Урок математики в 1-м классе по теме "Числа 1–7", образовательная система "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа


Основные цели:

  • Сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой.
  • Закрепить взаимосвязь между частью и целым.
  • Сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами.
  • Повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 7, сравнение групп предметов по количеству, запись результатов сравнения с помощью знаков «больше», «меньше», «равно».

Оборудование:

  • Рисунок «Гроздья винограда»
  • Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, семиугольник, незамкнутая ломаная, состоящая из 4 звеньев, отрезок, треугольник, трапеция, пятиугольник, шестиугольник, угол.
  • Карточки с графическим изображением чисел и знаков.
  • Модель числового отрезка.
  • Эталон состава числа 7.
  • Карточки для работы в группах.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

1.Работа над закономерностью.

На доске дан ряд чисел: 16    25

– Какова закономерность? Продолжите данный ряд чисел, соблюдая закономерность.

Полученный ряд: 16    25    34    43    52    61

– Найдите общий признак каждой пары чисел (сумма каждой пары равняется 7)

2. Логическое задание «Гроздья винограда».

Определите, какие числа пропущены:

Докажите, что лишний квадрат (у него все стороны равны, а у остальных фигур все стороны неравны)
– Докажите, что лишняя ломаная (она незамкнутая ломаная, а остальные фигуры – это замкнутые ломаные)
– Докажите, что лишний семиугольник (у него 7 звеньев, а у остальных фигур – 4 звена)

Итог: установите связь между этими заданиями (все задания связаны с числом 7)

4. Характеристика числа 7.

Число 7 занимает седьмое место в числовом ряду; предыдущее число 6; последующее число 8.

5. Составление числовых выражений.

Составьте числовые выражения на сложение, значение которых равно 7

1 + 6 2 + 5 3 + 4 4 + 3 5 + 2 6 + 1

– Составьте числовые выражения на вычитание, значение которых равно 7

8 – 1 9 – 2 10 – 3 и т.д.

6. Сравните числа и поставьте знаки > < = и докажите двумя способами.

5 * 7 8 * 7 4 * 7 10 * 7

Образец рассуждения:

число 5 меньше 7, потому что число 5 при счете называется раньше, чем число 7;
– число 5 меньше 7, потому что на числовом отрезке число 5 находится левее, чем число 7
– Не называя чисел, скажите, какие числа меньше 7 (все числа, которые при счете называются раньше, чем число 7; все числа, которые на числовом отрезке находятся левее, чем число 7)
– Не называя чисел, скажите, какие числа больше 7 (все числа, которые при счете называются позже, чем число 7; все числа, которые на числовом отрезке находятся правее, чем число 7)

7. Работа по учебнику. Упражнение на установление закономерности и на установление количественного и порядкового. С. 78, №1

Работа сопровождается демонстрацией на доске:

– Сколько изображено фигур? (6)
– Назовите каждую фигуру (отрезок, треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник)
– Сколько звеньев у каждой фигуры?
– Обозначьте количество звеньев порядковым номером, поместите под каждую фигуру числовую карточку.
– Определите закономерность.
– Под каким номером фигура пропущена?
– Назовите эту фигуру.

Вариант рассуждения: у отрезка одно звено, значит эта фигура №1, у треугольника три звена, значит эта фигура №3, у четырехугольника 4 звена, значит эта фигура №4 и т.д. Пропущена фигура под №2, значит, она должна состоять из двух звеньев – это угол.

II. Постановка проблемы, «открытие» нового знания, формулирование темы урока

Работа по учебнику на с.78, №2. Работа по чертежу:

Что изображено? (числовые отрезки)

Фиксирование проблемы.

– Что общего между этими числовыми отрезками? (начальная точка, конечная точка, действие сложение)

– Какое противоречие заметили? (Начальная точка – одинаковая, действие – одинаковое – «сложение», а числа, которые прибавляют разные. Почему получается одинаковая конечная точка?)

Работа над решением проблемы.

Какое число будем увеличивать? (3)
– Как узнали? (от этой точки стрелка идет вправо)
– На сколько будем увеличивать это число? (на 4)
– Как узнали? (на первом числовом отрезке над стрелкой указано +4)
– Значение, какого числового выражения искала лягушка? (3 + 4)
– Значение, какого числового выражения искал суслик? (3 + 2 + 2)
– Значение, какого числового выражения искала бабочка? (3 + 1 + 3)
– Значение, какого числового выражения искала стрекоза? (3 + 3 + 1)
– Какое же число к 3 прибавляли все животные? (4) Почему, докажите. (4 это 2 и 2; 4 это 3 и 1; 4 это 1 и 3; 4 это 1, 1, 1, и 1)
– А как они прибавляли число 4 ? (по-разному)

Физкультминутка:

У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Наш медведь идёт домой,
А за ним и заинька.
Мы зверушек провожаем
И урок наш продолжаем.

III. Проектирование и фиксация нового знания

Составление числовых равенств по данным числовым отрезкам.

– Определите учебную задачу: чему будем учиться сегодня на уроке?

– Давайте объясним, как к 3 + 4 по-разному:

– Какой ещё существует способ прибавления 4 к 3? Изобразите его графически.

Запишите этот способ в виде «цепочки» числовых равенств

V способ:

– Какой способ решения самый эффективный?

IV. Проецирование нового знания

В группах составьте обратные операции на вычитание 4 из числа 7 и зафиксируйте их в виде числовых равенств.

I группа – составление числовых равенств по числовым отрезкам.

II группа – составление схем в виде числовых отрезков по числовым выражениям

Вывод: Как по-разному можно прибавлять 4 к числу 3? Как по-разному можно вычитать 4 из числа 7?

V. Включение в систему знаний и повторение

1. Заполните пропуски по образцу.

2. Составьте по схеме по 2 числовых равенства на сложение и вычитание.

VI. Итог урока

Как можно прибавлять и вычитать числа? (по частям)
– Что для этого нужно хорошо знать? (состав чисел)