Проект "Управление переводом образовательного учреждения в логику компетентностного подхода"

Разделы: Администрирование школы


Разработчики проекта: Батагова Е.В., заместитель директора по МР, высшая квалификационная категория, Почётный работник РФ, Десятниченко Н.П., заместитель директора по ВР, высшая квалификационная категория, Почётный работник РФ.

Сведения о муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа №3". Фактический и юридический адрес: 629830 ЯНАО г.Губкинский, мкр. 6, дом 3, Руководитель ОУ: Нигматуллина М.Г., заслуженный учитель России, отличник народного просвещения, обладатель грантов Губернатора ЯНАО и Главы г.Губкинского. Справка о МОУ "СОШ №3": школа открыта 01.09.1989г. В школе обучаются 334 учащихся, работают 30 педагогов (все с высшим образованием), среди которых 1 заслуженный учитель РФ, 12 -имеют отраслевые награды, 3 - почётные грамоты МО, 2 -обладатели гранта Губернатора, 3 - обладатели гранта Главы г.Губкинского, 3 аспиранта, 89,6% учителей имеют категории. Курсовую переподготовку прошли 100% учителей. Педагоги успешно принимают участие в профессиональных конкурсах. За период работы школа выпустила 28 медалистов, 11 обладателей грантов Главы г.Губкинского. Среди выпускников 5 кандидатов наук. Отличительными особенностями школы являются: работа УКП для молодёжи, по каким-то причинам не получившей образование, работа предшкольной группы, сотрудничество с УдГУ, БГПУ им.М.Акмуллы, УГНТУ, ОмГУ. Важнейшее направление школы - экологизация и социализация учащихся на основе сотрудничества с 22-мя учреждениями дополнительного образования, культурными и спортивными центрами, общественными организациями и учреждениями города.

Паспорт проекта

Миссия школы: создание единого открытого инновационного образовательного пространства на основе внедрения новых технологий в обучение, личностной социализации и экологизации, выбор модели школы личностного роста, способной удовлетворить образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса. Тема проекта: "Управление переводом образовательного учреждения в логику компетентностного подхода в условиях перехода на основную школу".

Цель: повышение качества образования и формирование компетенций у обучающихся школы на основе апробации модели "Основная школа" и создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающихся, для развития их склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Задачи: введение образовательных стандартов нового поколения; освоение новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских, современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности; совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса; внедрение технологий здоровьесбережения. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса; интеграция общего и дополнительного образования; формирование экологической грамотности, развитие физически и нравственно здоровой, образованной, духовно богатой и социально-активной личности; стимулирование профессионального самовыражения учителя, раскрытие его творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями; создание комфортных психолого-педагогических и материальных условии для осуществления профессиональной деятельности; улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Обоснование необходимости проекта

Основной акцент в образовательной политике на ближайшие годы Президент РФ делает на "формирование нового поколения профессиональных кадров", в котором "школьное образование является решающим как для индивидуального успеха каждого человека, так и для долгосрочного развития страны в целом". Актуальность в том, что современное общество нуждается в особом типе личности, которая не просто приспосабливается, адаптируется к реальности, а стремится к достижению успеха, проявляя активность, инициативность и ответственность к изменению объективного положения вещей не только в частной, но и в социальной жизни. "Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ" ("Наша новая школа"). В логике модернизации российского образования предполагается устройство школы на принципах возрастных особенностей школьников. Сегодня основная школа должна превратиться в самостоятельное ОУ, четко понимающее собственные границы. В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда, ускорения темпов развития общества и повсеместной информатизации среды системы образования, школа должна формировать новые качества выпускника: инициативность, инновационность, гибкость, мобильность, конструктивность и динамизм. Проблема в том, что современный подросток в своей массе не ориентирован на завершение образования в 15 лет. Он скорее ищет себя в социальной жизни, проходящей за стенами школы, в успешности и признании микросоциумом. Самоопределение и развитие самосознания - вот те особенности современного подростка, которые никак не учитываются современной основной школой и которые мы должны развивать и учитывать. Для подростка школа должна стать реальным местом подготовки к будущей профессии или продолжению образования, но не повинностью, поскольку она никак не решает тех возрастных задач, на которые ориентирован ребенок 11-15 лет. Для успешности апробации модели "Основная школа" необходимо разработать локальные акты и определить нормативно-правовую базу. Ресурсы: методические (проекты, программы, методички, разработки уроков с применением новых технологий, публикации); кадровые (участие в НПК, семинарах, проектах, прохождение курсов, стажировок, создание творческих групп); технические (компьютеризированные рабочие места учителей, специалистов, администрации, включающие цифровую технику интерактивный комплекс, мобильные компьютерные классы, локальная сеть и др.). Образовательная среда, насыщенная дидактическим и современным оборудованием, позволяющим организовать широкую проектно-исследовательскую деятельность учащихся. ФГОС НОО. Оснащение библиотеки необходимыми программами, учебниками и т.д. Научные (связь с ВУЗами); финансовые (Программа "Модернизация образовательной инфраструктуры МОУ "СОШ №3" г.Губкинского на 2011- 2014 годы". Риски и способы их коррекции. 1.Негативное реагирование отдельных учащихся и родителей на нововведения и изменения решаем через систему ознакомительных занятий и родительских собраний, психолого-педагогическую поддержку. 2.Неэффективное использование отдельными учителями нового для них содержания образования и образовательных технологий решаем через повышение профессиональной компетентности (система обучающих семинаров, курсов и консультаций). 3.Изменения в политике образования - через своевременное реагирование. 4.Количество обучающихся, контингент обучающихся - через активизацию работы в микрорайонах города с целью привлечения учащихся в школу. Построение основной школы на основе множественности видов деятельности обучаемого обеспечит интеграцию учебного содержания, развитие пользовательских навыков в информационных технологиях, формирование коммуникативных и социальных компетентностей. Процесс развития школы будет способствовать выполнению образовательного стандарта, положительной динамике образовательных результатов, комфортности обучения и работы всего коллектива школы, удовлетворённости образовательными услугами учащимися и их родителями, повышению конкурентоспособности школы, обретению ею своего собственного "лица". Превращение школы из массовой, общеобразовательной - в школу личностного роста.

Теоретико-методологическое обоснование проекта; приоритетные направления управления ОУ в контексте компетентностного подхода

Особенности организации образовательного процесса заключаются в применении педагогических технологий, ориентированных на поэтапное создание условий для развития личности учащихся. Технологическое обеспечение происходит за счет использования педагогами школы  современных образовательных технологий, которые обеспечивают  принципы личностно-ориентированного обучения и являются  здоровьесберегающими. Основными формами, реализующими развитие творческих способностей, являются: интеллектуальные игры, метод проектов, лабораторные практикумы, учебные дискуссии, участие в работе научного общества, в   творческих конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня. Внедрение диалоговых интерактивных форм обучения и воспитания способствует формированию активной гражданской позиции обучающихся, вовлечению их в социально значимую деятельность, адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни, обеспечивает взаимодействие обучающихся с учителем, помогает в усвоении информации. Целью основного общего образования является обеспечение высокого уровня социализации школьников и создание условий для самоопределения. На II ступени обучения ведущий вид деятельности - общение со сверстниками. Новообразование - чувство взрослости. Форма работы - малые группы. Миссия - школа Интересов, Клубы "1000000 интересов". Изменение позиции учителя - общественные объединения, клубы, внеурочная деятельность. Проектирование. Включение в УП элективных курсов, направленных на определение учащимися своих склонностей, интересов, показывающих возможности различных учебных предметов, расширяющих представления учеников о содержании и практической направленности той или иной науки, дающих возможность в выборе предметов для дальнейшего профильного обучения ("Практический курс речеведения", "Здоровье человека и окружающая среда", "Химия окружает нас", "Физика в твоей будущей профессии", "Основы выбора профессии", "Технология работы с КИМами" и др.). Особое место будут занимать социальные практики, как внеурочная форма организации образовательной деятельности обучающихся в форме социально значимой деятельности определенной профильной направленности. Цель - формирование первичного социального, практического опыта общения и взаимодействия в различных социальных сферах, знакомство с профессиями.

Воспитательная работа школы направлена на выполнение программы "Максимальное развитие личности через формирование гражданской позиции и приобщение к общечеловеческим ценностям". Все воспитательные задачи реализуются через систему 9 подпрограмм, определяющих направления воспитательной работы: "Здоровье", "Гражданин", "Труд", "Экология", "Семья", "Интеллект", "Лидер", "Досуг", "Толерантность". В школе организованы и работают на высоком уровне органы ученического самоуправлении, где учащиеся также приобретают положительный социальный опыт руководства, общения. Дополнительное образование в школе представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия. Система дополнительного образования представлена работой клубов, кружков, объединений и спортивных секций художественно-эстетического направления ("Хоровой коллектив", фольклорная группа "Веретенце", "Школа + театр", "Рукодельница", "Художественная обработка древесины"); туристско-краеведческого направления ("Поиск", "Юный краевед"); эколого-биологического направления ("Экология и химия", "Валеология в школе и дома", "Азбука содержания животных".); социально-педагогического направления ("Пальчиковый театр", "Лидер", "Учимся говорить красиво", "Я, другие и мир вокруг"); культурологического направления ("Юный журналист"); физкультурно-спортивного направления ("Баскетбол").

Школа активно работает по внедрению сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования. Важнейшим направлением деятельности школы является социализация учащихся, которая осуществляется путём установления разнообразных контактов образовательного учреждения с социумом через сотрудничество с вузами, с центрами дополнительного образования, культурными и спортивными центрами города. С целью повышения эффективности управления школой и в целях развития общественного участия в образовательной деятельности, повышения открытости и инвестиционной привлекательности был создан Совет образовательного учреждения (с управляющими функциями) из числа педагогов, учащихся, родителей и представителей общественности. Главным внутренним ресурсом является учитель. Поэтому и методическая работа, и управленческая деятельность направлены на формирование ключевых компетенций учителя. Сохранив предметные МО, учителя объединяются в творческие группы, что также даёт возможность развивать педагогические компетенции. Все рабочие места педагогов и администрации оборудованы множительной техникой и современными компьютерами, которые образуют локальную сеть и имеют доступ в Интернет. Установлена обучающая программа Inmarket Navigator - 3. Владение ИКТ-компетенцией является одним из важных показателей профессионализма учителей нашей школы. Школа является участником реализации городской образовательной программы АИУС "Сетевой город. Образование". С декабря 2010г. школа является городской экспериментальной площадкой по теме "Экологические аспекты образования школьников в интересах устойчивого развития". С сентября 2011г. школа участвует в муниципальном эксперименте по внедрению сетевой модели образования "Школа ступеней" в муниципальной системе образования г. Губкинского по апробации модели "Основная школа". Большое внимание уделяется курсовой подготовке педагогов. Это и выездные курсы, и дистанционные. Благодаря программе АИУС "Сетевой город. Образование", с помощью которой автоматически формируется статотчётность, можно проводить различные виды мониторинга для отслеживания успеваемости, качества, обученности, посещаемости. Компетентностный подход в управлении предполагает возможность получения полной, оперативной информации обо всех сторонах жизни школы и, плюс, налаживание обратной связи с родителями. Одной из составляющих компетентностного подхода является общественная оценка деятельности школы. Сайт школы, содержащий всю информацию о школе, могут посетить все желающие. В школе реализуются программы: "Личностный рост ученика", "Внутришкольная система управления качеством образования", "Экологические аспекты образования школьников в интересах устойчивого развития" и "Основная школа". Программы: воспитательной системы школы, правового просвещения несовершеннолетних, родителей, педагогического коллектива "Азбука практического права: изучаем вместе"; духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования; формирования здорового и безопасного образа жизни, патриотического воспитания; детских объединений "Радость" (1-4), "Родник" (5-7); научно-экологического общества "Росинка"; по дополнительному образованию "Лидер", "Я, другие и мир вокруг", "Учимся говорить красиво".

Ожидаемые результаты: Создание условий для получения школьниками качественного образования. Обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для всех субъектов образовательного процесса, учёт индивидуальных и личностных особенностей школьников. Повышение познавательной активности учащихся с учетом природосообразности, стремления к самосовершенствованию и саморазвитию через связь с вузами, исследовательскую деятельность, через школьное НОУ, внеклассную работу, ЭОУ. Социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях современной действительности: организация работы по профессиональному самоопределению учащихся через диагностику профессиональной направленности учащихся, проведение тематических классных часов, тренинговых занятий, проведение круглых столов по данной тематике, встреч с представителями различных специальностей, проведение экскурсий на предприятия, организация социальных практик. Создание и реализация новых социальных проектов, участие учеников школы в масштабных социальных акциях на разных уровнях. Создание оптимальных условий для развития духовно богатой, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и саморазвитию. Сохранение хорошего психологического климата. Достижение учащимися высокого уровня воспитанности. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Поддержка семьи в воспитании самосознания ребенка. Изменение роли учителя как организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего деятельность учащегося. Результативное участие учащихся и учителей в конкурсах, конференциях, олимпиадах различных уровней.

Нормативно-правовая основа проекта

- Конвенция о правах ребенка

- Закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка"

- Закон Российской Федерации "Об образовании"

- Закон ЯНАО "Об образовании"

- Приоритетный национальный проект "Образование"

- Федеральные государственные образовательные стандарты

- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года

- Постановление Правительства ЯНАО от 06.05.2011г. № 251-П

- Комплексный план модернизации системы образования ЯНАО

- Постановление о внесении изменений в окружную долгосрочную целевую программу "Развитие системы образования Ямало-Ненецкого  автономного округа на 2011 - 2015 годы"

- Программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы

- Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года

- Распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года № 379-РП "Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования Ямало-Ненецкого автономного округа";

Кадровое обеспечение реализации проекта

Педагогический коллектив школы. Администрация:

№ п/п Занимаемая должность Ответственное поручение
1. Директор МОУ "СОШ №3" Осуществляет руководство проектом, обеспечивает рациональное использование финансовых и материальных средств, несёт ответственность за реализацию проекта
2. Заместитель директора по методической работе Является координатором проекта, организует текущую деятельность над проектом, несёт ответственность за реализацию проекта.
3. Заместитель директора по учебной работе Координирует учебную деятельность.
4. Заместитель директора по УВР в НШ Координирует взаимодействие учебной и воспитательной работы по НШ
5. Заместитель директора по воспитательной работе Координирует взаимодействие учебной и воспитательной работы.

Оценка реализуемости проекта и отчётность

Постоянный мониторинг состояния информационной среды, учебно-воспитательного процесса и динамики изменения образовательной среды ОУ.

Результаты участия в мероприятиях разного уровня. Публикации в научных, методических сборниках и изданиях. Сетевое взаимодействие с учреждениями города. Анализ результативности деятельности по этапам. Проведение внешней экспертизы деятельности (Городской ЭС). Экспериментальные диагностические материалы (материалы анкетирования, интервью, тестов, опросов, наблюдений, тексты срезовых работ и т.д.). Государственная итоговая аттестация. Результаты участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах различных уровней. Результаты распределения выпускников 9 класса в классы школ города и другие учебные заведения. Перспективный план курсовой переподготовки и аттестации учителей. Усовершенствование Положения о порядке доплат и надбавок стимулирующего характера педагогам школы.

Формы представления результатов реализации проекта для массовой практики:

Отчёт. Публичный доклад директора. Представление результатов работы на сайте ОУ. Конспекты учебных занятий, проектов, интегрированных уроков, программ элективных курсов, методических разработок, календарно-тематическое планирование, предусматривающее реализацию ИКТ и др.

Публикации, конференции, семинары. СМИ

Организационные условия реализации проекта

I. Подготовительный (организационный) этап

Цель: Диагностическая, прогностическая, организационная. Определение ресурсного потенциала, нормативно-правовое обеспечение. Информационная поддержка (сайт).

Задачи:

  • Обобщение и анализ существующего опыта работы школы, достижений и недостатков.
  • Изучение теоретических аспектов проблемы выявление и развитие мотивов социально-образовательной деятельности, ресурсов личностного развития ребёнка, планирование деятельности школы.
  • Совершенствование кадрового, научного, материально-технического обеспечения, работа с документацией.

Содержание деятельности: создание имитирующих жизненных ситуаций, позволяющих осваивать обучающимися и педагогами разные виды деятельности (учебную, познавательную, трудовую, проектную и др.), что содействует формированию ключевых компетентностей, а также приобретению социального опыта. Создание условий для обновления структуры и содержания образования. Внедрение новой системы оплаты труда педагогам за результат, а не абсолютные показатели.

Сроки реализации: 2011-2012

Ответственные Директор школы, заместители директора по УР, МР, ВР, НШ, педагог-психолог, социальный педагог. Совет школы.

II. Основной этап

Цель: Реализация образовательных инициатив проекта, приведение основных компонентов образовательного процесса в соответствие с целями и задачами.

Задачи:

  • Совершенствование всей образовательной системы школы.
  • Приведение системы управления школой в соответствие с заявленной деятельностью.
  • Разработка материалов для диагностики личностного роста обучающихся в ходе образовательного процесса.
  • Исследование и применение новых образовательных технологий.
  • Совершенствование взаимодействия с родителями и общественностью.
  • Внедрение в практику новых образовательных и воспитательных проектов.

Содержание деятельности: введение технологий компетентностного обучения, требующих демонстрации уровней ключевых компетентностей; совершенствование технологий образования; обеспечение социального партнерства ОУ; повышение эффективности управления в сфере образования с возрастанием ответственности учреждения за результаты деятельности; совершенствование экономических механизмов.

Сроки реализации: 2012-2013

Ответственные: Администрация. Педагогический коллектив. Учащиеся. Родители учащихся. Совет школы (с управляющими функциями).

III. Практико-прогностический этап

Цель: Оценка ожидаемых результатов, определение перспективных направлений развития школы.

Задачи: Проведение конференции "Содержание образования и воспитательной системы в школе", семинара "Активные формы обучения и воспитания и их позитивное влияние на личностный рост ученика". Осуществление рефлексии деятельности участников обр. процесса.

Содержание деятельности: привлечении общественной экспертизы для оценки качества работы ОУ; совершенствование структуры управления ОУ с учетом провозглашенных приоритетных направлений в образовательной политике. Научить учиться; ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных); анализировать ситуации и принимать оптимальные решения; решать проблемы профессионального выбора.

Сроки реализации: 2013-2014

Ответственные: Администрация. Рабочая группа.

IV. Обобщающий этап

Цель: Анализ, обобщение, прогнозирование, конструирование дальнейших путей развития школы, подготовка материалов к трансляции (сайт, сеть Интернет, возможен сборник).

Задачи:

  • Завершение работы по проекту.
  • Анализ и рефлексия статуса школы в социуме.
  • Самоопределение педагогического коллектива по отношению к дальнейшему развитию школы. Итоговая Конференция.

Содержание деятельности: развитие умений эффективно пользоваться знаниями, находить индивидуальную траекторию обучения, формировать ключевые компетентности; обеспечение качественного образования и личностного роста обучающихся, педагогических и руководящих работников.

Сроки реализации: 2014-2015

Ответственные: Администрация. Рабочая группа. Совет школы.

Финансово-экономическое обоснование реализации проекта (пример)

Перечень необходимого оборудования, программного и методического обеспечения Сумма Источники доходов
1 Область Английский язык

Мультимедийный лингафонный кабинет (английский язык)

980000 Финансирование проекта предусмотрено из федерального, регионального и муниципального бюджета.
2 Область Естествознание:

Цифровой USB-микроскоп ProScope HR Deluxe Kit (для учителя) с учебно-методическими материалами (CD)

178500,00
3 Цифровой USB-микроскоп Biology ProScope HR Kit (для ученика) с учебно-методическими материалами (CD) 119024,50
4 Область Биология

Демонстрационный экспериментальный комплект "Начинаем вместе"

87462,20
5 Демонстрационный экспериментальный комплект "Исследуем вместе" 440565,36 Финансирование проекта предусмотрено из федерального, регионального и муниципального бюджета.
7 Область Физика

Демонстрационный экспериментальный комплект "Учимся вместе"

177223,23
8 Учебно-методические материалы (CD + книга)

Лабораторный экспериментальный комплект "Исследуем вместе"

187533,56
9 Область Химия

Учебно-методические материалы (CD + книга)

Демонстрационный экспериментальный комплект "Учимся вместе"

143536,06
10 Область ОБЖ

Демонстрационный экспериментальный комплект

273243,29
11 Лабораторные оборудования по физике, химии, экологии:

Учебно-методические материалы (CD + книга)

Лабораторный экспериментальный комплект "Учимся вместе"

214183,93
12 Учебно-методические материалы (CD + книга)

Лабораторный экспериментальный комплект "Исследуем вместе"

253527,79
13 Учебно-методические материалы (CD + книга)

Лабораторный экспериментальный комплект "Учимся вместе"

152748,79
14 Курсы, стажировки 150000  
Итого 3357548.7