Программное содержание:
- Выявить и систематизировать знания детей об искусстве и его жанрах в увлекательной игровой форме.
- Повести детей к пониманию, что искусство – это все прекрасное, а красота – то, от чего человек получает удовольствие.
- Продолжать формировать эстетический вкус, творческую самостоятельность, инициативу, фантазию, чувство композиции.
- Вызывать интерес к лепке образов подводного мира по замыслу.
- Обогатить художественные впечатления детей показом репродукций картин известных художников, создать условия для творческого применения всех освоенных умений.
- Учить договариваться и планировать коллективную работу совместно со школьниками / обсуждать замыслы, приходить к общему решению.
- Распределять объем работы, договариваться, помогать друг другу.
Предшествующая работа:
- Ознакомление с различными жанрами искусства: изобразительное, музыкальное, театральное, танцевальное и литературное, экспозиции детского творчества;
- Посещение выставок изобразительного творчества с родителями;
- Рассматривание картин, альбомов «Шишкин», «Народно – декоративное творчество».
- Рассматривание рыбок в аквариуме, изображений рыб в атласах и на открытках, иллюстрациях, марках.
- Просмотр диапозитивов на морскую тему; рисование рыбок с натуры. Знакомство с внешним миром и поведением отдельных животных и рыб: дельфина, акулы, краба, осьминога, медузы, морского конька.
- Эскизное рисование этих животных мелом на доске или карандашами на отдельных листах, беседа о жизни моря;
- Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ход игры
Учитель. Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости! Я рада всех приветствовать на нашей игре «Умники и умницы».
Сегодня в игре принимают участие воспитанники подготовительной группы детского сада № 64.
Игру буду вести я, зовут меня Стародубова Любовь Александровна. Я хочу вас познакомить с моей помощницей в игре Еленой Александровной Дружининой.
А теперь представляю вам жюри:
- завуч гимназии № 1 Сержантова Татьяна Петровна,
- заведующая МДОУ «Детский сад № 64» Маркина Галина Михайловна
- ученица 7 класса гимназии № 1 Горина Ольга.
Тема игры – «Искусство»:
Искусством люди называют творческую деятельность человека в той области, которую люди считают прекрасной. В искусство включается музыка, поэзия, изобразительное искусство, танцевальное и театральное искусство. Но мы сегодня будем беседовать о театре, изоискусстве и музыке. Если кто-то из участников соревнования не сможет ответить на вопрос, не надо расстраиваться – вам помогут зрители, вернее те дети, которые будут болельщиками. Всем болельщикам за правильный ответ на вопрос вручается «орден умника». А нашему жюри предстоит не только справедливо судить игру участников, но и внимательно наблюдать: кто же из болельщиков первым поднял руку для ответа.
Остается добавить, что в этот поставленный отдельно стул для победителя игры. Помимо права сесть на это почетное мест. Победитель получит еще и подарок.
Итак, наш первый тур – отборочный. Дети, сейчас я вам задам вопрос, вы внимательно слушайте.
– Скажите, пожалуйста, для чего нам нужны произведения искусства: картины, памятники, архитектурные сооружения, музыка, литература и т. д.
(Выслушиваются ответы детей.) Оценка жюри и отбор 3-х детей с мотивацией для игры.
– Итак, в отборочном туре выиграли 3 участника …, …, ….
Теперь посмотрите, перед вами три дорожки: красная, желтая и зеленая. Прежде, чем начнем игру, я вам объясню свойства трех дорожек. Каждая дорожка состоит из трех квадратов. Если участник игры ответил правильно на вопрос, то он переходит на следующую клетку.
В случае неверного ответа, игрок остается на прежней клетке, а болельщики получают право на ответ.
Игра заканчивается, как только участнику зададут по три вопроса.
Теперь посмотрите: перед вами три дорожки: красная, желтая и зеленая. По какой из них вы пойдете, мы решим с помощью следующего вопроса.
Внимание! Сейчас прозвучит музыка. Для вас играет бывшая воспитанница нашего детского сада, а теперь ученица 2-го класса гимназии № 1 Малахова Инна. Она сыграет музыкальное произведение, а вы внимательно послушайте и представьте, как можно подвигаться под эту музыку. А сейчас каждый из вас покажет, как можно двигаться под эту музыку.
Слова жюри:
Для вас звучало произведение композитора П.И. Чайковского, называется «Подснежник». Вы правильно оценили характер музыки и двигались в соответствии с ним. Лучше других двигалась …, ее движения более разнообразные, поэтому она подходит к зеленой дорожке, тема этой дорожки – изобразительное искусство. …, тоже молодец, старалась, но поменьше движений показала, твоя дорожка – желтая, тема этой дорожки – музыка. … – нам понравилось, как ты двигалась, старалась, но надо чуть-чуть побыстрее, твоя дорожка – красная, тема этой дорожки – театр. Двигаться по клеткам, то есть передвигаться с одной клетки на другую вы сможете только при правильном ответе на вопрос.
Итак, первый вопрос о живописи. Посмотрите на эти три картины. Отражают они одну и ту же тему. Какую? Правильно, осеннюю, но написали их разные художники: эту – Шишкин, эту – Левитан. Какого цвета на картине много? Желтого! Правильно, цвета осени. Вот какие нарядные, яркие картины. Художники хотели порадовать нас красотой этого времени года, доставить нам удовольствие. Это время года в своих стихах воспевал великий поэт А.С. Пушкин. Он писал:
Унылая пора! Очей очарованье...
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса...
Этих художников, написавших такие картины, называют пейзажистами. А сейчас вопрос к нашим участникам:
Знаете ли вы, что такое пейзаж?
Ответ: Правильно, это изображение картины природы. И ты передвигаешься на вторую клетку.
А сейчас вопрос залу (болельщикам). За каждый правильный ответ будет вручен орден.
– Какие виды пейзажа вы знаете? (лесной, морской, горный, космический, городской, сельский, фантастический).
Победителям ордена.
А теперь разговор пойдет о музыке и на мои вопросы будет отвечать … .
Вход феи – музыки.
В моей музыкальной стране живут два братца : один – синьор Минор, другой – синьор Мажор. Один из них – грустный, спокойный, медлительный, тихий; другой – веселый, боевой, озорной, проворный. Вы слышали о них? (…)
Но живут они дружно, друг другу не мешают, хоть вместе, хоть порознь – играют. И они передали вам вот эти шары (с изображением грустного и веселого лица).
– Какой шар передал каждый из них?
Как вы поняли, что музыка в зависимости от настроения, переданного в ней, бывает минорной, а бывает мажорной.
А сейчас мое задание: прослушай «Сонатину» композитора Кулау в исполнении ученицы 3-го класса гимназии № 1 и скажи, какая музыка звучала: минорная или мажорная. Правильно. Ты переходишь на вторую клеточку.
А сейчас прозвучит еще одно произведение, и болельщики определят, какая эта музыка: минорная или мажорная. Но выкрикивать не надо, а поднимать руку, победителям – орден.
А теперь мы подошли к красной дорожке, и наша речь пойдет о театральном искусстве.
Славная штука, дети, театр.
Все здесь привлекает наше внимание: и богатство зрительного зала, и занавес, и сцена с декорациями. Театральное зрелище поучительно, занимательно и прекрасно. В театре работает много людей: актеры, служащие, художники, реквизиторы.
А сейчас я расскажу о работе одного человека в театре, не называя его профессии. Все внимательно слушайте, а … ответит. Кто это? В случае неправильного ответа, ответят болельщики.
Когда автор напишет пьесу, он отдает ее в руки именно этому человеку. Тот внимательно читает пьесу, изучает ее и обсуждает с актерами, тщательно проверяет хороши ли роли. Он сочиняет план постановки, подбирает декорации, освещение, темы; проводит репетиции с артистами.
И это все выполняет – ….. (режиссер). И ты уже на второй клетке красной дорожки.
А теперь мы снова беседуем об изобразительном искусстве. И сразу вопрос: «Что такое книжная графика?». Ответ …..
Вопрос к болельщикам: «Каких художников – иллюстраторов вы знаете?»
Ответы. За правильные ответы вручаются медали.
Вопрос второй – и снова о музыке. Прослушайте, пожалуйста, вступление к музыкальному произведению …., перед тобой задача: сказать название произведения и назвать автора.
«А воробьи чирикают» муз. Елисеева, сл. Степанова (инсценирование) все дети.
Второй вопрос о театре.
Театр кукол! С каким нетерпением мы ждем встречи с ним. Куклы все или почти все. Они творят чудеса: веселят, обучают, воспитывают. Кукольные театры бывают разные. Театральные куклы делятся на два основных вида. Какие? (верховые, напольные).
А какие знаете вы виды кукольных театров? (пальчиковый, теневой, настольный, конусовый, театр ложек, марионетки, би-ба-бо).
Тебя ждет третья клетка в изобразительном искусстве и третья задача.
Перед тобой игра «Андрюшины кубики». Сложить из кубиков можно: портрет художника или одно из пяти произведений этого художника. Образцы изображены вот на этой картине.
Сложи один из образцов, назови автора и название картины. (Васнецов В.М.)
А мы продолжаем двигаться по желтой дорожке и сейчас мы вместе с … приближаемся к третьей клетке в музыкальном искусстве.
… , назови части музыкального произведения (куплет, вступление, проигрыш, припев).
– А вы уважаемые болельщики, ответьте: какие ударные инструменты вы знаете? (барабан, ложки, тарелки, треугольник, бубен, палочки, трещотки, погремушки, маракасы).
А перед тобой последняя клетка в театральном искусстве.
Внимание: сейчас посмотрите отрывок из знакомой сказки в театральной постановке учащихся гимназии № 1. Узнали сказку? Какая это сказка? Правильно: «Волк и семеро козлят». Это – музыкальная сказка на новый лад, поставленная по сценарию Н. Энтина, музыка Рыбникова.
А сейчас я задаю вопрос игроку на красной дорожке: «Скажи, как называют людей, исполняющих роли в спектаклях, постановках?» Правильно, актеры.
А наше жюри сейчас подведет итоги и назовет победителя.
Слово жюри. Поздравления, вручение подарков. Подсчет орденов у умников. Итоги игры.
2 часть
Ребята, сегодня мы с вами говорили о том, что нас окружает удивительный и прекрасный мир. Человеку всегда хотелось запечатлеть, изобразить прекрасное, все то, что удивляло и радовало его, останавливало взгляд.
И я приглашаю вас продолжить занятие вот за этими столами. Вместе со школьниками гимназии № 1 попробуем создать свое произведение искусства – подводный мир.
Море прекрасное, море сильное, море огромное. Оно восхищает и удивляет: оно живое. Там в глубине, в пучине вод плывут по своим морским делам и благородный дельфин, и хищница – акула, и нарядные веселые рыбки, и необыкновенный морской конек и похожий на инопланетянина осьминог. (рассказ можно сопровождать показом иллюстраций и рисунков). Закройте глаза. Представьте картину подводного мира, (звучит музыка, передающая шум прибоя или шторм). Представили, открываем глаза. Давайте создадим ее вместе. А морем у нас будут вот эти стеклянные сосуды разнообразной формы, которые должны превратиться в стеклянные дворцы с удивительным сооружением из причудливых камешков и различных раковин и водорослей. Что вы будете лепить? (ответы)
Предлагаю детям начать работу. Дети лепят по замыслу морских обитателей и сразу «пускают» в море. (Работа сопровождается тихой, нежной музыкой).
Воспитатель говорит:
«В банке чистая вода,
Пустим рыбок мы туда
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять»
По окончании работы дети соединяют отдельные работы в коллективный морской фриз (на отдельном столе), делятся впечатлениями. Воспитатель поощряет детей, подводит итоги, предлагает гостям рассмотреть работы детей. Дети – школьники показывают гостям композиции, созданные дошкольниками и школьниками «В морской пучине».
А непохожи эти работы потому друг на друга, что каждый вложил в нее свою фантазию, воображение, творческие способности. Спасибо, молодцы!
Все дети выходят на середину. Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие, посвященное искусству, красоте окружающего на мира.
Красота – утешенье для глаз,
Для души и сердца утеха.
Красота и в природе и в нас –
Звук и отзвук стократное эхо.
Красота не стареет. О нет!
Чья-то юность пройдет, отсмеется
Отгорит, как светильник,
Но свет красоты
Навсегда остается
Красота – доброта, вот в чем суть!
И считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил.