк стоит в кругу, козлята по кругу. «Волк» подходит по очереди к «козлятам», до кого дотронулся – тот должен сказать волку что-то хорошее. Например: у тебя быстрые, сильные ноги, ты умеешь быстро бегать, ты красивый, у тебя блестящая шерсть и т.д. Выигрывает тот, кто больше сказал волку хорошего.

7. Игра «Обед для волка»

Если бы в лесу была столовая, пошел бы волк есть козлят? А что можно приготовить волку на обед в лесной столовой? Дети придумывают меню, например: жареные грибы, компот из ягод, суп из корешков.

8. Изобразите доброго волка. Зачем он пришел к домику козы? Что он принес в подарок козлятам?