Урок геометрии в 10-м классе. Тема урока: "Задачи на построение сечений"

Разделы: Математика


Цель: научить строить сечения многогранников.

Задачи:

  • выработать навыки решения задач на построения сечений тетраэдра и параллелепипеда
  • развивать пространственное мышление

План проведения урока:

1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.

Учащимся на каждую парту выдается пластилиновый параллелепипед и нож для пластилина. Учитель предлагает разрезать фигуры так, чтобы срез имел форму:

1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
треугольника четырехугольника пятиугольника

Учащиеся работают в парах.

Что нам нужно знать, чтобы срез имел заданную форму?

Для того чтобы узнать ответ, мы изучаем данную тему.

Итак, тема нашего урока: "Задачи на построение сечений".

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

2. Подготовка к изучению нового материала.

Актуализация знаний.

Ответьте на вопросы:

  1. Какой многогранник называется параллелепипедом?
  2. Какой многогранник называется тетраэдром?
  3. Какие фигуры являются гранями этих многогранников?
  4. Перечислите свойства параллельных плоскостей.

3. Изучение нового материала.

  1. Ввести понятия секущей плоскости и сечения. Учитель дает определение и в ходе беседы дает пояснения.
  2. С помощью чертежей объяснить какое число сторон может иметь сечение тетраэдра и параллелепипеда. (Учебник автор Атанасян Л.С., Геометрия 10-11, стр. 27 рис. 38-39).

Решение задач. Начинается работа с использованием проектора (см. приложение).

  • Задача 1 (учебник стр.27) Смотри приложение Задача 1.
  • Задача 2 (учебник стр.28) Смотри приложение Задача 2.
  • Задача 3 (учебник стр.28) Смотри приложение Задача 3.
  • № 80 смотри приложение Задача 4.
  • № 82(а,б,в) смотри приложение Задача 5.
  • № 83(а,б) смотри приложение Задача 6.
  • № 84 смотри приложение Задача 6.

Над этими задачами учащиеся работают самостоятельно. Учитель индивидуально консультирует тех, кому это необходимо.

(Т.к. на уроке применяются, ИКТ у учителя нет необходимости выполнять чертежи на доске, поэтому освобождается время для индивидуальных консультаций.)

В конце каждой задачи на экране демонстрируются все этапы решения задачи и готовое сечение.

Если у учащихся возникают вопросы, решение обсуждается совместно.

4. Закрепление материала.

Тест:

  1. Как называется плоскость по обе стороны, от которой имеются точки данного многогранника.
  2. Какое максимальное число сторон может иметь сечение параллелепипеда?
  3. Какое максимальное число сторон может иметь сечение тетраэдра?
  • Варианты ответов:
  • Сечение
  • Три
  • Четыре
  • Две
  • Секущая плоскость
  • Шесть
  • Секущая плоскость
вопрос 1 2 3
ответ      

Тест напечатан на листочках и лежат у каждого на парте. Ответы учащиеся вносят в таблицу. Затем ребята, сидящие за одной партой, меняются листочками и проверяют друг у друга ответы.

(В конце урока листочки сдают учителю).

Домашнее задание: №79, 82(в), 85.

5ю Итоги урока.

Рефлексия.

Выстави себе оценку по 3-бальной шкале.

  • Я знаю, что такое секущая плоскость.
  • Я научился строить сечения.

(Вопросы напечатаны на другой стороне теста).