Цель урока
Обучающая:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о металлической химической связи, познакомить с общими физическими свойствами металлов, нахождении их в природе, об основных областях применения;
Развивающая:
- продолжить формирование химического мышления, воображения, развития речи, памяти, познавательного интереса, самостоятельности, интеллекта, развивать умения работать в группах и индивидуально, закрепить умение работать с периодической системой Д.И.Менделеева.
- развитие понятийного мышления, таких операций, как анализ, сравнение, обобщение, систематизация;
Воспитывающая:
- формирование патриотических чувств к Родине;
- формирование коммуникативности, стремление к пониманию, взаимодействию и солидарности.
Задачи урока
- актуализировать знания учащихся по теме: " Металлы";
- организовать работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;
- содействовать формированию представления о причинно-следственных связей явлений
- акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики, географии, литературы, истории.
Цель, адаптированная на ученика:
- знать особенности строения атомов металлов, физические свойства, применение
- уметь работать с периодической системой
Тип урока: урок усвоения новых знаний
.Ведущий вид деятельности: игра, познание, общение
Место урока: 2 тема 1 урок: Простые вещества. Металлы
Методы и приемы: вступительный рассказ учителя, фронтальная лабораторная работа, индивидуальные задания, выполняемые у доски, работа с карточками по группам.
Оборудование:
Интерактивная доска, проектор, презентация "Простые вещества-металлы", периодическая система Д.И.Менделеева, плакат "Строение кристаллической решетки металлов", коллекция "Металлы и сплавы", прибор для работы с электрическим током.Реактивы:
Образцы металлов Na, Cu, Al, Fe, Mg, ртутный градусник, золотое кольцо, спиртовка, спички.Структура урока
I. Организация начала урока.
Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски.
Раскрытие общей цели урока.
II. Подготовка учащихся к активной учебно-педагогической деятельности на основном этапе урока.
Постановка триединой дидактической цели урока; организация действий учащихся по ее принятию.
Организовать работу учащихся
III. Обобщение и систематизация знаний по теме.
IV. Подведение итогов урока
Ход урока
Учитель: Сегодня, мы будем говорить о металлах и их физических свойствах. При характеристике любого вещества мы придерживаемся вот такого треугольника состав- свойства- применение. Ваша цель понять что, знание свойств веществ и состава необходимо для того чтобы применять любое вещество с пользой для себя. Я предлагаю вам совершить необычное путешествие по стране "Металлии". Страна эта необычная. В ней живут металлы. Они всегда рядом с нами, окружают нас повсюду.
Прежде чем мы начнем урок выясним с каким настроением вы на него пришли у вас на столах находятся цветные кружки красный означает что настроение- хорошее, зеленый- так себе, синий -не очень. (слайд 2)
Я предлагаю вам отправится в путешествие. В нем мы познакомимся с металлами поближе. Определение М.В. Ломоносова (слайд 3)
Чтобы отправиться в путешествие, нужно пройти таможенный контроль.
Поиграем в "крестики-нолики". Покажите выигрышный путь веществ с металлической связью (слайд 4):
Ca | Na2S | CaO |
NaCl | Mg | Fe |
Zn | MgO | Na |
Схему образования металлической связи отображаем на кубиках в общем виде на интерактивной доске и для металла Al, Mg, Na; М0 - ne =Mn+, где n - число внешних электронов (слайд 5).
Ну вот, вы получили допуск к путешествию, отправляемся
Учитель: И первая станция - Историческая. (слайд 6)
Каково происхождение слова "металл"? Откуда оно пришло к нам? Греческое слово имело значение "копь, жила, шахта", а позднее стало означать "рудник, руда". В латинском языке слово "metallum" получило значение "руда и выплавляемый из неё металл" и уже в виде французского metal перекочевал в Россию.
На заре цивилизаций
Человек еще не знал,
Погружая камни в пламя,
Что он выплавит металл.
Что металл для человека
Будет важен, словно хлеб,
Не мечтал об этом даже
Первобытный человек.
К концу каменного века человек открыл возможность использования металлов для изготовления орудий труда. Первым таким металлом была медь. Это было начало века медный. Медь обрабатывалась с помощью каменных орудий методом холодной ковки. Самородки меди превращались в изделия под тяжелыми ударами молота. В начале медного века из меди детали лишь мягкие орудия, украшения, предметы домашней утвари. Именно с открытием меди стала зарождаться профессия кузнеца.
Позже человек стал добавлять к меди олово или сурьму, делать бронзу, более долговечную, прочную, легкоплавкую. Начался век бронзовый Бронза - сплав меди и олова. Бронзовый век продолжался. до начала 1-го тысячелетия до н.э.
Третий и последний период начался тогда, когда человек смог поднять температуру пламени в металлургических печах до 1500 градусов, т.е. до температуры плавления железа. Было освоено производство железных изделий- начался железный век. В современном значении этот термин был введен в употребление в середине IХ века датским археологом К. Ю. Томсоном и вскоре распространился в литературе наряду с терминами "каменный век" и " бронзовый век".
Металлам в прошлые века приписывалось много чудодейственных свойств. Давайте посмотрим как древние алхимики обозначали металлы, ведь до XVIII века не было привычных для нас символов обозначения элементов. (рис. 41 стр70). Найдем элемент, который к металлам не относится.
Семь металлов создал свет,
По числу семи планет:
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово свинец:
Сын мой! Сера их отец!
И спеши, мой сын, узнать:
Всем им ртуть родная мать!
Эти семь металлов посвящены 7 богам: золото - Аполлону ( солнцу, воскресенью), серебро - Диане (луне, понедельнику); медь - Венере (пятнице); железо - Марсу ( вторнику); олово - Юпитеру (четвергу); свинец - Сатурну (субботе); ртуть - Меркурию ( среде). Считалось, что металлов не может быть больше, потому что столько же небесных тел хорошо видно с Земли. Когда в веке открыли сурьму, алхимики долго отказывались признать её металлом- ведь для неё не хватало на небе планеты (слайд 7).
Учитель. Чтобы подробнее узнать, что из себя представляют самые известные металлы мы отправляемся с вами на станцию Энциклопедическая
Ребята выступят с небольшими сообщениями
Ученик: (слайд 8,9) золото:оно известно человеку с древних времен. Латинское название -аурум, означает "утренняя заря". В земной коре его содержится примерно 100 млрд. тонн. Этот замечательный металл встречается в виде самородков. Золотые самородки могут достигать очень внушительных размеров. Так, в Австралии, в 1872 г. был найден самый большой самородок весом в 285 кг. За всю историю человечества было добыто около 90 тысяч тонн золота. Древние племена майя, ацтеков, древние египтяне и многие другие народы изготавливали из золота украшения, предметы быта. Золото самый пластичный металл. Из 1 грамма золота можно вытянуть проволоку длиной в 3 км.
В XX и XXI веке золото - это не только ювелирные украшения или валюта, но и очень нужный металл для космической аппаратуры и радиотехники, для медицинских приборов и атомных электростанций.
Россыпи и золотоносные жилы есть и в Кузбассе. Первая золотая россыпь была открыта в 1827 году. Самое крупное месторождение находится в нашем Тяжинском районе - это прииск Центральный. В 1900 году впервые была приобретена для добычи золота драга.
Процесс получения золота из россыпей основан на разнице плотностей золота и песка. С помощью мощных струй воды измельченную золотоносную породу переводят во взвешенное в воде состояние. Полученная пульпа стекает в драге по наклонной плоскости. При этом тяжелые частицы золота оседают, а песчинки уносятся водой.
Ученик: (слайд 10) медь человек начал использовать тоже очень давно, еще с доисторических времен. 7000 лет назад в Древнем Египте были известны медные рудники. В природе медь встречается в виде руды и в виде самородков. Бывают очень крупные самородки меди, но не часто. Так, в США был найден один из крупнейших самородков, массой 420 тонн, а в России, обнаруженный в районе Печоры, самородок, весил 6 тонн. Медные рудники на территории России были сосредоточены на Урале, в Приднестровье, на Дону. Активная разработка уральского месторождения началась в начале XVIII веке, когда Никита Демидов начал чеканить медные деньги в 1704 г. по указу Петра I. Считают, что латинское название меди "cuprum" купрум произошло от названия острова Кипр, в его недрах было обнаружено много медных руд.
Ученик: (слайд 11,12,13) железо. В жизни человека железо появилось гораздо позднее, чем золото и медь. Его называют "фундаментом цивилизации". С использованием железа начался в начале 1-го тысячелетия до н.э. "Железный век" Он пришел на смену "бронзовому" и продолжается сегодня. Химический символ "феррум" - " получил от латинского "железо". На шумерском языке слово "железо" обозначает "капнувший с неба, небесный", и первое железо, добытое человеком, было из метеоритов. Самый крупный железный метеорит весом 60 тонн был найден в Африке, а во льдах Гренландии нашли метеорит, весивший 33 тонны.
Поскольку потребность человечества в железе постоянно возрастала, а метеоритного железа было мало, огромное значение имело открытие способа получения железа из железных руд. Черная металлургия зарождается в странах Малой Азии, а в 1 тысячелетии до нашей эры железо приходит в Европу. Сталь впервые появилась в Индии в X в. до н. э., чугун - только в средние века. Сейчас мы не можем представить себе нашей жизни без железа и его сплавов, насколько прочно они вошли в нашу жизнь и составляют почти 90 % от всех сплавов.
Железо не зря носит звание одного из самых знаменитых и важных металлов в нашем Кузбассе. Только на Новокузнецком ферросплавном заводе получают ферросилиция (сплав железа и кремния) 50% от всего производимого в России. Он используется для получения стали. Кузнецкие ферросплавы были признаны лучшим российским экспортером.
Учитель: Да, железо очень важный и нужный людям металл, но не будем забывать об алюминии.
Ученик: (слайд 14) Алюминий Латинское aluminium происходит от латинского alumen, означающего квасцы, которые издавна использовались при выделке кож и как вяжущее средство.
По распространенности в земной коре алюминий занимает первое место среди металлов и третье место среди всех элементов (после кислорода и кремния), на его долю приходится около 8,8% массы земной коры. Алюминий - очень необычный по своим свойствам металл. Очень легкий, пластичен, легко вытягивается в проволоку и прокатывается в фольгу. Обладает большой электро- и теплопроводностью. Образует легкие и прочные сплавы. По масштабам применения алюминий и его сплавы занимают второе место после железа. Впервые алюминий был получен в 1845 году французским химиком Сент-Клером. Сейчас сплавы алюминия находят широкое применение в быту, в строительстве, в машиностроении, авиационной и космической технике. В частности, из алюминиевого сплава был изготовлен первый искусственный спутник Земли. Из-за этого алюминий называют - крылатым металлом. Сплав алюминия и циркония - циркалой - широко применяют в производстве ядерных реакторов.
Производят его и в Кузбассе, на Новокузнецком алюминиевом заводе. Сырье для алюминия - бокситы и нефелины, также добываются в Кузбассе на базе Кия-Шатырского месторождения. (слайд 15,16)
Учитель: Металлы наряду с углем, прославили наш родной край (слайд 17)! Давайте вспомним страницы истории развития металлургии Кузбасса (слайд 2)
Ученик. (слайд 18) 15 января 1929 года Совет Труда и Обороны вынес решение о постройке металлургического завода на Горбуновской площадке. С этого времени завод получил название Кузнецкого. 3 апреля 1932 года дала чугун первая домна Кузнецкого комбината. В 1935 году в Новокузнецке началось строительство алюминиевого завода, а в 1957 году началось строительство Западно-Сибирского металлургического завода. Сегодняшний Кузбасс - олицетворение силы и молодости, индустриальной мощи Сибири, богатствами которой прирастает вся страна (слайд 19,20,21)
Ночная смена.
Город спит и слышит,
Как, целясь в звезды жерлами всех труб,
Припав к земле, завод Кузнецкий дышит,
Оберегая сон ее и труд.
Не спят премьеры -
Дальних стран премьеры:
Мол, как там - дышит или перестал?..
Металл он тоже действует на нервы,
Особенно кузнецкий наш металл.
И вот, едва заметная вначале,
Взрывается заря во весь накал:
По городу идет
Градоначальник -
Его превосходительство Металл!
Ведущий: Ребята! Срочное сообщение! Чтобы узнать о свойствах металлов нам придется свернуть на станцию "Экспериментальная"(слайд 22)
На этой станции мы познакомимся с физическими свойствами металлов. Перед вами на столах коллекции. Рассмотрите внимательно предложенные вам образцы металлов и выясните, какими общими физическими свойствами они обладают. А результаты работы мы оформим в виде таблицы:
Свойства металлов Характеристика металлов Агрегатное состояние Цвет Блеск Твердость Пластичность Плотность Температура плавления Электропроводность
Демонстрационные опыты: Знакомство с образцами натрия, ртути, определение электропроводности металлов
Вопросы: Что произойдет если мы на электроды положим пластину металла? Какие частицы обеспечивают электропроводность?
Учитель: ну вы немножко устали на станции Периодическая (слайд 23) нас ждет небольшая передышка. Давайте вспомним как устроена периодическая система:
Раз-два- руки в горизонтали
Три- четыре- руки по вертикали.
Помни, период-это горизонталь,
Ну а группа-это вертикаль!
В проезде Ученическом
Есть дом Периодический -
Квартиры там и тут.
А в них металлы разные -
Хорошие, прекрасные
Спокойные, ужасные
Давным-давно живут
Я поднимаю карточку, называю символ, а вы киваете головой если это металл или вращаете головой вправо-влево если это неметалл. Ну давайте попробуем. Немного отдохнули отправляемся дальше.
Впереди станция Литературная (слайд 24)
Учитель: Ребята, какие "крылатые выражения" встречаются в следующем стихотворении:
Называем в честь металлов
Иногда наперебой
Если нервы, то стальные,
А характер - золотой.
Золотой у солнца лучик,
Снег - скопленье серебра,
Из свинцовой мрачной тучи
Дождик льет, как из ведра.А у рыжих - медный волос
Или просто медный блеск.
Золотой пленяет голос,
Золотой проходит век.
Золотая лихорадка
Губит душу у людей
Видно, кто к богатству падкий,
Кто простак, а кто злодей.
Следующая станция Прикладная
Вспомним еще одно свойство металлов. Металлы звенят. Это свойство используется для изготовления колокольчиков (слайд 25). Самые звонкие металлы Au, Ag, Cu. Медь звенит густым, гудящим - малиновым звоном. Это образное выражение не в честь ягоды малины, а в честь голландского города Малина, из которого привозили первые церковные колокола в Россию. Потом русские мастера стали лить колокола даже лучшего качества, а жители жертвовали золотые и серебряные украшения, чтобы отливаемый для храмов колокол звучал лучше.
Слайд 26. По звону золотых колец раньше в русских ломбардах определяли их подлинность. Сейчас так подлинность никто не определяет. Очень важно при покупке ювелирных изделий обращать внимание на наличие клейма В советское время это была звезда, в настоящее- силуэт женщины в кокошнике. Рядом с клеймом ставится проба. Цифра 583 на золотом изделии означает долю золота в сплаве расчета на тысячу частей сплава. Значит золотое кольцо 583 пробы содержит 58,3% золота. Серебряные серьги 925 пробы содержат 92,5% серебра. Каждое изделие должно сопровождаться этикеткой на которой указывается наименование изделия, его проба, вес, цена.
Демонстрация алюминиевой фольги. Вопрос: почему не делают фольгу для таких целей из золота, ведь оно самый пластичный металл. А для каких целей изготавливают золотую фольгу?
Демонстрация горения магния. Какое свойство использовали фотографы.
Давайте выполним следующее упражнение (слайд 27):
Вставьте слова (словосочетания) так, чтобы получилась последовательность:
название вещества - свойство - область применения.
Ртуть - :::::..- используется в градусниках;
серебро - блеск - ::::::::::..
::::..- :::::.- применяют в самолетостроении;
::::.- теплопроводность-:::::::::
Учитель: Ребята, к концу подходит наше путешествие
Завершая наш маршрут
Снова оказались тут.
Помечтали, поиграли,
Повторили все, что знали,
Что-то новое узнали
И опять вернулись в класс.
Итак, что мы знали нового о металлах? Какие физические свойства изучали?
У вас на столах лежат тестовые задания (Приложение1). Выполните их, поставив знак в листок для ответов, соедините клеточки с ответами прямой линией. Поменяйтесь, пожалуйста, листочками и сравните запись с записью на доске и поставьте оценку в соответствии с приведенными критериями без ошибок-5, одна, две ошибки-4, три-3, четыре и более-2.
Домашнее задание: Запишите, пожалуйста, домашнее задание: параграф 13, разгадать предложенный кроссворд (приложение1) и составить свой кроссворд о металлах.
V. Рефлексия.
Большое спасибо всем за работу. Вы сегодня очень хорошо отвечали и заработали за урок следующие оценки: (комментарии оценок).
Посмотрим, как изменилось ваше настроение к концу урока. Напоминаю, цветные кружки красный означает что настроение - хорошее, зеленый - так себе, синий - не очень. Уходя из класса, прикрепите кружок на доску