Народные художественные промыслы в России

Разделы: География


Современное название курса “Россия. Население и хозяйство” предполагает повышение роли в его содержании вопросов, связанных с социальной сферой. Важное место в этой сфере занимают народные художественные промыслы. Этот вид искусства непосредственно связан с географическими особенностями района. К сожалению, на уроках остается мало времени для рассказа о русском народном творчестве, поэтому необходимо запланировать заранее резервный урок. Народные художественные промыслы есть во многих районах страны. Они имели и имеют народнохозяйственное значение и занимают определенное место в экспорте страны. Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах. Народные художественные промыслы - важный элемент культуры и быта населения.

Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии и, видимо, нельзя предусмотреть какое-то единое для всех промыслов и районов содержание их характеристики.

Конечно, при этом желательно иметь образцы продукции, которые трудно собрать и еще труднее хранить и сохранять их. В этом случае выручают презентации учащихся. Обычно я делаю вступление, а учащиеся дальше ведут рассказ об этом производстве.

Как уже отмечалось, наибольшее значение эти промыслы имеют в Центральной России. Старинный промысел – гончарство. Еще в середине 17 в. гжельские мастера в Подмосковье изготовляли из местных глин керамические изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. Это была первая русская майолика. Гжель и теперь сохраняет значение главного центра по производству художественной керамики (фарфоровые скульптуры, посуда) и по подготовке кадров в этой области.(Здесь и далее раскрыть презентации)

Всемирную известность имеют художественные прмыслы Центральной России по изготовлению различных лакированных предметов из папье-маше, расписанных красочными миниатюрами – шкатулок, ларцев, блюд, предметов туалета и т.п. Современный центр лаковой живописи – Палех в Ивановской области, В прошлом это был центр владимирско-суздальской иконописи. Многое из иконописной техники перенесено в современную живописную миниатюру. Техника эта очень сложная и трудоемкая, требует большого мастерства: намотанные несколькими слоями на болванку нужной формы картонные полосы зажимают в прессе, пропитывают растительным маслом, просушивают и обрабатывают на токарных станках. Затем полученную шкатулку шлифуют, покрывают лаком, на который в дальнейшем кисточкой наносят рисунок. У этого промысла свой традиционный вид живописи, свое сочетание цветов, свой рисунок и, конечно, своя школа подготовки специалистов.

В церковном зодчестве Центральной России важное место занимали фрески, рельефные изразцы, кресты и иконы. Все это создавали местные умельцы. От них и пошел, возникший в конце 18 в. в г. Ростове - Ярославском, известном своими мастерами и церквами, промысел по изготовлению художественной эмали (финифть). В настоящее время мастера финифти Ростова – Ярославского производят броши, коробки, предметы туалета и другие изделия, которые ценятся не только у нас, но и за рубежом.

Народные художественные промыслы получили развитие и в других районах России.

В Поволжье художественные промыслы распространены главным образом в северной его части - в Заволжье, где мастера росписи и резьбы по дереву издавна расписывали предметы домашнего быта. Развитию росписи и резьбы по дереву способствовали переселившиеся сюда старообрядцы, вместе с которыми приехали и иконописцы. Современный центр художественной резьбы и росписи по дереву – Семеновский район Нижегородской области, где делают хохломские изделия - вазы, мебель, ложки, известные своим растительным орнаментом и техникой золотой окраски.

Волго-Вятская часть Поволжья известна в стране и промыслом народной игрушки. Крестьяне здесь занимались как побочным промыслом изготовлением из ивовых прутьев, лыка, мочала, соснового корня различных хозяйственных вещей (сита, корзинки и т.д.) и игрушек. Центр промысла такой народной игрушки – г. Киров, где изготавливают яркие и красочные дымковские и городецкие глиняные игрушки.

На Северном Кавказе народные художественные промыслы получили наибольшее развитие в Дагестане. Здесь не только на ковровой фабрике, но и кустарным способом изготовляют ковры из местной овечьей шерсти, а также холодное оружие, ювелирные изделия и предметы домашнего обихода из серебра.

Материал о народных художественных промыслах целесообразно включать в географическую характеристику района.

Использование сведений о народных промыслах способствует более прочному запоминанию материала учащимися, повышает интерес к предмету, оживляет урок.