Одно из направлений нашей педагогической деятельности в рамках проекта “Театр исцеляющих и развивающих движений” - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием су-джок терапии в процессе коррекции речи.
О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Су-джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.
Су-джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Мы применяем су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.
Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Цель использования су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг.
Задачи.
- Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
- Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
Пути реализации су-джок терапии в ДОУ.
Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его использованию.
Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии, открытое занятие)
Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
Для реализации задач используем следующие направления
и формы работы:
Для осуществления этих форм работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов су-джок терапии.
Перспективный тематический план.
№ п/п |
Тема. | Этап занятия, этап работы. | Игры, упражнения. |
I. | “Ушки на макушке”. | 1. Характеристика звука. | “Ты про звук нам расскажи, нужный шарик
подбери” “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу” Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
|
2. Связь звука с буквой. (“Буквы знаю и пишу…”) | Прокатывание шариком по написанной букве.Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони. | ||
3. Развитие фонематического слуха. | Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет.Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком. “Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой” “Телеграфисты” (простукивание шариком заданного ритмического рисунка) “Шарик мы ладошкой “стук”, если слышим нужный звук” | ||
4. Звуковой и слоговой анализ слов. (“Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”) |
Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.“По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай” | ||
II | “Мой послушный язычок всё, что нужно, сказать смог!” | 1. Автоматизация звука в слогах, словах,
фразах.
2. Дифференциация звуков в слогах, словах-паронимах, фразах. 3. “Звуки в стихах…” |
“Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук”“Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори” “Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова” Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики. “Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени”. Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами |
III | “Весёлая грамматика” | Работа по совершенствованию
лексико-грамматического строя речи: 1) словоизменение; 2)словообразование; 3) отработка предложно-падежных конструкций; 4) работа над словарем |
“Шарик кати - слово говори”. Игры с перекатыванием массажёра друг другу: “Один-много”, “Много - один” “Назови ласково”, “Чей? Чья? Чьи?” “Ловко с шариком играем и предлоги называем” “Скажи наоборот” “Кто в каком домике живёт?” и т.д. |
IV | “Лево-право различаю, каждый свой я пальчик знаю” | Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания. | “Слушай и запоминай, повторяй и
выполняй” Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции. “Глазки зарывай, на каком колечко пальце – угадай” “Справа, слева я стучу - перепутать не хочу” |
V | “Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем”” | 1. Игры с шариком су-джок, направленные на развитие мелкой моторики. | комплекс “Разминка”сказка “Ёжик” комплекс “Фокусник” прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации |
2. Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз. | Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого.“Запрещенное движение” “Делай, как я” |
Используя элементы су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем.
Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя су-джок.
2. Словесные приемы.
Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
3. Игровые приемы.
Занятие-игра, игровые упражнения.
4. Наглядные приемы.
Схемы.
Видеоматериалы.
Иллюстрации.
5. Практические действия.
Массаж кистей, стоп и пальцев.
Су-джок терапию проводим поэтапно.
I этап.
Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.
II этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап.
Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.
При организации работы по су-джок терапии придерживаемся следующих требований.
Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).
Эмоциональное сопровождение:
- атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
- доброжелательный настрой;
- заинтересованность логопеда в успехах детей;
- собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.
Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.
В результате использования су-джок терапии:
- осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
- развивается координация движений и мелкая моторика;
- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по су-джок позволяет добиться следующих преимуществ:
- сократить сроки коррекционной работы;
- повысить качество работы;
- снизить энергетические затраты;
- наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.
Используемая литература:
- Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.