1. Введение. Проблемы формирования и развития коммуникативной компетенции в современной школе.
Коммуникативная компетенция является одной из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к умению построить множество разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Обучение учащихся устному и письменному речевому общению приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении. Мы всё чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с родным языком. Вероятно, именно поэтому 2007 год был объявлен в нашей стране годом русского языка. Коммуникативная направленность в его изучении не только служит практической цели – формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык». Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Для этого надо знать основные понятия лингвистической речи: стили, типы речи, их композицию, способы связи предложений в тексте, владеть умениями и навыками анализа текста. В настоящее время основными задачами формирования речетворчества являются построение свободных, корректных и успешных устных высказываний, а также умение создавать письменные тексты разнообразных стилей и жанров.
В этой связи проблема коммуникативной компетентности нашла отражение в следующих законодательных федеральных документах: в «Законе об образовании»; в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», в национальных проектах Президента Российской Федерации. Так, в «Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку» говорится о языковой и коммуникативной компетенции как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка. В «Пояснительной записке» к «Программе по русскому языку для 5-9 классов» указано, что «специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся». Коммуникативная компетенция (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Актуальность данной темы связана, прежде всего, с наличием следующей проблемы. Несмотря на заявленную определяющую роль коммуникативной компетенции, педагоги продолжают отмечать снижение уровня индивидуального словарного запаса школьников. В последнее время всё чаще говорится о наличии серьёзных недостатков в развитии связной правильной речи детей, отмечается низкий уровень сформированности у школьников индивидуально–личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на результатах и качестве их практических, грамматических и речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации. Учащиеся не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения, часто используя жаргоны и слова ненормативной лексики. Исходя из этого, необходимо отметить, что первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.
Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев ещё в 1844 году рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врождённый дар слова». И.И. Срезневский в 1860 году советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на их значение. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».
Каждый учитель основной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы школьник в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная правильная речь.
Цель: раскрыть сущность работы со словарями на уроках русского языка в 5-7 классах, направленной на формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся, наметить пути её эффективного совершенствования.
Задачи: изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу, в которой рассматриваются вопросы формирования и развитие коммуникативной компетенции учащихся через использование словарей; – описать основные положения формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся посредством работы со словарями на уроках русского языка; – показать некоторые методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в основной общеобразовательной школе.
Предмет исследования – методы и приёмы работы со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников.
2. Психолого-педагогическое обоснование данной проблемы.
Выбор средств обучения русскому языку, в том числе и средств развития речи школьников, опирается на достижения педагогики, дидактики, которая даёт обобщённое понятие процесса обучения. Успешное изучение русского языка невозможно без знания психологии обучаемых. Педагогу необходимо знать психологические особенности учащихся этих классов. В подростковом возрасте серьёзно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В V классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлечённых понятий.
Расширение связей с окружающим миром, широкое общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда оно удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определённый смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приёмами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха. Положительное отношение к учению, высокая общественная мотивация его – совершенно необходимые условия полноценного усвоения учебного материала. «Внимание учащихся – обязательное условие успешной учебной работы. Обычные причины невнимательности школьников – усталость, отсутствие интереса к предмету, сухость и неясность изложения. Основные средства возбуждения внимания учащихся – динамическое ведение занятий с применением разнообразных приёмов организации активности учащихся, живость изложения, переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, – » отмечает психолог В.А. Крутецкий.
Другая форма выражения мотивов учения – наличие учебных интересов. Учебные интересы, как правило, избирательны. Они зависят от того, насколько связан материал с внеучебными интересами, насколько ясно и понятно излагает материал учитель, насколько активны и разнообразны методы обучения. Полученные и переработанные сведения должны быть сохранены в памяти, чтобы в любой момент можно было извлечь их и применить на практике. Наиболее эффективное запоминание происходит в активной деятельности с изучаемым материалом. Роль учителя заключается в том, чтобы создавать у учащихся соответствующую установку, указывая на то, что нужно запомнить на время, что – навсегда, а что и вовсе не следует запоминать, достаточно просто понять. Знание психологических особенностей подросткового возраста, мотивов учения и усвоения знаний школьниками этого возраста – необходимое условие организации наиболее продуктивной учебной работы с ними, в том числе работы со словарями как основными компонентами такого раздела лингвистики, как лексикография.
3. Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся.
Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу со словарями – одна из ведущих задач в деятельности учителя русского языка на современном этапе развития основной общеобразовательной школы. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется следующими факторами: 1. Исключительно важной ролью слова в языке; 2. Потребностью в постоянном пополнении слов. Ведь чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, красивее его устная и письменная речь.
Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся составляют тематические (идеографические) и лексико-семантические группы слов. Отбор смысловых тем для обогащения словарного запаса учащихся необходимо производить с расчётом реализации целей подготовки их к жизни. В соответствии с этим положением первым принципом отбора тематических групп слов является социально-коммуникативный.
Межпредметный материал – богатый источник для пополнения содержания работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Отсюда выделяется межпредметно-коммуникативный принцип отбора тематических групп слов для работы по развитию речи школьников. В соответствии с указанными принципами актуальными оказываются следующие тематические группы слов: общественно-политическая лексика, морально-этическая, спортивная, лексика гигиены и здравоохранения, искусства и культуры, военная лексика (оборона Отечества), лексика права, труда. Каждая тематическая группа охватывает огромное количество слов. Их отбор для обогащения словарного запаса учащихся опирается на несколько принципов: 1. Частотный принцип (отбирается лексика, наиболее часто употребляемая в текстах разных стилей); 2. Коммуникативный принцип (отбирается лексика, сопряжённая с подготовкой учащихся к жизни); 3. Системный принцип (необходимо включать в словник лексико- семантический группы доминанты синонимического, словообразовательного рядов слов, а также антонимов и синонимов); 4. Стилистический принцип (обеспечивает включение в словник слов, выражающих отношение к предмету и отношение к слову, т.е. эмоционально окрашенных и стилистически окрашенных слов).
Умение пользоваться толковым словарём также имеет большое социальное значение для учащихся. Оно обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при чтении книг и газет, при прослушивании и просмотре радио- и телепередач. Формирование умения пользоваться толковым словарем опирается на следующие знания о нём: назначение толкового словаря, словарная статья, грамматические и лексические пометы в ней. Формируется умение обращаться к толковому словарю с помощью следующих упражнений: нахождение слова в словаре; чтение в словарной статье толкования лексического значения; нахождение слов определённой группы по соответствующим пометам и т. д.
Очень большую роль в развитии речи учащихся играет работа со словами-синонимами. Их использование делает речь яркой, образной, выразительной. «Цель работы над лексическими синонимами в школе заключается не только в том, чтобы обогащался словарный запас учащихся за счёт знакомства с синонимическими рядами, но и в том, чтобы обращалось самое пристальное внимание на уточнение значения и сферы употребления синонимических слов, а также на их оттенки, семантические и стилистические различия»,– отмечает учитель-методист Т.И. Чижова.
В методической литературе нет единого мнения о том, с какими видами лексических синонимов и в каком классе знакомить учащихся. Одни методисты предлагают проводить работу с семантическими синонимами, другие – со стилистическими, третьи – с теми и другими одновременно. При изучении синонимов целесообразно акцентировать внимание школьников как на чертах сходства синонимических слов, так и на имеющихся между ними различиях. Понимание общего и особого у слов-синонимов опирается на сравнение и сопоставление их. Так, например, учащимся предлагается подобрать синонимы к существительному родина. При выполнении этого задания ученики, прежде всего, руководствуются тем, что синонимы, составляя синонимический ряд, относятся к одному лексико-грамматическому классу. Второй опознавательный признак заключается в том, что синонимы объединены общим значением. Так, сравнивая слова родина, отечество, отчизна, учащиеся с помощью словаря синонимов устанавливают, что все они «объединяются значением – родная страна, государство». Далее определяются дифференциальные признаки этих слов. Существительное родина – опорное слово синонимического ряда, стилистически нейтрально, не содержит ограничений в употреблении, оно может иметь и более узкое значение, указывая на конкретное место рождения (город, деревня и т.д.). Слова отечество и отчизна выступают как стилистические синонимы нейтрально окрашенного слова, принадлежат к высокому, торжественному стилю. Использование словаря синонимов на уроках русского языка способствует развитию у школьников лингвистического мышления, позволяет глубже проникнуть в языковую природу синонимов, развивает потребность обращения к справочной литературе.
Таким образом, работа со словарями на уроках русского языка многоаспектна и многогранна.
4. Словарная работа на уроках русского языка.
Большое место в деятельности каждого учителя русского языка на уроке занимает словарная работа. Программа предусматривает усвоение определенного количества словарных слов в каждом классе. Они выносятся во всех учебниках на поля или заключаются в рамки.
Работа с данными словами даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять его в новом контексте, повысить грамотность школьников. Но слова в рамках учебника даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провёл серьёзную работу, даёт небольшой эффект. Мы используем различные формы словарной работы, но наиболее действенной и удачной, по моему мнению, оказалось ведение учащимися личного тематического словаря, являющегося частью «Справочника школьника», который ведут мои ученики с 5 по 9 классы. Использование такого приёма приводит словарную работу в какую-то систему. Все слова, данные в рамках, условно разделяются на темы, группы. Так, в V- VI классах получаются такие группы: спорт, дом и комната, армия, дорога и движение, школа, меры длины и веса, прилагательные, одежда, магазин, профессия, искусство, сад и огород, общественно-политическая лексика, космос. В VII классе появляются новые темы: обед, связь и почта, больница, глаголы, наречия. В VIII классе тем становится меньше: литература, театр и искусство, армия и флот, общественно-политическая лексика, строительство, наука, школа, улица и движение, спорт, нравственные качества. В IX классе: армия, наука, общественно-политическая лексика, строительство и производство, искусство, нравственные качества человека. Из перечня видно, что существует преемственность, учитываются возрастные особенности учащихся, в связи с чем и меняется тематика словарной работы. Каждая группа в системе пополняется другими словами по мере прохождения нового материала. Слова записываются в словари, придумываются с ними словосочетания, предложения. Так новые слова естественно входят в сознание учащихся. Можно отдельным ребятам дать задание: найти в словаре значение того или иного слова и объяснить на следующем уроке в классе. Упражнения по тематическому словарю возможны самые разнообразные: словарный диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам, вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, антонимы, произнести правильно, расставить ударение и т.п. В словарь ученика можно вводить слова, которые школьники часто слышат по радио, телевизору. Данная система работы включает учащихся в активный поиск по данному вопросу, прививает в них потребность обращения к словарям.
Таким образом, словарная работа на уроках русского языка имеет немаловажное значение для расширения лексикона учащихся, уточнения значения слов, включения их в активный словарный запас, повышения грамотности школьников.
5. Из личного опыта работы по вопросу использования словарей как средства формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся.
Словари заслуженно называют спутниками цивилизации и сокровищницами национального языка. Известный языковед XIX века И.И. Срезневский писал: «Каждое слово – есть представитель понятия, бывшего в народе: что было выражено словом, то было и в жизни; чего не было в жизни, для того и не было слова».
Начиная с 5 класса, я доказываю ученикам, что «словарь, по словам А. Франса, – это книга книг». В кабинете русского языка и литературы словарям у нас отведён целый стол. Дети могут по мере необходимости (во время урока и после занятий) обратиться к ним за помощью. В начале 5 класса провожу анкетирование. Цель его – выяснить степень осведомлённости учащихся о словарях, наметить пути работы с ними. Анкета включает в себя следующие вопросы: 1. Что такое словарь? 2. Какие знаете словари? 3. Умеете ли вы пользоваться словарями? 4. Когда сами обращаетесь к словарям? 5. Работали ли вы со словарями на уроках русского языка в начальной школе? 6. Нужны ли человеку словари? Зачем?
Анализируя ответы ребят, я пришла к выводу, что необходимо дать детям точное определение понятия «словарь», познакомить их с разнообразными видами словарей, прививать потребность обращаться к этим книгам не только на уроках русского языка, но и после уроков и в любой другой жизненной ситуации. Обобщая ответы учащихся, поняла, что они осознают важность словарей для любого человека, но мало кто использует эти источники во внеурочной деятельности. Следовательно, моей первостепенной задачей стало привитие интереса к книге, носящей название СЛОВАРЬ.
Систематически на уроках русского языка мы проводим самостоятельную работу. Цель – проверить, насколько богат словарный запас учащихся, выявить их грамотность (орфографическую, пунктуационную и речевую). Самостоятельная работа, допустим, в 5 классе включает в себя 4 задания, 3 из них состояли из двух частей: теоретической (проверка общей эрудиции) и практической (объяснение значения слова, его правописания, произношения).
Задание 1. а) Как вы думаете, каково значение толкового словаря для человека? Ответ обоснуйте; б) Раскройте значение слов (своими словами): симпозиум, абонемент, президиум, воззрение.
Задание 2. а) Для чего человеку необходимо пользоваться орфографическим словарём? Каково ваше мнение? б) Объясните правописание слов: …(н, нн)улировать, бе…пр…цедентный, бе(л, лл)…тристика, и(л, лл)юстрация, и(л, лл)юминация, м…н…стерство, …(к, кк)уратный, …(к, кк)упация, прив…л…г…рованный, п…рсп…ктива.
Задание 3. а) В чём заключается значение орфоэпического словаря для человека? б) Расставьте ударение в следующих словах: Каталог, ходатайство, партер, форзац, красивее, диспансер, углубить, колледж, обеспечение, позвонишь.
Задание 4. Перечислите, какие виды словарей вы знаете? Кто их автор?
Первые результаты данной самостоятельной работы, проведённой в сентябре, оказались не такими, какие хотелось бы видеть. Только некоторые из учеников смогли написать и объяснить, какие словари им известны и для чего необходим тот или иной словарь. Можно сделать вывод, что ребята узнали о существовании отдельных словарей впервые (орфоэпический, этимологический, словообразовательный). Передо мной встала задача – научить школьников в совершенстве пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями и по возможности всеми имеющимися в классе видами словарей. Здесь я столкнулась с проблемой малой оснащённости сельской школы учебной литературой, в частности словарями. Выдать их каждому ученику не было возможности, так как некоторых насчитывалось всего по 1-2 книгам. Отдельные виды словарей имелись в одном экземпляре и то мои личные. Но мы с ребятами нашли выход из этой ситуации: работали со словарями коллективно, в парах, в группах, после уроков. На уроках мы опирались в основном на 3 вида словарей: 1) Ожегов С.И. Словарь русского языка. 2) Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: для учащихся средней школы. 3) Розенталь Д.Э. Орфоэпический словарь. Также в дальнейшем востребованными стали словари синонимов, антонимов, паронимов, фразеологизмов, строения слов, этимологический, словарь трудностей и др.
По моему мнению, сначала необходимо раскрыть значение слова, его правописание и произношение, так как многие слова неизвестны или непонятны учащимся, поэтому они и ошибаются в их правописании и произношении. Нужно добиваться, чтобы такие слова переходили из пассивного запаса в активный. Это одно из необходимых условий для развития связной правильной речи учащихся.
Для того чтобы работа со словарями как средство развития речи учащихся была более эффективной, она должна осуществляться, я думаю, не только непосредственно на уроках русского языка, во внеурочной деятельности, но и дома. Поэтому учащиеся, помимо основного домашнего задания, получали такой вид работы, как поиск информации в различных словарях (толковом, орфографическом, орфоэпическом, словаре строения слов, фразеологическом и других). Неотъемлемой частью эффективности подобной работы является система уроков, посвящённых словарям (эта работа, как любая другая, должна осуществляться систематически). Проводились внеклассные мероприятия по данной теме, например: «Словари – наши добрые помощники», лингвистический утренник, посвящённый автору «Толкового словаря» В.И. Далю – «Собирал человек слова…», «Радость познания – в словаре», устный журнал «Путь к слову», презентация «В гостях у словарей», игра «Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке», КВН «Путешествие во Вселенную», «Родные россыпи жемчужин» и др. (см. «Приложение»).
Хочется отметить, что положительной стороной этих мероприятий является заинтересованность, увлечённость ребят, желание работать со словарями и другой справочной литературой. Я считаю, что работа со словарями, должна включаться в каждый урок. Поэтому 5-7 минут в начале каждого урока (исключая контрольные работы) у нас отводится непосредственно работе со словарями. Ребята пытаются объяснить значение слова и фразеологизма, их правописание, произношение слов, их строение (образование). Все слова, словосочетания, обороты я заранее записываю на доске. Мнение ребят мы сравниваем с правильными вариантами из словарей. Часто ученики получают задание на дом: найти в словаре значение слова (толковый словарь), правописание (орфографический), произношение (орфоэпический), значение того или иного фразеологизма (фразеологический) и т. д. На следующем уроке задание проверяется и даётся новое. Таким образом, у учащихся вырабатывается умение, а затем и навык работы со словарями. Слова, с которыми школьники работали, запоминаются, затем они включаются в словарные диктанты. Иногда предлагается учащимся выполнить индивидуальные задания для работы со словарями: подобрать словарный диктант, а на следующем уроке побыть в роли учителя. Такое задание ученики очень любят, и даже «слабенькие» стараются, этот вид работы вызывает несомненный интерес среди ребят.
Приведу несколько вариантов словарных диктантов, составленных школьниками.
Вариант 1. Актриса, дрессировщик, отшельник, аллея, министерство, перспектива, биссектриса, ходатайство, президиум, впоследствии. Вариант 2. Каталог, оккупация, абонемент, юннат, беспрецедентный, симпозиум, воззрение, иллюминация, сжаться, участвовать. Вариант 3. Вплотную, аккомпанемент, беллетристика, привилегированный, абонемент, обеспечение, грошовый, пресмыкающиеся, фармацевт, дезертир и т. д.
Также учащихся привлекает такое задание – подобрать синонимы, антонимы к слову. На уроках систематически проводится работа со словами, заключёнными в рамки: определяется их лексическое значение, выделяются орфограммы, составляются словосочетания и предложения. Например: Аккуратный. Лексическое значение: 1. Исполнительный, соблюдающий во всём порядок, точность. 2. Тщательный, выполненный старательно и точно. Словосочетания: аккуратный ученик, аккуратное исполнение. Предложения: Он вошёл в аккуратно убранную комнату. Мальчик выполнил работу тщательно, аккуратно. Выполнив эту работу, учащиеся получают задание для работы со словарями синонимов и антонимов. Например: Аккуратный. Синонимы: чистоплотный, опрятный. Антонимы: неопрятный, неаккуратный, неряшливый. В результате учащиеся запоминают новое слово, его значения, расширяют свой словарный запас, кругозор. Впоследствии данное слово уже не вызывало затруднений при употреблении его в разных контекстах.
На уроках русского языка часто предлагаются разнообразные лингвистические и творческие задания, при выполнении которых ученики должны уметь пользоваться различными видами словарей. Ниже приведено несколько разновидностей упражнений, позволяющих повысить уровень культурного владения языком.
1. Прочитайте, поставьте ударение. Проверьте себя по словарю. Апокалипсис, кладовая, созвониться, балованный, лопочущий, таможня, ваяние, молодёжь, углубить, гарантировать, намерение, феномен, дремота, облегчить, христианин, закупорить, эксперт, издавна, разомкнутый, диспансер.
2. В чём разница между данными ниже словами? Составьте с каждым из них словосочетания или предложение. Зубы – зубья, образа – образы, корпуса – корпусы, ордена – ордены, лагери – лагеря, сыновья – сыны, листья – листы, учители – учителя, мужья – мужи, цветы – цвета.
3. Как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» или «у рыбов нет зубов»? После того как вы решите этот вопрос, приступайте к следующему заданию: образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных: абрикосы, вафли, партизаны, апельсины, гектары, полотенца, басни, зеркальца, простыни, блюдца, минеры, рельсы, ботинки, монголы, румыны, будни, носки, сапоги.
4. Паронимы – это разные по значению слова, близкие по произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по родству корней; сходность в звучании этих слов приводит к смешению их в речи. Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках. При затруднении используйте словари. Концертный (абонемент, абонент). (Безответная, безответственная) покорность. (Вдох, вздох) сожаления. (Длинные, длительные) наблюдения. (Зрительные, зрительские) аплодисменты. (Крокодилий, крокодиловый) чемодан. (Невежа, невежда) в музыке. (Памятный, памятливый) разговор. (Экономика, экономия) времени.
5. Установите случаи ошибочного употребления иноязычных слов. а) «А если, не случай,– чего боже сохрани!– кто и приедет, да если что тебя спросит или что-нибудь скажет, то немедленно отвечай саркастической улыбкой. Знаешь, что такое саркастическая улыбка?» – «Это остроумная, что ли, матушка?» (Достоевский)
б) «Мужу нравится только одна твоя материальная красота, а нам ты вся нравишься. За что тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств?». (Чехов)
в) «Это кто ж там такой вышедший?» – «Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший». (Зощенко)
г) «Он показывает мельчайшие, невидимые глазу анатомы, блоху величиною со слона и инфузорию…». (Тэффи)
6. Объясните значение следующих фразеологизмов (ниже даны слова для справок). При затруднениях используйте фразеологический словарь. (В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчёлся; куры не клюют; кожа да кости). Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.
Все эти упражнения пробуждают интерес к учебной деятельности, активность ребят на уроках, приучают учащихся обращаться к различного рода словарям при затруднениях.
В настоящее время, помимо существующих, в свет выходят все новые и новые словари. Работа с ними облегчает во многом жизнь людей, так как в них собраны сотни тысяч слов, объяснены их лексические значения, сферы употребления и т.д. По этой причине учащимся было предложено составить какой-либо несуществующий словарь. Для примера я показала детям словарь, составленный учениками прошлых лет, – «Словарь вежливых слов». Данный вид работы предполагает долгий, упорный труд, потому что только в этом случае можно добиться желаемого результата. Для начала мы с ребятами выбрали названия для будущих словарей. Многие исходили из своих увлечений. Если ученик увлекается рыбной ловлей, то он решил составить словарь, в который включит слова, имеющие отношение к этому роду занятия. Затем ребята внимательно отбирали необходимые слова, определяли их лексическое значение (при помощи толкового словаря), распределяли их в алфавитном порядке (это обязательное требование для словаря). И заключительный этап – оформление книги. Это фантазия ребят, но обложка должна отражать название и содержание книги (или это иллюстрация на тему, или традиционное для словаря – фамилия и название). Этот вид занятия проводился в виде своеобразного конкурса. После завершения была организована защита составленных словарей, выставка книжек-самоделок, где определили самые интересные, оригинальные. Ребята сами сделали вывод, что все словари заслуживают внимания, среди них нельзя выбрать лучшие и худшие. Здесь оказались «Словарь музыканта» и «Словарь шофёра», «Словарь лётчика» и «Словарь диалектизмов», «Словарь молодёжного арго» «и даже «Словарь грубияна», вместивший в себя 30 слов.
Неотъемлемой частью работы являются контрольные словарные диктанты, где учащиеся проверяют свои знания. Итогом всей работы со словарями является небольшая контрольная работа, где проверяются теоретические знания (знание словарей русского языка, их автора, назначение) и практические (определение лексического значения слова, правописание и произношение). Целенаправленно можно взять первую самостоятельную работу, которую учащиеся писали в начале года. Цель её – проверить, чему научились ребята. Результаты в мае были значительно лучше, чем в сентябре: справились с нею практически все, если не считать небольшие недочёты.
Также проводим повторное анкетирование. Цель его – выявить, чему научились ребята за это период, сравнить полученные результаты с начальными. Анализируя ответы учащихся, я пришла к выводу, что данная система работы со словарями дала хорошие результаты и работа была организована правильно. Учащиеся стали больше обращаться к словарям. Надеюсь, что это останется у них хорошей привычкой, и словари будут школьникам добрыми друзьями и помощниками по жизни.
Ребятам было предложено написать небольшой отзыв о работе со словарями, получили ли они какую пользу, понравилось ли им работать.
Ниже представлены некоторые отзывы учащихся.
1. «На уроках мы часто используем словари. В них можно найти ответ на любой интересующий тебя вопрос. Только не ленитесь заглядывать в словари, и будете самыми грамотными людьми! Русский язык очень богат, красив и выразителен!» (Двойнишников Никита, 5 класс)
2. «Мне очень нравится работать со словарями. С их помощью я узнал много интересных слов, их правописание и значение. Спасибо нашему учителю, Екатерине Александровне, что находит время на уроке, чтобы научить нас пользоваться словарями, прививает в нас любовь к этим самым полезным книгам. У меня дома тоже есть словари, и я ими стал теперь чаще пользоваться». (Данилов Павел, 5 класс).
3. «Русский язык очень сложный предмет, но наша учительница старается его проводить, чтобы он был нам интересен и не казался скучным. Особенно мне нравится работать с разными словарями. Как я раньше могла без них обходиться!? Не можешь точно определить значение слова – можно обратиться к «Толковому словарю», испытываешь затруднения в постановке ударения, не поленись в «Орфоэпический словарь» заглянуть, ну а история слова интересует – к вашим услугам «Этимологический словарь». Все словари нужны и полезны! А русский язык мне стал нравиться!» (Осовская Алеся, 5 класс).
4. «Мне понравилось работать со словарями русского языка, потому что я узнала много новых слов, их значения, произношение. Я не предполагала, что русский язык богат такими красивыми словами. Русский язык – самый красивый язык в мире. Мне и раньше он нравился, а сейчас ещё больше привлекает и манит изучать свои сложные правила и разгадывать филологические тайны и загадки». (Зовутина Евгения, 6 класс).
5. «Екатерина Александровна часто даёт нам на дом работу, которую мы должны выполнить, используя словари разных видов. Мне сначала не нравилось «копаться» в этих толстых книгах. Но сейчас я поняла, что стала намного умнее, так как, работая со словарями, я всякий раз узнавала что-то новое, ранее мне неизвестное. Любите словари, они содержат в себе огромную нужную информацию!» (Спасская Екатерина, 7 класс)
6. Заключение
Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы со словарями на уроках русского языка в 5-7 классах – это очень актуальная и злободневная проблема в методике преподавания русского языка. Пытаясь дать оценку различным видам словарей, анализу приёмов работы с ними, я пришла к выводу, что каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача – содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, правильной, культурной.
Не следует забывать, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словесника. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение систематически пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и правильной связной речи. Убеждена, что работа со словарями на уроках русского языка обеспечит интенсивное интеллектуальное и речевое развитие школьников.
Хотелось бы предложить некоторые практические советы, дать рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка начинающим учителям:
– Провести систему уроков и внеклассных мероприятий на темы «Словари – наши друзья», «Словари – сокровища национального языка»; «Страна Словария» и др.
– Включать работу со словарями в каждый урок;
– Предлагать учащимся разнообразные, иногда опережающие задания для работы со словарями (составить словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову, объяснить значение фразеологизма, поставить ударение и др.);
– Систематически объяснять значение новых и непонятных слов, употреблённых в тексте;
– Составить один из несуществующих в языке словарей;
– Написать аннотацию на любой словарь (по выбору);
– Уметь характеризовать построение словарной статьи;
– Найти слово в словаре объяснить, почему оно интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна, каков его морфемный состав, сделать словообразовательный анализ, вспомнить, какие фразеологизмы с ним существуют и др.;
– Составить кроссворд по темам «Лексика», «Фразеология» и т. д.
Итак, коммуникативная компетенция личности в современном обществе является одной из ведущих. Она предполагает высокий уровень культуры общения. Однако умение подбирать нужные слова, правильно их произносить, строить связные высказывания не приходит само собой. Неоценимую помощь в этом окажет умение работать со словарями. Вспомним справедливое изречение: «Не тот образованный человек, кто всё знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Именно в словарях возможно найти ответы на очень многие интересующие школьников и вызывающие у них затруднения вопросы. Необходимо помнить об экологии речи, заботиться о здоровье языковой среды во имя сохранения культуры всего нашего народа. Хранителями литературной нормы русского языка являются словари разных типов. Умение ими пользоваться, привычка к ним обращаться – показатель высокого уровня коммуникативной культуры учащихся.