Урок-КВН по окружающему миру "Если ты себе не враг, не вреди природе!". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: повторение и закрепление изученного материала по разделу «Сбережем природу своего края».

Форма проведения урока (нетрадиционная): КВН.

Задача урока: систематизировать знания детей о разнообразии животного и растительного мира своего края.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепить материал о разнообразии животного и растительного мира своего края;
    • расширить знания детей о красоте природы родного края;
    • учить детей самостоятельно работать со справочной литературой;
  • Развивающие:
    • развивать осознанное отношение к результату своего труда;
    • развивать такие приемы умственной деятельности, как сравнение, классификация, анализ и синтез;
    • развивать умения получать информацию из различных источников;
    • развивать мышление, внимание, наблюдательность.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу;
    • воспитывать бережное отношение к природе.

КСО (комплекс средств обучения): компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта России, карта Краснодарского края, Красная книга Краснодарского края, эмблемы команд, кроссворды, аудиозапись, знаки-загадки по правилам поведения в природе.

ХОД УРОКА

1. Релаксация

– Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, подарите хорошее настроение.

2. Постановка учебной задачи

– Сегодня наш урок будет проходить в необычной форме, у нас состоится заседание клуба веселых и находчивых под девизом: «Если ты себе не враг, не вреди природе!»
Главным объектом нашего внимания будет такой богатый и разнообразный растительный и животный мир Краснодарского края.
Итак, у нас две команды: «Флора» – защищает растительный мир Краснодарского края, «Фауна» – представляет животный мир».

3. Представление жюри

4. Конкурс «Приветствие»

Приветствие команды «Флора»:

– Все сегодня в нашем клубе улыбаются,
– Потому что КВН начинается!
– Мы экскурсии в природу очень любим совершать.
– И сегодня мы с друзьями будем «Флору» представлять!
– Каждая травинка в поле – это «Флора»!
– И цветок на клумбе – это «Флора»!
– Кустики, деревья, елки – это «Флора»!
– Мох ковром пушистым расстелился – флора!
– Флора есть ведь даже под водой,
– Флора – все, что вокруг нас с тобой.
– Очищает воздух и ласкает взоры.
– Все растенья вместе называют – флорой

Приветствие команды «Фауна»:

– Мы играем в КВН, поднимаем 100 проблем:
– Про прожорливых птенцов,
– Про веселых скворцов,
– Про слепого крота и домашнего кота,
– Про хохлатку на насесте
– И про всех животных вместе!
– Пусть в нашем классе все сегодня улыбаются:
– Дроздов и Масляков объединяются!
– Просьба к соперникам нашим:
Ответы точнее давать.
– А если неточность – утешим!
– Позвольте за вас досказать.

5. Конкурс «Разминка»

Мини-конкурсы:

1) «На рыбалке»

Заседание нашего клуба продолжается. Давайте вспомним, в каком уголке нашей необъятной Родины мы живем?
Конкурс «Разминка» будет проходить в необычных условиях, а … на рыбалке.
– Без чего не ходят на рыбалку?
Только нам сегодня не нужны ни удочки, ни наживка, а только ваши знания.
В этом необыкновенном пруду, где водится всякая рыба, ваш улов. Поймать не трудно, но необходимо назвать вид пойманной рыбы и место ее обитания (на изображениях рыбок написаны цифры – это номера вопросов у учителя, на которые отвечают члены команд)
1. Назовите краевой центр Кубани. Покажите его на карте.
2. Как называется самая главная река Краснодарского края? Покажите ее местонахождение.
3. Какие моря омывают территорию края? Покажите их на карте.
4. Назовите площадь Краснодарского края. Покажите границы края на карте, назовите его соседей.
5. Какая равнина находится на территории края. Покажите ее на карте.
6. Какие горы протянулись через всю территорию края? Покажите их на карте.

2) «Рыбацкие байки»

Следующим этапом разминки будет конкурс рыбацких баек «Веришь – не – веришь». Каждая команда приготовила своим соперникам вопросы с подвохом.

Команда «Флора»:

1. Верно ли, что в Краснодарском крае растет тисс?
2. Верно ли, что соня – летучая мышь и чемпион мира по сну?

Команда «Фауна»:

1. Верно ли, что у дятла мозги целы, потому что голова на амортизаторах?
3. Верно ли, что зайцу нужны уши для торможения на поворотах, а не для того,
чтобы лучше слышать?

6. Конкурс капитанов

Традиционным конкурсом любой встречи Клуба Веселых и Находчивых является конкурс капитанов. Не будем и мы отходить от традиций большого КВНа. Сейчас мы проверим наших капитанов на смекалку.

1. Сколько шагов сделает щука за 1 минуту?
2. Если один петух закукарекает изо всех сил, то проснется один человек. Сколько петухов должно закукарекать, чтоб проснулось 5 человек?
3. Какой зверь, если бы проводился конкурс по профессиям, был признан лучшим лесорубом?
4. Чем комар может быть полезен?

Еще одно испытание для наших капитанов – проверка их любознательности. Капитанам было дано задание подготовить интересное сообщение о местах охраны природы:
– о Кавказском государственном биосферном заповеднике,
– о республиканском госохотзаказнике «Приазовский»

7. Физкультминутка

Недавно мы с вами побывали на экскурсии в госохотзаказнике «Приазовский», где работает егерем папа вашего одноклассника Алеши Короткова. Давайте представим себе, что мы снова сидим с удочками в руках на берегу лимана, слушаем пение птиц, а где-то неподалеку пасутся дикие кабаны, которых мы видели живьем, крякают дикие утки и гуси, которых вы кормили своими руками.

8. Конкурс «Одна голова хорошо, а девять лучше»

В этом конкурсе команды покажут умение работать вместе быстро и дружно над решением кроссвордов.

д р о ф а
л и с а
з у б р
к а б а н
в ы д р а

Команда «Флора»:

1. Птица, занесенная в Красную книгу Краснодарского края, обитающая в нашем районе.
2. Главный враг ежей.
3. Самое крупное млекопитающее животное кавказского заповедника.
4. Единственный представитель парнокопытных, обитающий в госохотзаказнике «Приазовский».
5. Животное нашего края, имеющее ценный мех.

ф и а л к а
т о п о л ь
р о г о з
р и с
к а м ы ш

Команда «Фауна»

1. Растение-первоцвет, из цветов которого добывают эфирное масло.
2. Дерево, являющееся символом Кубани.
3. Влаголюбивое растение нашего края.
4. Культурное растение Кубани, возделываемое на полях, покрытых слоем воды.
5. Основное растение лиманов и плавней Кубани.

9. Вопросы для болельщиков

Пока команды заняты делом несколько вопросов для наших болельщиков
– Какая птица носит название корабля?
– Какое дерево является символом России?
– Как звали богиню цветов в Греции?
– Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя?
– Может ли сова прикусить себе язык?

10. Конкурс «Выбери и расскажи»

Работа в группах

В этом конкурсе команды должны показать, как они умеют работать самостоятельно, используя материалы учебника и карт.
Команде «Фауна» выбрать материал об обитателях животного мира нашей местности, а команде «Флора» о растительном мире нашего района. Затем от каждой команды выступит спикер с сообщением.

Сообщения спикеров

– А теперь заслушаем сообщения спикеров

11. Музыкальная пауза

– Ребята, о бережном отношении к природе наш краснодарский композитор Виталий Александрович Кеворков написал замечательную песню, называется она «Никого не обижай». Послушаем эту песню в исполнении наших КВН-щиков.

12. Конкурс «Домашнее задание»

1) Сообщения учащихся

Пришло время последнего конкурса нашей игры. Домашним заданием для команд было приготовить сообщения о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Кубани. Капитаны, соберите работы каждого члена команды и сдайте их для оценки жюри.

2) Мини-конкурс «Последний в цепочке»

Продолжим проверку знаний команд о тех растениях и животных, которые требуют особого бережного отношения от нас с вами, небольшой мини – конкурс «Последний в цепочке»

3) Знаки-загадки по правилам поведения в природе

В конкурс «Домашнее задание» входит еще один раздел, так как он отвечает девизу нашей встречи – «Если ты себе не враг, не вреди природе!» Каждая команда приготовила для соперников знаки – загадки по правилам поведения в природе. Необходимо раскрыть значение каждого запретного символа полным ответом.

13. Подведение итогов, выставление оценок

Для подведения итогов предоставляется слово нашему замечательному жюри.

14. Домашнее задание

К следующему уроку участники команд должны приготовить рисунки:

  • команда «Флора» животных Краснодарского края,
  • команда «Фауна» растительность Краснодарского края.

Приложение 1