Разработчики проекта: Батагова Е.В., заместитель директора по МР, высшая квалификационная категория, Почётный работник РФ, Десятниченко Н.П., заместитель директора по ВР, высшая квалификационная категория, Почётный работник РФ.
Сведения о муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа №3". Фактический и юридический адрес: 629830 ЯНАО г.Губкинский, мкр. 6, дом 3, Руководитель ОУ: Нигматуллина М.Г., заслуженный учитель России, отличник народного просвещения, обладатель грантов Губернатора ЯНАО и Главы г.Губкинского. Справка о МОУ "СОШ №3": школа открыта 01.09.1989г. В школе обучаются 334 учащихся, работают 30 педагогов (все с высшим образованием), среди которых 1 заслуженный учитель РФ, 12 -имеют отраслевые награды, 3 - почётные грамоты МО, 2 -обладатели гранта Губернатора, 3 - обладатели гранта Главы г.Губкинского, 3 аспиранта, 89,6% учителей имеют категории. Курсовую переподготовку прошли 100% учителей. Педагоги успешно принимают участие в профессиональных конкурсах. За период работы школа выпустила 28 медалистов, 11 обладателей грантов Главы г.Губкинского. Среди выпускников 5 кандидатов наук. Отличительными особенностями школы являются: работа УКП для молодёжи, по каким-то причинам не получившей образование, работа предшкольной группы, сотрудничество с УдГУ, БГПУ им.М.Акмуллы, УГНТУ, ОмГУ. Важнейшее направление школы - экологизация и социализация учащихся на основе сотрудничества с 22-мя учреждениями дополнительного образования, культурными и спортивными центрами, общественными организациями и учреждениями города.
Паспорт проекта
Миссия школы: создание единого открытого инновационного образовательного пространства на основе внедрения новых технологий в обучение, личностной социализации и экологизации, выбор модели школы личностного роста, способной удовлетворить образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса. Тема проекта: "Управление переводом образовательного учреждения в логику компетентностного подхода в условиях перехода на основную школу".
Цель: повышение качества образования и формирование компетенций у обучающихся школы на основе апробации модели "Основная школа" и создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающихся, для развития их склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Задачи: введение образовательных стандартов нового поколения; освоение новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских, современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности; совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса; внедрение технологий здоровьесбережения. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса; интеграция общего и дополнительного образования; формирование экологической грамотности, развитие физически и нравственно здоровой, образованной, духовно богатой и социально-активной личности; стимулирование профессионального самовыражения учителя, раскрытие его творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями; создание комфортных психолого-педагогических и материальных условии для осуществления профессиональной деятельности; улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Обоснование необходимости проекта
Основной акцент в образовательной политике на ближайшие годы Президент РФ делает на "формирование нового поколения профессиональных кадров", в котором "школьное образование является решающим как для индивидуального успеха каждого человека, так и для долгосрочного развития страны в целом". Актуальность в том, что современное общество нуждается в особом типе личности, которая не просто приспосабливается, адаптируется к реальности, а стремится к достижению успеха, проявляя активность, инициативность и ответственность к изменению объективного положения вещей не только в частной, но и в социальной жизни. "Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ" ("Наша новая школа"). В логике модернизации российского образования предполагается устройство школы на принципах возрастных особенностей школьников. Сегодня основная школа должна превратиться в самостоятельное ОУ, четко понимающее собственные границы. В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда, ускорения темпов развития общества и повсеместной информатизации среды системы образования, школа должна формировать новые качества выпускника: инициативность, инновационность, гибкость, мобильность, конструктивность и динамизм. Проблема в том, что современный подросток в своей массе не ориентирован на завершение образования в 15 лет. Он скорее ищет себя в социальной жизни, проходящей за стенами школы, в успешности и признании микросоциумом. Самоопределение и развитие самосознания - вот те особенности современного подростка, которые никак не учитываются современной основной школой и которые мы должны развивать и учитывать. Для подростка школа должна стать реальным местом подготовки к будущей профессии или продолжению образования, но не повинностью, поскольку она никак не решает тех возрастных задач, на которые ориентирован ребенок 11-15 лет. Для успешности апробации модели "Основная школа" необходимо разработать локальные акты и определить нормативно-правовую базу. Ресурсы: методические (проекты, программы, методички, разработки уроков с применением новых технологий, публикации); кадровые (участие в НПК, семинарах, проектах, прохождение курсов, стажировок, создание творческих групп); технические (компьютеризированные рабочие места учителей, специалистов, администрации, включающие цифровую технику интерактивный комплекс, мобильные компьютерные классы, локальная сеть и др.). Образовательная среда, насыщенная дидактическим и современным оборудованием, позволяющим организовать широкую проектно-исследовательскую деятельность учащихся. ФГОС НОО. Оснащение библиотеки необходимыми программами, учебниками и т.д. Научные (связь с ВУЗами); финансовые (Программа "Модернизация образовательной инфраструктуры МОУ "СОШ №3" г.Губкинского на 2011- 2014 годы". Риски и способы их коррекции. 1.Негативное реагирование отдельных учащихся и родителей на нововведения и изменения решаем через систему ознакомительных занятий и родительских собраний, психолого-педагогическую поддержку. 2.Неэффективное использование отдельными учителями нового для них содержания образования и образовательных технологий решаем через повышение профессиональной компетентности (система обучающих семинаров, курсов и консультаций). 3.Изменения в политике образования - через своевременное реагирование. 4.Количество обучающихся, контингент обучающихся - через активизацию работы в микрорайонах города с целью привлечения учащихся в школу. Построение основной школы на основе множественности видов деятельности обучаемого обеспечит интеграцию учебного содержания, развитие пользовательских навыков в информационных технологиях, формирование коммуникативных и социальных компетентностей. Процесс развития школы будет способствовать выполнению образовательного стандарта, положительной динамике образовательных результатов, комфортности обучения и работы всего коллектива школы, удовлетворённости образовательными услугами учащимися и их родителями, повышению конкурентоспособности школы, обретению ею своего собственного "лица". Превращение школы из массовой, общеобразовательной - в школу личностного роста.
Теоретико-методологическое обоснование проекта; приоритетные направления управления ОУ в контексте компетентностного подхода
Особенности организации образовательного процесса заключаются в применении педагогических технологий, ориентированных на поэтапное создание условий для развития личности учащихся. Технологическое обеспечение происходит за счет использования педагогами школы современных образовательных технологий, которые обеспечивают принципы личностно-ориентированного обучения и являются здоровьесберегающими. Основными формами, реализующими развитие творческих способностей, являются: интеллектуальные игры, метод проектов, лабораторные практикумы, учебные дискуссии, участие в работе научного общества, в творческих конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня. Внедрение диалоговых интерактивных форм обучения и воспитания способствует формированию активной гражданской позиции обучающихся, вовлечению их в социально значимую деятельность, адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни, обеспечивает взаимодействие обучающихся с учителем, помогает в усвоении информации. Целью основного общего образования является обеспечение высокого уровня социализации школьников и создание условий для самоопределения. На II ступени обучения ведущий вид деятельности - общение со сверстниками. Новообразование - чувство взрослости. Форма работы - малые группы. Миссия - школа Интересов, Клубы "1000000 интересов". Изменение позиции учителя - общественные объединения, клубы, внеурочная деятельность. Проектирование. Включение в УП элективных курсов, направленных на определение учащимися своих склонностей, интересов, показывающих возможности различных учебных предметов, расширяющих представления учеников о содержании и практической направленности той или иной науки, дающих возможность в выборе предметов для дальнейшего профильного обучения ("Практический курс речеведения", "Здоровье человека и окружающая среда", "Химия окружает нас", "Физика в твоей будущей профессии", "Основы выбора профессии", "Технология работы с КИМами" и др.). Особое место будут занимать социальные практики, как внеурочная форма организации образовательной деятельности обучающихся в форме социально значимой деятельности определенной профильной направленности. Цель - формирование первичного социального, практического опыта общения и взаимодействия в различных социальных сферах, знакомство с профессиями.
Воспитательная работа школы направлена на выполнение программы "Максимальное развитие личности через формирование гражданской позиции и приобщение к общечеловеческим ценностям". Все воспитательные задачи реализуются через систему 9 подпрограмм, определяющих направления воспитательной работы: "Здоровье", "Гражданин", "Труд", "Экология", "Семья", "Интеллект", "Лидер", "Досуг", "Толерантность". В школе организованы и работают на высоком уровне органы ученического самоуправлении, где учащиеся также приобретают положительный социальный опыт руководства, общения. Дополнительное образование в школе представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия. Система дополнительного образования представлена работой клубов, кружков, объединений и спортивных секций художественно-эстетического направления ("Хоровой коллектив", фольклорная группа "Веретенце", "Школа + театр", "Рукодельница", "Художественная обработка древесины"); туристско-краеведческого направления ("Поиск", "Юный краевед"); эколого-биологического направления ("Экология и химия", "Валеология в школе и дома", "Азбука содержания животных".); социально-педагогического направления ("Пальчиковый театр", "Лидер", "Учимся говорить красиво", "Я, другие и мир вокруг"); культурологического направления ("Юный журналист"); физкультурно-спортивного направления ("Баскетбол").
Школа активно работает по внедрению сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования. Важнейшим направлением деятельности школы является социализация учащихся, которая осуществляется путём установления разнообразных контактов образовательного учреждения с социумом через сотрудничество с вузами, с центрами дополнительного образования, культурными и спортивными центрами города. С целью повышения эффективности управления школой и в целях развития общественного участия в образовательной деятельности, повышения открытости и инвестиционной привлекательности был создан Совет образовательного учреждения (с управляющими функциями) из числа педагогов, учащихся, родителей и представителей общественности. Главным внутренним ресурсом является учитель. Поэтому и методическая работа, и управленческая деятельность направлены на формирование ключевых компетенций учителя. Сохранив предметные МО, учителя объединяются в творческие группы, что также даёт возможность развивать педагогические компетенции. Все рабочие места педагогов и администрации оборудованы множительной техникой и современными компьютерами, которые образуют локальную сеть и имеют доступ в Интернет. Установлена обучающая программа Inmarket Navigator - 3. Владение ИКТ-компетенцией является одним из важных показателей профессионализма учителей нашей школы. Школа является участником реализации городской образовательной программы АИУС "Сетевой город. Образование". С декабря 2010г. школа является городской экспериментальной площадкой по теме "Экологические аспекты образования школьников в интересах устойчивого развития". С сентября 2011г. школа участвует в муниципальном эксперименте по внедрению сетевой модели образования "Школа ступеней" в муниципальной системе образования г. Губкинского по апробации модели "Основная школа". Большое внимание уделяется курсовой подготовке педагогов. Это и выездные курсы, и дистанционные. Благодаря программе АИУС "Сетевой город. Образование", с помощью которой автоматически формируется статотчётность, можно проводить различные виды мониторинга для отслеживания успеваемости, качества, обученности, посещаемости. Компетентностный подход в управлении предполагает возможность получения полной, оперативной информации обо всех сторонах жизни школы и, плюс, налаживание обратной связи с родителями. Одной из составляющих компетентностного подхода является общественная оценка деятельности школы. Сайт школы, содержащий всю информацию о школе, могут посетить все желающие. В школе реализуются программы: "Личностный рост ученика", "Внутришкольная система управления качеством образования", "Экологические аспекты образования школьников в интересах устойчивого развития" и "Основная школа". Программы: воспитательной системы школы, правового просвещения несовершеннолетних, родителей, педагогического коллектива "Азбука практического права: изучаем вместе"; духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования; формирования здорового и безопасного образа жизни, патриотического воспитания; детских объединений "Радость" (1-4), "Родник" (5-7); научно-экологического общества "Росинка"; по дополнительному образованию "Лидер", "Я, другие и мир вокруг", "Учимся говорить красиво".
Ожидаемые результаты: Создание условий для получения школьниками качественного образования. Обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для всех субъектов образовательного процесса, учёт индивидуальных и личностных особенностей школьников. Повышение познавательной активности учащихся с учетом природосообразности, стремления к самосовершенствованию и саморазвитию через связь с вузами, исследовательскую деятельность, через школьное НОУ, внеклассную работу, ЭОУ. Социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях современной действительности: организация работы по профессиональному самоопределению учащихся через диагностику профессиональной направленности учащихся, проведение тематических классных часов, тренинговых занятий, проведение круглых столов по данной тематике, встреч с представителями различных специальностей, проведение экскурсий на предприятия, организация социальных практик. Создание и реализация новых социальных проектов, участие учеников школы в масштабных социальных акциях на разных уровнях. Создание оптимальных условий для развития духовно богатой, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и саморазвитию. Сохранение хорошего психологического климата. Достижение учащимися высокого уровня воспитанности. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Поддержка семьи в воспитании самосознания ребенка. Изменение роли учителя как организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего деятельность учащегося. Результативное участие учащихся и учителей в конкурсах, конференциях, олимпиадах различных уровней.
Нормативно-правовая основа проекта
- Конвенция о правах ребенка
- Закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка"
- Закон Российской Федерации "Об образовании"
- Закон ЯНАО "Об образовании"
- Приоритетный национальный проект "Образование"
- Федеральные государственные образовательные стандарты
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года
- Постановление Правительства ЯНАО от 06.05.2011г. № 251-П
- Комплексный план модернизации системы образования ЯНАО
- Постановление о внесении изменений в окружную долгосрочную целевую программу "Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2015 годы"
- Программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы
- Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года
- Распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года № 379-РП "Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования Ямало-Ненецкого автономного округа";
Кадровое обеспечение реализации проекта
Педагогический коллектив школы. Администрация:
№ п/п | Занимаемая должность | Ответственное поручение |
1. | Директор МОУ "СОШ №3" | Осуществляет руководство проектом, обеспечивает рациональное использование финансовых и материальных средств, несёт ответственность за реализацию проекта |
2. | Заместитель директора по методической работе | Является координатором проекта, организует текущую деятельность над проектом, несёт ответственность за реализацию проекта. |
3. | Заместитель директора по учебной работе | Координирует учебную деятельность. |
4. | Заместитель директора по УВР в НШ | Координирует взаимодействие учебной и воспитательной работы по НШ |
5. | Заместитель директора по воспитательной работе | Координирует взаимодействие учебной и воспитательной работы. |
Оценка реализуемости проекта и отчётность
Постоянный мониторинг состояния информационной среды, учебно-воспитательного процесса и динамики изменения образовательной среды ОУ.
Результаты участия в мероприятиях разного уровня. Публикации в научных, методических сборниках и изданиях. Сетевое взаимодействие с учреждениями города. Анализ результативности деятельности по этапам. Проведение внешней экспертизы деятельности (Городской ЭС). Экспериментальные диагностические материалы (материалы анкетирования, интервью, тестов, опросов, наблюдений, тексты срезовых работ и т.д.). Государственная итоговая аттестация. Результаты участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах различных уровней. Результаты распределения выпускников 9 класса в классы школ города и другие учебные заведения. Перспективный план курсовой переподготовки и аттестации учителей. Усовершенствование Положения о порядке доплат и надбавок стимулирующего характера педагогам школы.
Формы представления результатов реализации проекта для массовой практики:
Отчёт. Публичный доклад директора. Представление результатов работы на сайте ОУ. Конспекты учебных занятий, проектов, интегрированных уроков, программ элективных курсов, методических разработок, календарно-тематическое планирование, предусматривающее реализацию ИКТ и др.
Публикации, конференции, семинары. СМИ
Организационные условия реализации проекта
I. Подготовительный (организационный) этап
Цель: Диагностическая, прогностическая, организационная. Определение ресурсного потенциала, нормативно-правовое обеспечение. Информационная поддержка (сайт).
Задачи:
- Обобщение и анализ существующего опыта работы школы, достижений и недостатков.
- Изучение теоретических аспектов проблемы выявление и развитие мотивов социально-образовательной деятельности, ресурсов личностного развития ребёнка, планирование деятельности школы.
- Совершенствование кадрового, научного, материально-технического обеспечения, работа с документацией.
Содержание деятельности: создание имитирующих жизненных ситуаций, позволяющих осваивать обучающимися и педагогами разные виды деятельности (учебную, познавательную, трудовую, проектную и др.), что содействует формированию ключевых компетентностей, а также приобретению социального опыта. Создание условий для обновления структуры и содержания образования. Внедрение новой системы оплаты труда педагогам за результат, а не абсолютные показатели.
Сроки реализации: 2011-2012
Ответственные Директор школы, заместители директора по УР, МР, ВР, НШ, педагог-психолог, социальный педагог. Совет школы.
II. Основной этап
Цель: Реализация образовательных инициатив проекта, приведение основных компонентов образовательного процесса в соответствие с целями и задачами.
Задачи:
- Совершенствование всей образовательной системы школы.
- Приведение системы управления школой в соответствие с заявленной деятельностью.
- Разработка материалов для диагностики личностного роста обучающихся в ходе образовательного процесса.
- Исследование и применение новых образовательных технологий.
- Совершенствование взаимодействия с родителями и общественностью.
- Внедрение в практику новых образовательных и воспитательных проектов.
Содержание деятельности: введение технологий компетентностного обучения, требующих демонстрации уровней ключевых компетентностей; совершенствование технологий образования; обеспечение социального партнерства ОУ; повышение эффективности управления в сфере образования с возрастанием ответственности учреждения за результаты деятельности; совершенствование экономических механизмов.
Сроки реализации: 2012-2013
Ответственные: Администрация. Педагогический коллектив. Учащиеся. Родители учащихся. Совет школы (с управляющими функциями).
III. Практико-прогностический этап
Цель: Оценка ожидаемых результатов, определение перспективных направлений развития школы.
Задачи: Проведение конференции "Содержание образования и воспитательной системы в школе", семинара "Активные формы обучения и воспитания и их позитивное влияние на личностный рост ученика". Осуществление рефлексии деятельности участников обр. процесса.
Содержание деятельности: привлечении общественной экспертизы для оценки качества работы ОУ; совершенствование структуры управления ОУ с учетом провозглашенных приоритетных направлений в образовательной политике. Научить учиться; ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных); анализировать ситуации и принимать оптимальные решения; решать проблемы профессионального выбора.
Сроки реализации: 2013-2014
Ответственные: Администрация. Рабочая группа.
IV. Обобщающий этап
Цель: Анализ, обобщение, прогнозирование, конструирование дальнейших путей развития школы, подготовка материалов к трансляции (сайт, сеть Интернет, возможен сборник).
Задачи:
- Завершение работы по проекту.
- Анализ и рефлексия статуса школы в социуме.
- Самоопределение педагогического коллектива по отношению к дальнейшему развитию школы. Итоговая Конференция.
Содержание деятельности: развитие умений эффективно пользоваться знаниями, находить индивидуальную траекторию обучения, формировать ключевые компетентности; обеспечение качественного образования и личностного роста обучающихся, педагогических и руководящих работников.
Сроки реализации: 2014-2015
Ответственные: Администрация. Рабочая группа. Совет школы.
Финансово-экономическое обоснование реализации проекта (пример)
№ | Перечень необходимого оборудования, программного и методического обеспечения | Сумма | Источники доходов |
1 | Область Английский язык Мультимедийный лингафонный кабинет (английский язык) |
980000 | Финансирование проекта предусмотрено из федерального, регионального и муниципального бюджета. |
2 | Область Естествознание: Цифровой USB-микроскоп ProScope HR Deluxe Kit (для учителя) с учебно-методическими материалами (CD) |
178500,00 | |
3 | Цифровой USB-микроскоп Biology ProScope HR Kit (для ученика) с учебно-методическими материалами (CD) | 119024,50 | |
4 | Область Биология Демонстрационный экспериментальный комплект "Начинаем вместе" |
87462,20 | |
5 | Демонстрационный экспериментальный комплект "Исследуем вместе" | 440565,36 | Финансирование проекта предусмотрено из федерального, регионального и муниципального бюджета. |
7 | Область Физика Демонстрационный экспериментальный комплект "Учимся вместе" |
177223,23 | |
8 | Учебно-методические материалы (CD +
книга) Лабораторный экспериментальный комплект "Исследуем вместе" |
187533,56 | |
9 | Область Химия Учебно-методические материалы (CD + книга) Демонстрационный экспериментальный комплект "Учимся вместе" |
143536,06 | |
10 | Область ОБЖ Демонстрационный экспериментальный комплект |
273243,29 | |
11 | Лабораторные оборудования по физике,
химии, экологии: Учебно-методические материалы (CD + книга) Лабораторный экспериментальный комплект "Учимся вместе" |
214183,93 | |
12 | Учебно-методические материалы (CD +
книга) Лабораторный экспериментальный комплект "Исследуем вместе" |
253527,79 | |
13 | Учебно-методические материалы (CD +
книга) Лабораторный экспериментальный комплект "Учимся вместе" |
152748,79 | |
14 | Курсы, стажировки | 150000 | |
Итого | 3357548.7 |