"Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены "векторов" в педагогике:
от обучения как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного),
к учению как индивидуальной деятельности школьника"
Якиманская И.С.
В настоящее время четко прослеживается деление школьников на учащихся, имеющих четкую мотивацию к обучению и тех, кто имеет слабую мотивацию или даже не имеет ее. Очень важно при этом в процессе обучения развивать способности не только одаренных детей, но и слабоуспевающих, не желающих учиться, т.е. постараться осуществить их переход в более совершенное состояние. Не всегда это удается в процессе стандартного обучения. И здесь нам может помочь внеурочная экскурсионная эколого-краеведческая, исследовательская и проектная деятельность. Это - "обучение через делание", говорит Дж. Дьюи. Исследовательская деятельность учащихся важная часть образовательного процесса, практически каждый может стать исследователем, экспериментатором в зависимости от своих возможностей. 15 лет работы учителем географии в сельской школе и в школе поселка городского типа позволили собрать мне богатый практический опыт экскурсионно-краеведческой работы. Поскольку я являюсь учителем географии, а по первому образованию - инженер геолог, сферой моих интересов являются экология и краеведение, которые тесно связаны с моим предметом и другими предметами естественнонаучного цикла. Темы исследовательских и проектных работ тесно связаны с местом проживания и местоположением школ.
Главной целью экскурсионно-краеведческой деятельности я ставлю включение в активный познавательный процесс учащихся. Задачами считаю формирование нового знания, через личное наблюдение, анализ информации из различных источников, приобретение опыта самостоятельной познавательной деятельности. Работы над проектом, после полевых работ создают уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности, стимулируют природную любознательность, тягу к непознанному, укрепляют любовь к своей Родине, людям. Я работаю в основном с детьми среднего и старшего звена. После рассмотрения общих вопросов и составления ориентировочной основы исследования, работа продолжается непосредственно над исследовательской темой по известному всем плану. В этих работах предполагается личностная активность учащегося, предусматривается развитие индивидуальных особенностей и воспитание с учетом интересов и способностей. Получение и углубление экологических знаний в значительной степени происходит на основе самообразования и одновременно является социально-значимой природоохранной деятельностью. Наиболее значимая работа в этом направлении проводилась мною в Тучковской средней школе № 3 с 1998 года (поселок городско типа).
Начальный этап - это учебная деятельность, в которой были представлен определенный объем эколого-краеведческих знаний, необходимый для возбуждения интереса к этим занятиям. Второй этап - дополнительные лекции, проводимые 2 раза в неделю и практические занятия по индивидуальному графику, в зависимости от темы, над которой работает учащийся. Был создан эколого-географический клуб "Исследователи природы" со своими целями и задачами, девизом и карточкой. Первые полевые работы экскурсии в лес, на реку, изучение карьеров и геологического прошлого Рузского района. Одновременно изучался родной край, собирались карты разной тематики, книги и брошюры о Рузском районе и поселке Тучково. Были нарисованы палео-гeoграфические карты Русской равнины. Особое внимание уделено каменноугольному периоду, когда на Русской равнине существовал морской бассейн. Изучались каменноугольные известняки, имеющие выход на правом берегу Москва-реки, по окаменелостям определялись условия существования морских организмов. В учебное время шла камеральная обработка данных. Одновременно были проведены первые исследования экологии Восточного микрорайона, в пределах которого находится школа № 3. Ежегодно с 2001 года, в период действия школьного летнего лагеря в Тучковской средней школе №3 учащиеся 5-7 классов проводили мониторинг зеленых насаждений микрорайона и близлежащего лесного участка. Каждый день планировался выход в поле. В походах, экскурсиях, краеведческих маршрутах школьники активно общались с местным населением. Ребята с удовольствием заводили индивидуальные альбомы, где вели собственные наблюдения и делали необходимые зарисовки. Весь материал обрабатывался и анализировался.
Был создан экологический паспорт микрорайона. Назову темы отдельных проектов: "Памятные места и музеи Рузского района" (2000г.); "Оценка рекреационных ресурсов Рузского района" (2000); "Школьный экологический мониторинг" (2001); "Измерение радиационного фона помещений школы ТСШ №3 и Восточного микрорайона поселка Тучково" (2002); "Рекультивация гравийно-песчаных карьеров" (2004); "Эколого-краеведческий образовательный маршрут по Восточному микрорайону поселка Тучково" (2007). Многие работы были высоко оценены на районных и областных краеведческих и экологических конференциях. Эта работа продолжалась несколько лет. Собранные данные просто поражали. Так за один год на одном из ключевых участков произошли разительные перемены, с участка 50 на 50 метров были спилены около 40 погибших елей. Причиной их гибели, как мы выяснили, стал слив отходов сладкой воды кондитерской фабрики "Рузанна" в ручей ( нарушение процесса осмоса). Так же в летний период силами 6-7- классников была проведена работа по измерению радиационного фона в помещениях школы и у жилых домов Восточного микрорайона детектором индикатором радиоактивности "Квартекс РД 8901". Исследования показали, что из-за неправильной планировки расположения жилых домов, в центре микрорайона оказались самые высокие показатели радиоактивности за счет экранирования блочными домами естественного радиоактивного фона.
Одновременно (параллельно) я, являясь руководителем Комнаты Боевой Славы, вела экскурсионно-краеведческую деятельность в сельской школе (Полушкинская основная школа, 2000-2009 г.г.). Наша краеведческая деятельность ставила задачей самим узнать и рассказать всем самые интересные страницы истории земли, на которой стоит наш дом. Это могут быть страницы радостные и печальные, страницы гордости и страницы стыда. Все они достойны памяти. Учащиеся 6-9 классов под моим руководством каждый год принимали участие в краеведческих районных и областных конференциях. Темы экскурсионно-краеведческой деятельности связаны с изучением военных действий в Подмосковье: "Земляки" (2001, Полушкино); "Боевой путь 50-й Запорожско-Кировоградской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии" (2004); "Два дня войны в Григорово" (2006, Полушкино); "Военная история Панюшкиной А.К." (2007, Полушкино); "Боевые действия 49 стрелкового полка в период ноября - декабря 1941 года" (2008); "Экскурсия в историю Московии" (2008).
Актив школьного музея организовал среди школьников отряд "Молодая Гвардия", которые не только работали со мной в архивах г. Москвы и г. Подольска, сотрудничали с населением ближайших деревень, но и помогали ветеранам в быту. Ребятами был предложен и разработан экскурсионный маршрут по местам боев у Полушкино, который получил высокую оценку (призовое место в областном конкурсе). Все точки маршрута исследовались, собирался документальный, фото и видеоматериал. Маршрут прошел апробацию школьниками разных классов.
Хочется надеяться, что эта внеурочная деятельность принесет пользу, пусть и не для каждого ребенка. В основном, занимаются экскурсионной эколого-краеведческой деятельностью в каждом классе от 1 до 5 детей. Это действительно эмоциональные, любознательные учащиеся с активной жизненной позицией. В этой работе, конечно, главное - это энтузиазм руководителя и его учеников, но при достойной материальной организации можно было бы привлечь больше детей. Особенно тех, кому дома не хватает внимания, нет достойных интересов. Это нужно школе, родителям, обществу. Работа будет продолжаться и если она пригодится в жизни даже этим немногим детям, нельзя останавливаться.